Рассмотреть невидимое

Тюменская тифлостудия «Совенок» помогает незрячим детям подготовиться к школе и самостоятельной жизни.

Человеку, привыкшему ориентироваться на свое зрение, довольно сложно представить, как можно читать, готовить, приводить себя в порядок и работать, не видя окружающие предметы. Анна Фадеева, потерявшая зрение во взрослом возрасте, не только научилась делать это сама, но и приобрела замечательную профессию тифлопедагога. Теперь она помогает незрячим и слабовидящим детям Тюменской области подготовиться к школе и к дальнейшей самостоятельной взрослой жизни.

– Я получила среднее медицинское образование, потом высшее биологическое. В разных сферах успела поработать. После того как потеряла зрение, сначала прошла курсы переподготовки, а потом окончила Московский институт психоанализа на отделении дефектологии и стала работать нейродефектологом, – рассказала руководитель тифлостудии «Совенок» Анна Фадеева корреспонденту издания «Тюменская область сегодня».

В среднем студию посещает 20-25 детей дошкольного и школьного возраста. Зимой обычно меньше, летом – больше. Занятия, как правило, индивидуальные, потому что у каждого ребенка свои запросы. Тифлопедагог отметила, что парные занятия обычно проводятся, если задачи, которые нужно решить, у детей совпадают. А на групповых уроках ребята участвуют в игровых мероприятиях. Сложности в ходе обучения у незрячих ребятишек мало чем отличаются от других школьных. Кто-то легко воспринимает письмо и чтение по системе Брайля, а кому-то оно дается тяжело. Это же касается и социально-бытовой ориентировки: нарезания продуктов, готовки, шитья, а также ориентации в пространстве. Когда что-то не получается, детям бывает сложно выходить из зоны комфорта.

У Анны Фадеевой свои подходы к обучению, и она находится с воспитанниками на одной волне.

– Дети периодически мне задают вопросы: «А как это – видеть?», «А что такое фотография, это же просто листочек бумаги – как на нем может быть лицо?» Чтобы объяснить, приходится что-то адаптировать. Мне, конечно, проще, поскольку я сама не вижу уже 20 лет. И когда покупаю какой-то дидактический материал, то сначала проверяю, смогу ли сама понять, чтобы потом ребенку объяснить, – отметила педагог.

Важным шагом для помощи детям с нарушениями зрения стало создание звуковой азбуки. Идея возникла во время работы с девочкой, которая испытывала трудности в запоминании последовательности точек Брайля. Анна придумала для нее четверостишия, привязанные к каждой букве, и девочка начала запоминать не только стихи, но и сами точки. Поскольку подход оказался успешным, теперь он востребован и другими детьми. А недавно к педагогу обратились активные мамы, которые попросили создать аналогичную азбуку для них, но в более доступной визуальной форме. Такое пособие может помочь родителям лучше осваивать материал, чтобы, в свою очередь, помогать детям в процессе обучения.

Еще тифлопедагог издала книгу «Они видят солнце»: она написана для родителей, у которых появились на свет незрячие дети. В книгу вошел десятилетний опыт работы Анны. Здесь приведены десять историй про детей с разными диагнозами, про занятия с ними и их развитие.

В социально-бытовой реабилитации очень помогают современные технические средства – нужно только научить детей ими пользоваться. Например, наливая в стакан жидкость, человеку, который не видит, сложно определить, где его край. Тифлопедагоги показывают, как работает индикатор уровня жидкости. Прибор, когда жидкость наливается до краев стакана, издает звуковой сигнал, и человек понимает, что пора остановиться. Есть специальные иголки с разрезом, для того чтобы можно было самостоятельно вдеть нитку, а также мультиварки с говорящим выходом и кнопками, чтобы ребенок мог тактильно определить и нажать нужную. Существуют плиты с тактильными конфорками, чтобы можно было потрогать и понять, ровно ли стоит кастрюля. Есть говорящие весы, которые во время взвешивания продуктов озвучивают граммы. Специалист отмечает, что сейчас разработано много приспособлений для того, чтобы незрячий человек мог обслуживать себя в быту.

