ЭЙФОРИЯ СМЕРТИ
Наркотики – одна из наиболее серьезных социальных проблем, но в последнее время об этом, увы, не кричат «из каждого утюга». Число публикаций сократилось, а армия наркозависимых тем временем остается огромной. Статистические данные по наркомании среди подростков в России свидетельствуют о том, что данная проблема на сегодняшний день стоит крайне остро.
«ЗАБАВЫ РАДИ»
Наркотик – согласно определению ВОЗ – «химический агент, вызывающий ступор и нечувствительность к боли». Первоначально наркотические вещества использовались в качестве лекарств, они рекламировались различными компаниями, что и подтолкнуло их к широкому распространению.
На сегодняшний день наркомания представляет собой серьезную проблему для здоровья населения во многих странах, в том числе в России.
– Я понимала, что нахожусь на дне. Мои волосы выпадают, зубы крошатся, ноги стали ватными. До сих пор помню запах мертвечины, который от меня исходил.
Впервые я попробовала психоактивные вещества, когда мне исполнилось 11, а в 13 употребляла уже систематически. Изначально все это было забавы ради, но наступил момент, когда я уже не могла обходиться без ежедневной дозы наслаждения.
Мой отец был героиновым наркоманом. Он умер от передозировки, когда мне было 9 лет. Занимался продажей «герыча», поэтому я с самого детства многое знала о наркотиках. Знала, что у наркоманов есть три пути: лечение, тюрьма или смерть. После девятилетнего ужаса я выбрала лечение. Это исповедь Евгении. Сейчас ей 22 года.
По данным ФСНК, в России насчитывается около шести миллионов наркоманов, большинство из которых – молодежь от 16 до 30 лет. При этом периодически принимают психоактивные вещества 13 миллионов человек.
По официальным данным, в 2020 году количество наркоманов снизилось на 7,5%. Но, к сожалению, реальность гораздо масштабнее, утверждают специалисты, поскольку статистика не учитывает тех, кто обслуживался в частных клиниках и центрах реабилитации (они стали наиболее востребованными), кто не совершил преступлений, а также тех, кто употребляет вещества, не включённые в перечень наркотических.
СМЕРТЕЛЬНО «СПАСИТЕЛЬНОЕ» ЗЕЛЬЕ
– Я впервые попробовал психоактивные вещества, когда мне было 16. Мой знакомый, который на тот момент уже употреблял, предложил… покурить. Я долго отказывался, но мое любопытство оказалось сильнее, – делится своими воспоминаниями Вячеслав. – Сначала испугался своего состояния. Но в следующий раз меня накрыла эйфория, мир показался ярким и необычным, я почувствовал лёгкость, беззаботность, спокойствие и свободу. Мне настолько понравилось это состояние, что захотелось ощущать его как можно чаще.
Эксперты предупреждают: приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте. Подросток эмоционально слаб и чрезмерно любопытен.
– Всего существуют три стадии развития наркомании. На начальной стадии подросток лишь знакомится с наркотиками. Далее наступает вторая стадия – наркоманическая. Подросток начинает принимать наркотические вещества каждый день. У него появляется физическая и психическая зависимость от «удовольствия». На стадии деградации, которая является последней, происходит полное искажение личности. Обычно большая часть наркоманов до нее не доживает, – объясняет врач-психиатр областного наркологического диспансера Дженнет Сабанчиева. – Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных проблем, например, серьезные внутренние конфликты, стресс, неуверенность в себе или депрессия. Подросток постоянно находится в подавленном состоянии и, чтобы снять напряжение, ищет спасение в наркотиках. Они становятся для него дорогой в беззаботный, полный радости и удовольствия мир.
Кроме этого, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом. Однако, в силу своей незрелости, он не понимает, что вредное пристрастие не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным.
– Мне не казалось это очень привлекательным, наоборот, я всегда думала, что никогда не буду такой, как мой отец, но буквально за пару лет много всего произошло. Когда папа умер, мать некоторое время пила, и я просто не смогла переварить всю эту реальность, потому, наверное, и нашла утешение в наркотиках, – делится своими переживаниями Женя. – Я гуляла с компанией, в которой были ребята постарше, и если хорошенько вспомнить, именно они взяли меня «на слабо». Сначала я подумала, что это просто интерес, но теперь понимаю: это был способ заглушить внутреннюю боль и детские переживания. Мне не с кем было говорить о своих чувствах, да никто этому нас, подростков, и не учил.
Главная причина, почему подросток пускается во все тяжкие, – недостаток любви и внимания родителей. Если ребенок не чувствует тепла и поддержки в семье, он начинает искать ее в школе, на улице или в компании друзей, которая может быть не самой хорошей. Оказавшись под влиянием «понимающих его людей», дети все сильнее отдаляются от семьи, иногда настолько, что шансов на сближение почти не остается.
СИМПТОМЫ НАРКОМАНИИ
– Я со временем бросила колледж, могла неделями не появляться дома, оказываться в разных населенных пунктах совершенно неадекватная. Часто приходила домой босиком или в чужой одежде. Мама пыталась со мной поговорить, но я либо отвечала агрессией, либо давила на жалость. Она долгое время не знала, что я наркоманка, поскольку мне удавалось отвертеться: мол, немного выпила с друзьями, пятница же, или что-то вроде этого, – вспоминает Женя.
