"НЕ БОЙТЕСЬ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ"

ЗНАЙ НАШИХ!

Данила Прилепа всегда был человеком активным и деятельным. Ещё учась в школе в своём родном Нефтеюганске, он участвовал во всех образовательных конкурсах и олимпиадах, до каких только можно было «дотянуться». 

А однажды, в 2017 году, стал даже звездой телеэкрана, задав Владимиру Путину на его очередной «прямой линии» вопрос о коррумпированности российских чиновников. В своём ответе президент, по своему обыкновению, ограничился пространными рассуждениями, но само выступление и гражданская позиция сибирского школьника, не побоявшегося озвучить самую острую и больную российскую проблему, получили широкое одобрение и большое количество позитивных отзывов в Сети. 

По окончании школы Данила отправился учиться в Казань, но почти сразу перевёлся в Тюмень. Говорит, что посчитал столицу Западной Сибири более перспективной в плане учёбы и дальнейшего трудоустройства. Сейчас он учится на третьем курсе Института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета по направлению «Техносферная безопасность». И, как и раньше, не упускает случая поучаствовать в научных и технических олимпиадах, в большинстве из которых, как правило, занимает призовые места. В частности, совсем недавно, в прошедшем месяце, Данила стал победителем XI Всероссийского природоохранного конкурса «Сохраним и приумножим Природу России» в номинации «Геоинформационные системы природоохранной деятельности».

Тема конкурса перекликается с проектом, над которым сейчас работает Данила – он разрабатывает устройства, базы данных и приложения для автоматического онлайн-мониторинга текущего состояния почв по таким важным показателям как температура, влажность, содержание солей… Конкуренция у молодого тюменского учёного была очень достойная – в числе претендентов на победу в конкурсе были несколько сотен студентов и преподавателей со всей страны. 

– Я участвую в грантовых конкурсах для того, чтобы собрать средства на разработку собственных, принципиально новых датчиков-анализаторов, – делится Данила. 

– А чем вы планируете заниматься по окончании института? – спрашиваю учёного. 

– Хотелось бы применить полученные знания в проектном подразделении какой-нибудь из крупных сырьевых компаний. 

– Разве при существующих ныне трендах на полную декарбонизацию к середине этого века сырьедобывающая отрасль имеет какие-либо перспективы? 

– Такие компании сейчас не только добывают нефть и газ, спрос на которые, действительно, скоро уменьшится, но и вкладываются в другие проекты, в том числе – развития альтернативных источников энергии. Таким образом, даже если структура энергетического рынка сильно изменится, основные игроки на нём останутся прежними. Кстати, об этом много говорили на недавно посещённом мной форуме-хакатоне в Казани. 

– Помимо своих аграрных проектов вы занимались генной инженерией и созданием генномодифицированных организмов. Могли бы вы, с позиции человека знающего и разбирающегося в предмете, прокомментировать многочисленные и разнообразные страхи перед ГМО? Действительно ли у людей, употребляющих в пищу генномодифицированные продукты, скоро вырастут рога и хвосты и они станут подвержены каким-то заболеваниям? 

– Это вопиющее заблуждение. На самом деле генномодифицированные продукты гораздо безопаснее обычных, которые опыляются инсектицидами и удобряются веществами с высоким содержанием тяжёлых металлов. Тем более что значительная часть продуктов в наших магазинах импортируется из стран, где сложно строго отслеживать соблюдение санитарных и прочих норм. 

– Но разве генномодифицированные растения во всём этом не нуждаются? 

– Это зависит от «настроек». Например, однажды я работал над созданием картофеля, в генетический код которого встроена часть ДНК другого растения, резистентного к разрушительному для картофеля вирусу. В результате получился сорт картошки, не нуждающийся в соответствующей обработке и опылении. Это можно условно назвать своего рода «прививкой» для растения. 

– Кстати, о прививках. Скажите как учёный, насколько оправданы страхи перед прививками от COVID-19 и возможными «побочками» вакцины? 

– Разумеется, у любой прививки существует свой спектр потенциальных побочных эффектов. Но последствия коронавирусной инфекции намного хуже. А прививки значительно облегчают её течение. Очевидно, что из двух зол следует выбирать меньшее. 

– Как вы оцениваете перспективы развития российской науки в случае сохранения ныне существующих тенденций? 

– В крупных российских городах – Москве, Петербурге и других, имеется много перспективных научных центров. Талантливые школьники и студенты могут развиваться и участвовать в образовательных программах и олимпиадах за бюджетный счёт. Так что перспективы и потенциал развития есть. 

– Почему же тогда такой дисбаланс в конечных результатах? Например, в космической отрасли маленький частный «SpaceX» кроет «Роскосмос» – гигантскую госкорпорацию с многомиллиардным бюджетным финансированием, по всем статьям. В остальных сферах наблюдается примерно то же самое. 

– Причина в менеджменте. Вопервых, люди, которые у нас принимают решения (и это касается не только науки), часто заинтересованы не столько в развитии своих отраслей, сколько в личном обогащении. А во-вторых, используются устаревшие подходы. Очень многое делается не для достижения результата, а для отчётности. Говоря образно, Россия выстроена ещё на «аналоговых» схемах, в то время как для Запада давно уже наступила эпоха «цифровых». 

– Так не уедут ли нынешние перспективные студенты и школьники, получив образование, за рубеж? Главный учёный секретарь Российской академии наук Николай Долгушкин заявил, что Россия сегодня – единственная из развитых стран, где несколько десятилетий подряд идет сокращение числа ученых, занятых в исследовательской сфере, а количество высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России, с 2012 года, увеличилось в пять раз – с 14 тысяч в 2012 году до почти 70 тысяч человек в настоящее время. Не получится ли так, что не только нынешние, но и будущие наши Новосёловы и Геймы будут работать и получать свои Нобелевские премии не на родине, а в европейских и американских университетах и исследовательских центрах? 

– Чтобы этого не произошло, следует создавать учёным условия для того, чтобы они хотели жить и работать в России. И речь идёт не только о размерах зарплат. Чтобы человек чувствовал себя комфортно и не хотел уехать, необходимо высокое качество жизни и дружелюбная, позитивная среда обитания в стране в целом. 

– И в завершение нашего разговора – что бы вы посоветовали своим будущим коллегам по научной работе, которые пока учатся в школах и делают первые шаги? 

– Не бояться своих желаний. Надо помнить, что все ограничения и барьеры, вся выученная беспомощность – только у нас в голове. Вовторых, не избегать пробовать себя в разных направлениях. В юности многие думают, что они выбрали себе стезю на всю жизнь, и до конца дней будут верны ей, никуда не сворачивая. Но это не так. Человеку свойственно постоянно меняться и находить для себя новые пути. А ещё, что очень важно – всегда открыто говорить то, что на самом деле думаешь. 

НА СНИМКАХ: Данила Прилепа на научно-технической конференции в Петербурге. 

Роман БЕЛОУСОВ /фото из архива Данилы Прилепы/


52873