РОССИЯ ГОТОВА ПОСЛАТЬ ЕВРОСОЮЗ?

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

ЗАСЕДАНИЕ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ 27 СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС ЗАКОНЧИЛОСЬ ПШИКОМ

Министры договорились о расширении санкционного списка российских граждан, «кто отвечает за арест, выдвижение обвинения и приговор Алексею Навальному». Под персональные санкции могут попасть председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Алексей Калашников, директор Федеральной службы войск национальной гвардии Виктор Золотов и генпрокурор РФ Игорь Краснов.

Возможно, в список добавят публику помельче – судью московского районного суда, заменившего второй условный срок Навальному на реальный, районного прокурора и т. п., обеспечив их карьерный взлет.

Есть вероятность, что подтянут видных пропагандистов типа квалифицированного «лабуха» Владимира Соловьева, способного не елозить в одной плоскости, а касаться разных граней обсуждаемой темы. Интернет мечется в предположениях – из желающих попасть в престижный список выстроилась очередь.

Окончательный перечень фамилий «еще согласовывается», на это «уйдет максимум неделя», остужает пыл соискателей глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФОН

Политический фон отчетливо прослеживается из выступлений западных лидеров во время недавней Мюнхенской конференции по безопасности (проходила в режиме online).

– России легче угрожать отдельным странам, чем вести диалог с сильным и единым трансатлантическим союзником, – заявил американский президент Джо Байден, видимо, призывая партнеров в новый крестовый поход. Правда, тут же оговаривается, что Вашингтон не хочет возвращения времен холодной войны.

– Россия вновь и вновь пытается спутывать страны-члены ЕС в гибридном противостоянии. Поэтому особо важно, чтобы мы выработали общую трансатлантическую повестку дня по России, – вторит американскому президенту канцлер ФРГ Ангела Меркель (цитата по РИА «Новости»).

Меркель соглашается с заявлением Байдена, который обвинил Москву в том, что она разрушает союз «европейского проекта» и НАТО.

Президент Франции Эммануэль Макрон говорит о необходимости вести диалог с Россией «ради архитектуры современной безопасности», но такой диалог «должен быть требовательным».

Между тем министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова уже порядком достала требовательность этих ребят, что путают Россию со своими колониями. Лавров подтвердил свой тезис: Москва готова разорвать отношения с Брюсселем.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

На пресс-конференции по итогам встречи 27 министров иностранных дел глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель поведал журналистам, что на его памяти это было одно из самых насыщенных и самых интересных заседаний.

– Россия скатывается к авторитарному государству, – заявил Боррель. – И откатывается от Европы.

Жозеп Боррель сформулировал согласованную линию Евросоюза в отношении России «в трех пунктах»: ЕС намерен «давать отпор», в случае, когда «Россия посягает на международное право и права человека»; «удерживать» Россию, когда она пытается «увеличить давление» на ЕС, «в том числе применяя дезинформацию и кибератаки»; «взаимодействовать» с Россией, когда это важно и интересно самому Евросоюзу.

– Давать отпор, удерживать, взаимодействовать, – еще раз для убедительности повторил Боррель, не глядя на телекамеры, подмечает «Коммерсантъ».

Что касается заставить Москву изменить свою политику посредством секторальных санкций, от чего западных ребят предостерег Сергей Лавров, «то здесь нет оснований».

– Может, мы и не любим олигархов. Но, чтобы наложить на кого-то санкции, мы должны доказать, что этот человек напрямую участвовал в том, за что мы накладываем санкции. Так работает верховенство закона. Нельзя наказывать людей просто за то, что они нам не нравятся, – сказал, отвечая на вопросы журналистов, Боррель.

Собственно, этого от него и ждали. Европейские дипломаты обычно озвучивают заранее заготовленный текст. «Ему задаешь конкретный вопрос, а он, словно не слышит, снова начинает зачитывать текст. Вот каково качество наших европейских партнеров!» – сетовал накануне Лавров.

Впрочем, это в большей степени относилось к финскому министру иностранных дел Пекка Хаависто, который недавно приезжал к Сергею Лаврову, говорил от имени ЕС и предстал перед изумленной российской публикой, что называется, во всей красе. Жозеп Боррель в переговорах с Лавровым оказался человеком вполне вменяемым, из-за чего по возвращении в Европу его подвергли жесткой обструкции. В итоге Боррелю пришлось по-новому расставить акценты и сменить риторику. По мнению европейских СМИ, он провалил визит.