По словам Анны, родителям нужно давать ребенку больше самостоятельности. Если ребенок одевается дольше, значит, лучше встать раньше, но дать ему это сделать самому. Многие боятся, что незрячий ребенок обожжется или порежется, однако через это проходят все. Иголкой также могут уколоться и взрослые, и зрячие дети. Самый лучший опыт – это опыт жизненный. Когда ребенок сам пропустит через себя какую-то ситуацию, только тогда он это запомнит.

– У нас есть замечательный тифлопедагог Венера Закировна Денискина, которая сказала прекрасную фразу: «Мамы делятся на две категории – те, которые хотят спокойно жить, и те, которые хотят спокойно умереть». Первые просто все делают за ребенка, а вторые как раз максимально учат ребенка самостоятельности. Я всегда говорю родителям, что один час занимаемся мы, а 23 часа с ребенком занимаются они. Поэтому самое важное для понимания – что незрячий ребенок, когда вырастет, должен уметь в два раза больше, чтобы на открытом рынке труда его воспринимали как обычного человека, – советует руководитель тифлостудии «Совенок».

Анна Фадеева - уникальный педагог, она учит детей по собственным методикам. Лишившись возможности видеть, она использует свое зрительное мышление и старается адаптировать предметы вокруг детей так , чтобы они могли понять их значение. Одним из способов сделать это является групповое игровое занятие. Анна "замахнулась" даже на популярную телевизионную игру "Что, где, когда", которую недавно ее воспитанники провели в зале Тюменской региональной организации Всероссийского общества слепых.

Тифлопедагог детально продумала все элементы. Звуковым сопровождением занимался Борис Халин. Под знакомую всем музыку дети крутили «барабан», брали доставшийся им вопрос и читали его номер по Брайлю. Ведущий Александр Гусев, подражая интонациям Александра Маслякова, зачитывал вопрос, и, используя метод мозгового штурма, команда из шести юных «знатоков» в течение одной минуты искала правильный ответ. Капитан Кирилл Нелюбин, прослушав все варианты, выбирал игрока, который будет отвечать.

Кирилл не сомневался, что его команда победит. Он рассказал корреспонденту «Тюменская область сегодня», что участвует в игре «Что? Где? Когда?» не впервые: сначала был просто «знатоком», а теперь его поставили главным. Кроме Кирилла в состав команды вошли Виолетта Самонова, Валентина Егорова, Артем Юрьев, София Зеновенкова и Надежда Четвертак.

Большинство вопросов, так или иначе, было связано со школой, в которую скоро снова пойдут ребята. Не на все команде удалось дать правильные ответы, но победу она одержала с разгромным счетом 6:2. «Зрительный зал», в котором были родители юных «знатоков», пытался предложить свою помощь, но ребята справились сами. В лучших традициях игры был вопрос с черным ящиком и музыкальная пауза, во время которой выступила одна из участниц игры. Талантливая Валентина Егорова сыграла на гуслях и спела душевную песню.

Помогала в организации мероприятия председатель Тюменской региональной организации Всероссийского общества слепых Наталья Сергеева; она же и провела торжественную церемонию награждения победителей. Каждый «знаток» получил грамоту, написанную и для зрячих людей, и по Брайлю, а также подарок. Теперь ребята пойдут в школу с новыми знаниями.

Участница команды Надя Четвертак с удовольствием ходит в тифлостудию «Совенок» с самых первых занятий; она никогда их не пропускает. Мама девочки, Варвара, рассказала, что дочка просится на занятия.

– Все, что предлагает Анна Владимировна, Наде нравится. Дома она нам все пересказывает. Перед предстоящим занятием, требует, чтобы мы повторили с ней что-то из пройденного, подготовились, взяли, если необходимо, какой-то реквизит. Никогда Надя не говорила, что не хочет что-то делать, – поделилась Варвара.

Фото Екатерины Христозовой.


59994