БАШЛИ ДЛЯ КАРМАНА ЧИНА

ПРЕСС-ОБЗОР

Сегодня в народном календаре праздник – Огонь. По поверью давних лет, народ с утра поголовно читал заговор от зубной боли. Друг нашей редакции – русско-израильский поэт, писатель и философ Игорь Губерман – человек не православный. Однако отдал дань традиции – создал очередной «гарик». Опус, как водится, мы почерпнули из портала «ЛитМир»: «Вчера я бежал запломбировать зуб, /И смех меня брал на бегу: /Всю жизнь я таскаю свой будущий труп / И рьяно его берегу».

Мне, автору, тоже надо крайне попасть к зубному врачу. Однако повременю: у ребят торжество – Всемирный день стоматолога. Пусть ребята позволят себе расслабиться.

Лично у меня профессиональный праздник, к которому имею прямое отношение, – День работника гражданской авиации России. Вообще-то, я выходец из Дальней стратегической авиации. Сюда меня и Гену Дьяконова призвали из разных областей. Служили мы на ракетоносце Ту‑95к, но в разных экипажах: Геннадий – второй стрелок-радист, автор – командир огневых установок.

Однако, уволившись в запас, оказались в одном Тюменском управлении гражданской авиации: Гена – бортрадист в авиаотряде города Салехарда. Автор – корреспондент управленческой авиационной газеты. Увы, должности журналиста в экипажах грузовых Ан‑12 и Ил‑76 нет. Оформлялся бортпроводником. Во-первых, надо было следить за сохранностью дынь, арбузов, урюка, винограда, лука и чеснока, транспортируемых из Узбекистана на остров Сахалин, в Магадан, Якутск, Тикси… На Мыс-Каменный в том же ЯНАО – здесь гигантские самолеты приземлялись на песчаную косу Обской губы… Во-вторых, получать впечатления от работы пилотов, штурманов, бортинженеров… Ну а репортаж придется по прилете в Рощино навалять.

Нормально все складывалось. Намедни встретил старого знакомого – штурмана из ТУГА Виктора Трофимова. Погоревали об уничтожении отечественного авиапрома, летаем на старых «Боингах». Вспомнили ветеранов неба. Тост за тюменских авиаторов выдаст портал My-calend.ru:

«Поздравляем людей, покоривших небо, познавших вкус высоты, просторы восторга и широту горизонтов. Людей, которые благодаря своему каждодневному труду перевозят тысячи пассажиров с одного конца света на другой. Каждый работник этой отрасли – настоящий профессионал, иначе и быть не может. Спасибо вам за то, что люди могут летать. За то, что в небе нам комфортно и спокойно. Ваша работа – это не только романтика полетов, но и огромная ответственность. Желаем, чтобы количество взлетов всегда равнялось количеству мягких посадок. Чистого неба, летной погоды и всяческих благ»!

Ясный пень, профессиональный праздник отметят и сотрудники личного воздушного флота Романа Абрамовича. Хотя, как утверждает газета «Коммерсантъ», в прошлом году Роман шибко обеднел. Вот сообщение издания:

«Именно Абрамович потерял больше всех из примерно двух десятков российских миллиардеров. Он занимает 17-е место среди российских миллиардеров. Его состояние оценили в $6,9 млрд. А было 18 миллиардов».

Поправку вносит портал Forbes. ru:

«Формально Евросоюз арестовал 6 яхт Абрамовича, однако журналисты «Форбс» выяснили, что у олигарха их еще 10. А также самолеты и вертолеты в Турции и офшорах. Так что взять за жабры Романа Аркадьевича будет сложновато. У него всего 16 яхт, катеров и судов найдено на $1 млрд. А сколько танкеров и сухогрузов других олигархов, что оформлены на офшорные юрисдикции, и номиналов бороздят сейчас просторы Мирового океана? Похоже, эту часть санкционной войны с Россией Запад проиграл».