Теперь Жозеп Боррель был осторожен. Примерный текст, заготовленный накануне, гласил: «Что касается российских олигархов, идея санкций против них не соответствует нашей политике. Мы принимаем санкции, чтобы добиться изменения политики Правительства России, они вводятся против лиц, которые прямо связаны с конкретными решениями правительства, для этого нужны очень серьезные юридические обоснования», – сообщают «Ведомости», со ссылкой на источник в брюссельских кругах.

Западные ребята услышали Сергея Лаврова. Европа, ввязавшись в санкционную возню по сдерживанию России, потеряла десятки миллиардов и практически исчерпала ресурс.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Евросоюз ввел экономические санкции против России летом 2014-го, после госпереворота на Украине, когда Германия, Франция и Польша, поставившие подписи под договоренностями с тогдашним президентом Украины Виктором Януковичем, потеряли лицо. С тех пор утерявшая самостоятельность Украина воспринимается не иначе, как проект против России.

В марте 2015 года лидеры стран ЕС расширили санкции, увязав их с выполнением Минских соглашений. Москва указала, что Россия – не сторона внутриукраинского конфликта и не субъект Минских соглашений, а лишь посредник в процессе урегулирования. И приняла ответные ограничения.

В Европейском парламенте тогда утверждали, что cекторальные санкции «оказались болезненными и усугубили экономический спад в России, вызванный обвалом цен на нефть». А их основное краткосрочное влияние «выразилось в ограничении доступа к западному кредитованию, притоку инвестиций» и невозможности возврата «к более высоким темпам экономического роста», припоминает РИА «Новости».

Однако в 2018-м европейские законодатели признали: санкции дают весьма ограниченный эффект. «Несмотря на попытки Запада изолировать Москву, Россия играет все более заметную роль на мировой арене. А российские контрсанкции помогли сельскому хозяйству страны».

НЕ ПЛЮЙ В СОСЕДА – ОТЛЕТИТ САМОМУ

В 2019-м итоги «санкционной пятилетки» проанализировали экономисты Маттье Крозе из Линнаньского университета в Гонконге и Юлиан Хинц из Кильского института мировой экономики. По их подсчетам, на Россию приходится чуть больше половины убытков от западных санкций – 2,2 миллиарда долларов в месяц. Остальные 45% на общую сумму 1,8 миллиарда долларов в месяц делят между собой инициаторы санкционных ограничений.

Схему подсчета описал влиятельный научный журнал Economic Policy. Базой послужили оценки того, как могла бы развиваться международная торговля без взаимных ограничений и при стабильной рыночной конъюнктуре, и как она развивается сейчас.

Выяснилось, что суммарный ущерб – 4 миллиарда долларов в месяц. Больше всех теряет Германия – 38%, 667 миллионов долларов в месяц. Сильно пострадали французские компании. Экспорт, перенаправленный в другие страны, все равно не компенсировал убытки.

ПОСЧИТАЛИ – ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

Санкционную войну между Брюсселем и Москвой также подробно проиллюстрировали экономисты Венского института международных экономических исследований (Wiener Institut fur Internationale Wirtschaftsvergleiche – WIIW).

Согласно оценкам WIIW сокращение экспорта в Россию обошлось Германии в 0,2% ВВП в 2014–2018 годах, Австрии – в 0,5%. К наиболее пострадавшим экономисты отнесли Чешскую Республику, Венгрию (каждая потеряла по 0,6% ВВП) и Словакию (минус 1% ВВП). Однако в абсолютных показателях самые большие убытки опять же у Германии – 14 миллиардов евро только за первые два года санкций.

В Министерстве экономики и энергетики Германии констатировали: европейский бизнес с 2014 года потерял миллиарды из-за санкций против России, а замороженные активы и денежные средства российских граждан и компаний, попавших в черный список, – это порой несколько сотен евро!

В 2018 году Германия занесла в санкционную базу данных замороженных активов и денежных средств порядка 485 тысяч евро, Ирландия – 24 тысячи, Италия – 94 тысячи, Нидерланды – 806 евро. Выделяется только Кипр – более 3-х миллионов евро.

В 2019-м этот же показатель в ФРГ – 337 тысяч евро, Ирландии – 77 тысяч, Италии – 148 тысяч, Нидерландах – 819 евро. В 2020-м в Германии – 341 тысяча евро, Нидерландах – 761 евро.

Всего с 2014-го Германия заморозила порядка 1,8 миллиона евро. А торговый оборот между ФРГ и Россией в 2014 году был 67,7 миллиарда евро, в 2015-м – 51,5 миллиарда, в 2016 году – 48 миллиардов. Динамика очевидна.

Такой вот, понимаешь, расклад.

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Евгений КРАН /рис./


48770