– Родители всегда хвалили меня и ставили в пример младшему брату. Я был не самым умным в классе, но очень старался им стать, пока не влился в компанию алкашей-наркоманов. С тех пор все мои интересы сильно изменились, родители перестали меня узнавать, а потом и вовсе разочаровались. Я еле окончил школу, но все же поступил в колледж, правда, через два месяца меня отчислили, – рассказывает молодой человек, не назвавший своего имени. – Итог: 6 лет зависимости, 4 года реабилитации и 10 лет жизни в никуда...
Первый признак употребления наркотических веществ – резкие изменения в жизни подростков. Они неожиданно теряют интерес к своим увлечениям, часто пропадают из дома либо приходят поздней ночью. У них появляются проблемы с учебой, конфликты с учителями, одноклассниками и новая – сомнительная – компания, с которой они ведут тайные и подозрительные беседы. Поведение ребенка тоже меняется. Он становится более раздражительным, агрессивным и часто требует, чтобы его оставили в покое. Наблюдаются нарушения сна, потеря или повышение аппетита и перепады настроения.
– К сожалению, родители слишком поздно замечают, что их ребенок употребляет наркотики, поскольку им сложно отличить наркомана от здорового человека. Но это сможет сделать врач. Просто нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка, почаще интересоваться его жизнью и, не теряя времени, обратиться за помощью к специалисту, – советует Дженнет Сабанчиева.
БОРЬБА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
– В 19 лет я поехала в реабилитацию, мне помогла подруга, которая уже пролечилась. Понимала, что меня скоро выгонят из дома. Торговать собой на притоне или сидеть в тюрьме – перспектива не из лучших, так что поехала. В центре было очень тяжело. Психологическая работа, физический труд и постоянная умственная деятельность… Порой я сама удивлялась, насколько виртуозно могу себя обмануть. В центре я обрела людей, которые искренне меня приняли со всей моей гнилью и ужасными поступками. Правда, из группы в 10 человек трезвые сейчас только две – я и мой друг. Я понимаю и признаю: зависимость не лечится. Я наркоманка, алкоголичка, это на всю жизнь. И всю жизнь я теперь должна держать себя в узде, – тяжело произнесла Женя.
Чаще всего люди, встающие на путь наркотиков в подростковом возрасте, ближе к 22 годам понимают, что удовольствие превратилось в серьезную проблему и ее пора решать. Эксперты утверждают: единственное условие успешного лечения зависимости – добровольность. Наркозависимый должен сам прийти к осознанию, что нужно лечиться. Зависимость – это хроническая болезнь, поэтому реабилитация длится всю жизнь.
– Мне кажется, если бы не мама и старший брат, то я бы сейчас сидел на зоне либо лежал глубоко под землей. Конечно, сложно жить вдали от города, без средств связи и прочих удобств, да еще эти молитвы 25 часов в сутки... Но уверен, что я сильнее всякой зависимости. Хотя после первой реабилитации соблазн оказался слишком велик, поэтому меня снова отправили на лечение, – рассказывает мистер «Х». – Хочу, наконец-то зажить по-человечески: устроиться на работу, окончить колледж и найти хобби, может быть, футболом увлечься или бегом трусцой.
– Срывы – частое явление. Если такое произошло, нужно повторно обращаться за помощью. Не стоит забывать, что после лечения необходимо полностью исключить алкоголь, любые виды наркотиков и даже табакокурение, – напоминает Дженнет Даниэловна.
КАК ПОБЕДИТЬ НЕПОБЕДИМОЕ ЗЛО?
Борьба с наркоманией в России включает в себя профилактику, лечение, уголовное и административное наказания. Штрафы и лишение свободы направлены на ликвидацию незаконного оборота наркотиков и прекращение деятельности распространителей. За сбыт, хранение и распространение наркотических веществ УК РФ предусматривает ответственность в виде лишения свободы сроком от 4-х до 20-ти лет, штраф в размере до 40 тысяч. Но, как показывает статистика, эти меры не всегда оказываются эффективными.
А что у соседей? В Беларуси, если верить сообщениям, вовсю празднуют победу над ней. Как они смогли победить то, что победить, казалось бы, нельзя? Уголовная ответственность за хранение и сбыт наркотиков там наступает с 14 лет. В стране известны случаи, когда 15-16-летним подросткам дают реальные десятилетние сроки. Правительство и его структуры создали систему, позволяющую оперативно реагировать на "новинки" наркорынка и блокировать каналы их поступления. Госкомитет судебных экспертиз оснащен оборудованием, способным, по отчетам его руководства, в течение получаса выявить вид наркотического вещества, в том числе спайсов. Для пресечения пересылки наркотиков введены штатные единицы сотрудников наркоконтроля на почте и в службах экспресс- доставки. Сайты, замеченные в пропаганде либо попытке распространения наркотиков, подлежат блокировке, так же, как и подобные аккаунты в соцсетях.
Верховный суд Беларуси сообщает, что в результате комплексных мер количество осужденных за наркотики уменьшилось на 18,5%; число несовершеннолетних, наказанных за незаконный оборот наркотиков с целью сбыта, сократилось вдвое.
Выходит, побеждать в войне с наркотиками можно, только если ужесточить наказание за их употребление, хранение и распространение. Но исчезнут ли они когда-нибудь? – вот вопрос. Остается надеяться на то, что однажды люди начнут радоваться жизни без помощи одурманивающих ядов.
Мария ГРИШКИНА, студентка ТюмГУ, практикантка «Тюменской правды»