Сюжет припомнил исключительно ради темы консолидации общества в борьбе за сохранность родины. Вообще-то, конечно, три процента самых богатых людей владеет всем имуществом России. За свою-то матчасть на территории Отечества готовы они кровь проливать? Под заголовком «Российская элита – от самоубийства к поиску спасения» газета «Завтра» печатает аналитическую статью. Вот фрагмент:

«Парадоксально, но элита страны, и особенно в России, является самой действенной, самой способной силой для наименее болезненного оздоровления ситуации в стране. Говоря проще: лучший способ спасти Россию и саму элиту от очередного краха – убедить именно элиту страны, что она выиграет от спасения страны. Выиграет от независимости, от неподчиненности финансовым глобалистам».

Короче, три десятка лет занимаемся исключительно убеждением. Не пора ли власть употребить? Ответ «Независимой газеты»:

«Если мы хотим сохраниться как большая Россия, неизбежна переаттестация, а возможно, и «чистка» элиты». Справедливости ради надо обратить внимание на то, что определенная чистка элиты происходит уже немало лет. В подтверждение достаточно вспомнить о находящихся под следствием или в местах не столь отдаленных некоторых министрах, губернаторах и их замах, мэрах городов… (На днях мэру Владивостока присудили 16,5 лет – газета «Ведомости»). Но есть ли от такой чистки прок, если вместо одного ему на смену нередко приходит ему подобный?».

Едва ли «чистка» приведет к кардинальному изменению в обществе. Здесь, как и в физике, присутствует закон: действие равно противодействию. Элита процветает в правительстве, Госдуме, Совете Федерации, в Вооруженных силах… Давайте переведем сюжетную линию в сторону более светлой тематики.

В одном из недавних пресс- обзоров мы писали о существенных недостатках отечественного агропрома за минувшее тридцатилетие. Производство комбайнов сократилось в 11, а тракторов – в 15 раз». Порадовал заголовок портала «ПолитНавигатор»: «Рекорды российского АПК в 2022 году». Вот фрагменты текста:

«Петербургский тракторный завод побил собственные рекорды производства в 2022 году. По этому поводу на «Кировском заводе» был организован торжественный трудовой праздник. Впервые за 30 лет на главном конвейере ПТЗ за год собрали более 4000 машин. Мощность юбилейного экземпляра К‑742М составляет 420 л. с. Современные гидравлические и электрические системы и тягово- сцепные устройства позволяют работать с любыми широкозахватными и комбинированными, отечественными и импортными сельхозагрегатами. «Сердце трактора» – разработанная на Петербургском тракторном заводе автоматическая коробка передач нового поколения».

Нате вам новую машину – читаем: «Самый мощный зерноуборочный комбайн страны – TORUM 785 компании «Ростсельмаш» – за 8 часов работы намолотил 400,84 тонны зерна. Это самый большой намолот зерновых за 8-часовую смену в России. Результат зафиксирован в сертификате «Книги рекордов России».

Далее читаем:

«Самую высокую – 7 м 37 см – пирамиду из машин установил. – Это первый российский рекорд самого высокого подъёма погрузчика массой 3,2 тонны с использованием двух других вилочных погрузчиков. Продемонстрирована готовность устанавливать абсолютные рекорды в машиностроительной отрасли и задавать высокие стандарты в области производства мобильной техники».

И вообще Отечество могло бы состоять исключительно из рекордов, если бы все народные денежки, из коих состоит бюджет, использовались по целевому назначению. Увы, это далеко не так. Губернатор ХМАО Наталья Комарова проговорилась, она думала, что микрофон в зале заседаний выключен, и выдала на весь мир уже ставшую крылатой фразу: «Любое расследование коррупции всегда приводит к заказчику, т. е. к нам. Там все в доле". А речь шла о строительстве больницы в городе Нижневартовске. Скандал словами члена Комитета ТПП России по предпринимательству в сфере ЖКХ юриста Александра Толмачёва комментирует портал «Царьград»:

«Откаты чиновникам при разработке проектной документации на строительство существовали как система даже в СССР, их размер составлял 10–15% от проектного бюджета. В современной России аппетиты власть имущих куда более масштабные. Так, сегодня откаты равняются 50%. А при строительстве мостов, дорог, жилых домов они даже ещё немного выше».

Тюмени, да и всего родного региона, сказанное не касается? Вопрос исключительно риторический.

