ГДЕ ТОТ ПАРУС?

ДИСКУССИЯ  

В день столетия пионерской организации, 19 мая, в Государственную Думу был внесён проект федерального закона «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена». В связи с этим в СМИ и соцсетях тут же поползли слухи о возрождении пионерии. Что вызвало некоторый когнитивный диссонанс, ибо само предполагаемое название будущего движения никакого отношения к олдскульной пионерии не имеет, а скорее, наоборот, наводит на ассоциации с чем-то весёлым и развлекательным. Ещё большую путаницу вносит тот факт, что молодёжное движение под таким названием уже существует, и непонятно, как будет соотноситься новая «Перемена» со старой.

Обсуждению законопроекта о новом детско-молодёжном движении был посвящён круглый стол, состоявшийся в Тюменской областной Думе по инициативе Тюменского регионального отделения «Российского движения школьников» и руководителя его медиацентра Владислава Мухина при поддержке областной Общественной молодежной палаты. В мероприятии приняли участие лидеры детских и молодежных общественных организаций Тюменской области, родительское сообщество, педагоги, представители органов власти, курирующие развитие детского и молодежного движения в регионе, депутаты областной думы и эксперты в сфере молодежной политики. А главным образом, конечно, сами дети – активные участники крупных всероссийских детских объединений, таких как «Российское движение школьников», «Большая Перемена», «Юнармия» и других. 

После официальной части форума представители молодёжных структур объединились в несколько команд для обсуждения инициативы по существу, а в финале тезисно озвучили своё видение нового проекта. Что же думают тюменские молодые люди о новом законе, и каким они видят движение своей мечты? 

Ольга Глухова («Большая перемена»): «Мы представляем себе это так: будет организован форум разных движений и проектов. Ребёнок, вступая в единую организацию, автоматически может стать участником любого из них: Российского движения школьников, «Большой перемены», «Юнармии» и т.д. У него есть выбор. 

Почему мы хотим участвовать в данном движении? Во-первых, это способ участия в деятельности детско-юношеских организаций, способ в них войти, обмениваться опытом и взаимодействовать. Во-вторых, это личностное развитие и ребенка, и наставника. Также у участников движения есть возможность получить грант и принять участие в различных коллаборациях. 

Что мы хотим видеть? В первую очередь – реализацию инициатив участников. То есть не только то, что нам взрослые предложили. Мы также можем выдвинуть свои проекты. Кроме того, карьерный рост участников. Например, сейчас ты участник, потом ты активист, затем уже являешься наставником. И также профориентацию студентов ВУЗов. Например, я уже выпустилась из школы и намерена дальше развиваться в данном движении. 

Мы бы очень хотели, чтобы наставниками были те люди, которые сами прошли этот путь и участвовали в движении. Молодежи хочется общаться с молодежью, а не с чиновниками и функционерами». 

Валерия Шалаева («Большая перемена»): «Все организации должны существовать внутри будущего движения как отдельные структуры. Взаимодействовать, так как точек соприкосновения достаточно много, но, несмотря на большое количество совместных проектов, мы всё равно должны оставаться отдельными организациями. Ребенок может пробовать себя на различных уровнях – местном, муниципальном, региональном, всероссийском. 

Что касается законопроекта – нам не очень нравится, что инициатива идёт сверху. В первую очередь это проект про детей, про их ценности, смыслы и про то, что мы хотим видеть вокруг себя. Мы предлагаем, чтобы либо инициативы поступали снизу и были услышаны руководством, либо инициативы, спущенные сверху, обязательно были согласованы с теми, кто стоит внизу. Мы не желаем реализовывать то, что не хотим делать. В добровольческой деятельности должны быть только те дети, которые хотят этим заниматься и хотят что- то создавать самостоятельно. 

Основной функцией нового сообщества должна быть реализация потенциала ребёнка, привлечение его к активной деятельности и формирование гражданской позиции, чтобы он мог реализовывать и создавать свои проекты самостоятельно. 

Отдельно делаем акцент на том, что, если даже это будет одна большая организация, входящие в неё структуры всё равно должны оставаться автономными, иметь различные точки соприкосновения. Название на данный момент – это не такая важная тема, которую следует обсуждать. И совершенно необязательны в управлении политические деятели. Возглавлять движение должны педагоги, заинтересованные в работе с детьми, чтобы они были с нами честны, а мы были честны с ними. 

Степан Галченко («Российское движение школьников»): «Данное объединение должно иметь консолидирующий характер. То есть оно не должно заменять те организации, которые уже существуют. Такие организации являются самобытными, и их потеря для региона может стать достаточно серьезной проблемой. Важно, чтобы это движение было объединяющим, но не заменяющим – это наша позиция. 

Мы считаем: для того, чтобы ребята из одних движений понимали, чем занимаются сверстники в других организациях, нужно проводить стажировки, по типу стажировок «Российского движения школьников» в Тюменской области, когда команды активов одного муниципалитета приезжают в гости к активу другого муниципалитета. С той разницей, что в данном случае обмениваться опытом будут активы организаций и движений. 

В Тюменском государственном университете существует эффективная система мотивации. Это такая пластиковая карта. Посещая мероприятия, ты можешь получать на эту карту баллы и обменивать их на мерч, какие-то поездки. Подобная балльная система может стать хорошим способом привлечь ребят в движение 

Софья Песенникова (Лидер детского совета при уполномоченном по правам ребенка в Тюменской области): «Инициатива никогда не исходит сверху. Сверху можно только протянуть руку помощи для её воплощения. Только инициативы, которые мы проявляем сами, ведут нас вперед и способны привести наше общество к прогрессу. Потому так важно реализовывать инициативы не только в рамках каких-то проектов, но и проявлять их автономно, самостоятельно. 

Важный вопрос: входим ли мы в состав одного большого движения под одной юрисдикцией, либо остаёмся в рамках своих организаций, но работаем над общими целями?». 

Не остались в стороне от обсуждения и взрослые. Мнение команды педагогов и наставников зачитал эксперт Григорий Кудашов: «Считаем, что название – это тоже важно. Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. Название во многом определяет и смыслы, и направление, и образ в целом. Наверное, для вас не секрет, что процентов пятьдесят взрослых в стране до сих пор путают названия РДШ и РЖД? 

Встаёт вопрос: если движение «Большая перемена», то кто участник движения? Были скауты, были пионеры. Кто он – участник «Большой перемены»? «Переменщик»? Такие моменты важны. Если это на многие годы, то важно, под каким парусом мы будем плыть. 

Ну и другие не менее важные моменты, которые должны быть соблюдены – это преемственность в хороших традициях и возможность расти. У тех же скаутов, у тех же пионеров эти традиции есть, их надо изучать. Должны быть система роста и возможность быть активным участником. 

И ещё про ассоциации. Вот была ассоциация перемены как отдыха. А, на мой взгляд, перемены – это про работу, про созидательную деятельность. «Перемена» как «изменение». 

Лидер добровольческого молодёжного центра «Green- Helpers» Юлия Стафеева прокомментировала итоги дискуссии: 

– Законопроект составлен в форме устава и отражает лишь общие представления. Собственно, потому и нуждается в масштабной презентации, сборе мнений и предложений для доработки. И, несомненно, что это – отличная возможность донести свои идеи так, как должно всё быть. Для меня важно, чтобы создаваемая организация учитывала интересы всех детей и молодёжи, а не только лидеров и «достигаторов». В первую очередь, она должна быть ориентирована на развитие социальной ответственности, приобщение к общественно полезной деятельности и труду, а не на формирование плеяды амбициозных карьеристов, стремящихся занимать должности, вступать в различные советы, палаты и тому подобное, ради собственного продвижения. В ней изначально не должно быть заниженных планок, поощрения пустословия и выскочек, а также – терпимости к разгильдяйству. Особенно интересным остаётся момент с названием организации. Так как «Большая перемена», на взгляд большинства, название неудачное. Если его оставят, то вопрос – как будут называться её члены? «Переменцы» или «большевики»? 

По итогам обсуждения была подготовлена резолюция, которая направлена в комитет по социальной политике Тюменской областной Думы и инициаторам законопроекта – депутатам Государственной Думы Российской Федерации. Предложения и тезисы, выработанные в ходе проведения круглого стола, переданы в исполнительную дирекцию «Российского движения школьников». 

Сыграют ли свою роль предложения тюменской молодёжи при принятии окончательной редакции закона? Посмотрим. Но, в любом случае, сам факт, что высокое начальство по своему обыкновению не ставит, а готово прислушиваться к инициативам снизу, внушает некоторый оптимизм. 

НА СНИМКЕ: обсуждение законопроекта. 

Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/ 


54844