…На днях в специальном материале я рассказывал о второй столице ЯНАО и газовой столице России – Новом Уренгое. Полвека назад – 13 февраля – сюда прибыл первый санно-тракторный поезд. Здесь – тогда еще в голой тундре – автор познакомился и подружился с главным инженером Газпрома Юрием Ивановичем Топчевым. Его уже нет с нами, но все его задумки сбылись. И вот на вахту встал теплоход с именем друга. Информирует газета «Морские вести России»:

«Районами навигации ледокола «Юрий Топчев» является Арктика – Карское, Печорское и Охотское моря. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения. Судно способно перевозить матчасть на палубе, техническую и пресную воду, дизельное топливо, буровой раствор, жидкости для его приготовления. Спроектировано для работы и проводки плавсредств во льдах толщиной 1,5 метра. Кроме того, ледокол может быть задействован при ликвидации разливов нефти, а также в качестве водолазного судна и судна для несения аварийного дежурства и спасательных операций».

Коль скоро речь зашла про моряцкие дела, мне, флотскому человеку, не удалось свернуть с «голубой трассы». Швеция и Финляндия вступают в НАТО. Скорее всего, Балтику от нас отрежут. Что сказать о Черном и Средиземном морях? Проливы Гибралтар, Босфор и Дарданеллы тоже под прицелом альянса. Суэцкий канал то и дело перекрывается из-за посадки крупнотоннажных судов на мель. И вот вспомнили о проекте международного транспортного коридора «Север – Юг» – через Каспийское море. Передаем слово «Российской газете»:

«Новый МТК позволит в два раза сократить время доставки товаров из Индии в Россию. Срок прохождения грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту через Суэцкий канал сегодня составляет от 30 до 45 дней, а по коридору "Север – Юг" – от 15 до 24. На 4000 километров короче. Кроме того, благодаря новому МТК выбросы парниковых газов от морского и железнодорожного транспорта уменьшатся на 25 процентов за счет сокращения пути».

Первым делом надо расширить и углубить Волго-Каспийский канал. Автор в юные годы не раз проходил по нему в качестве рулевого буксира «Смерч». Длина магистрали – 188 километров, ширина – 120 метров. Но мелковат канал, необходимо обеспечить транзитную глубину в 5 метров, вдвое расширить трассу. В настоящий момент на объекте действует самовывозной землесос «Уренгой».

А еще требуется обновление портов, инфраструктуры железнодорожного хозяйства, сухогрузов «река-море». Проект обойдется в 20 миллиардов долларов, то есть 1,3 триллиона рублей. Пока что денежки на фронт работ отстегивают лишь Россия и Иран. Обязаны подставить финансовое плечо Индия, Белоруссия, Сирия, Азербайджан, Казахстан, Армения.

Но, как говорится, не в деньгах счастье. А в их количестве. Держава выживет всегда. Вот землякам как сводить концы с концами? Отвечает портал 9111.ru:

«Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 года увеличился до 16 242 рублей. Казалось бы, копейки, однако свыше 3-х миллионов трудящихся на сегодняшний день не получали и этого. Со второго квартала 2023 года ожидается частичное исполнение майских указов Президента. В соответствии с ними зарплаты региональных бюджетников вырастут на 8–11%. Вряд ли это перекроет инфляцию и сделает врачей, учителей, медсестёр и прочих состоятельными гражданами, но всё равно приятно, что о них не забыли.

С 1 октября 2023 года вырастут доходы судей, прокуроров и других федеральных бюджетников. Прибавка составит всего 5,5%, но, учитывая потрясающие зарплаты судебных и прокурорских работников, этого будет вполне достаточно для продолжения достойной жизни. В тот же день будет увеличено довольствие военнослужащих, сотрудников МВД, Росгвардии и ФСИН на 10,5%».

Не каждому улыбнулось счастье? Ничего, и на нашей улице будет праздник. Прислушаемся к общероссийской газете «Моя семья»:

– Если у вас есть совесть – значит, наверняка нет денег.

Юрий МАШИНОВ

Евгений КРАН /рис./


57677