КУМИРЫ
Не знаю, знакомо ли нынешним молодым людям это имя. Но для интеллигенции середины прошлого века оно являлось культовым, мерилом ценностей. Зрители приходили посмотреть на актрису, поскольку она не халтурила, не лукавила и в жизни тоже говорила только правду, пусть и нелицеприятную. Накануне 85-летнего юбилея народной артистки России Аллы Демидовой в прокат вышел документальный фильм «Кто тебя победил никто» (именно так, без знаков препинания), собравший массу престижных наград. И очень символично, что с данной ленты возродилась на Первом канале программа «Закрытый показ».
Программа задумана на эксклюзивности, демонстрируя картины, которые не выходят в широкий прокат, не имеют массового зрителя. Их обсуждают с экспертами, имеющими разное мнение. Ведущий Александр Гордон, претендуя на интеллигентность, все же выступает в роли провокатора. Но учитывая то, что передача шла в ночное время, рейтинги у нее не зашкаливали. На этот раз программу оставили в выходной в прайм-тайм. Но фильм документальный, актриса закрытая, ни в каких светских сплетнях не замеченная, вроде и могла многое порассказать. На ее глазах рождался легендарный театр на Таганке. Демидова была одной из лучших партнерш Владимира Высоцкого, хотя и не считает себя его близкой подругой. Она присутствовала при расколе театра и была из тех, кто не стал враждовать с Анатолием Эфросом. Благодаря ему в репертуаре Демидовой появился спектакль «Вишневый сад» с совершенно неожиданной Раневской.
А еще Демидова работала за рубежом и знает ту театральную систему изнутри. Да и брак с драматургом Владимиром Валуцким не назовешь безоблачным. Но как истинная интеллигентка она все предпочитает держать внутри и крайне редко дает интервью. Чтобы достучаться до нее, создателям фильма потребовалось целых шесть лет. И получилось олицетворение эпохи, когда почти каждый уважающий себя человек был готов простаивать в ночных очередях, лишь бы достать заветный билетик.
Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Её отец, Сергей Алексеевич Демидов, из рода легендарных золотопромышленников, был в 1932 году репрессирован, но вскоре выпущен на свободу. Когда началась война, он ушёл на фронт добровольцем и погиб при освобождении Варшавы в 1944 году. У дочери почти не осталось о нём воспоминаний. Девочка жила у бабушки во Владимире (село Нижнее Сельцо), потом ее воспитывала мать, Александра Дмитриевна Демидова (в девичестве – Харченко), работавшая на кафедре экономического факультета МГУ младшим научным сотрудником по специальности кибернетика и экономическое программирование. Мать повторно вышла замуж. Умерла в возрасте 92 лет.
Алла Демидова вспоминала, что уже в пятилетнем возрасте, отвечая на вопросы взрослых о планах на будущее, говорила, что мечтает стать «великой актрисой» (произнося это словосочетание слитно). В школьном театре женских ролей девочке не предлагали («Играла всё больше каких-то Бакул-бобылей»), зато она подготовила собственную чтецкую программу, куда входили монолог Катерины из «Грозы» и отрывок из «Анны Карениной». Она занималась в драмкружке, который вела Т. Щекин-Кротова, известная, в частности, по исполнению главной роли в спектакле Анатолия Эфроса «Её друзья». По окончании школы Алла Демидова попыталась поступить в Театральное училище имени Б.В. Щукина, но не была принята из-за плохой дикции.
В том же году Демидова поступила на экономический факультет МГУ, попала на «лицейский» курс, из которого несколько человек стали академиками, и окончила его в 1959 году. Стараясь учиться как можно прилежнее, она «заглушала в себе мысли о театре, запрещала себе даже думать о нём…». По окончании университета Демидова стала вести семинары по политэкономии для студентов философского факультета. Актриса рассказывала впоследствии, что политэкономия дала ей многое, в частности, «чёткое и совершенно антимарксистское понимание, что великие общественные сдвиги происходят не по экономическим или производственным, а по иррациональным причинам. И не зависят ни от материальных причин, ни от человеческой воли». А еще на третьем курсе университета Демидова стала актрисой Студенческого театра МГУ.
Вторая попытка Демидовой поступить в Щукинское училище оказалась успешной, но даже на этот раз её приняли «условно» – из-за дикции (которая так и осталась «с шипящими», хотя прорабатывалась предварительно логопедом). В 1959 году Алла Демидова начала учёбу на курсе педагога Анны Орочко, актрисы трагического амплуа, работавшей, в частности, с Е.Б. Вахтанговым. От своего первого педагога начинающая актриса получила «бесценную поддержку», которая была необходима ей, чтобы поверить в свои силы и начать овладевать профессией: с нею – «азарт и кураж быть на сцене».
В те годы, по её словам, «это казалось абсолютно естественным – и то, что мы репетировали в его кабинете в купальничках, и то, что он приглашал меня домой, читал стихи, рассказывал о своей жене… Иногда приглашал меня в театры». Благодаря симпатии Рубена Симонова Демидова была занята также в «Принцессе Турандот» (где играла одну из рабынь) и в танцевальных сценах «Стряпухи». Тогда же первокурсницу училища Аллу Демидову заметил приехавший в Москву с театром TNP Жан Вилар. Увидев, как она фехтует в гимнастическом зале, режиссёр сказал: «Вот закончите училище, приезжайте к нам в театр». Свой первый курс актриса называла во всех отношениях «трамплинным».
В 1957 году состоялся кинодебют А. Демидовой: в фильме «Ленинградская симфония» она сыграла эпизодическую роль кондуктора. Далее последовали малозаметные роли в фильмах «Девять дней одного года», «Что такое теория относительности» и «Комэск». В первом из них Демидова поначалу снималась в массовке, но Ромм заметил молодую актрису и (как сама она вспоминала) «вытащил» её на «первый план». О двух других фильмах Демидова говорила: «Это была просто разведка. Я вообще относилась в те годы к кино подозрительно. Больше всего отпугивала система кинопроб: роль даже не оговорена, а ты стараешься доказать, что можешь её сыграть. В театре готовишься к роли задолго до премьеры».
В 1964 году А. Демидова с отличием окончила Высшее театральное училище им. Щукина. Её дипломной работой была роль госпожи Янг в спектакле «Добрый человек из Сезуана» выпускниками Щуки (1963 г.), поставленном на курсе Юрием Любимовым.
Театр на Таганке официально открылся в апреле 1964 года в помещении тогдашнего Московского театра драмы и комедии. Алла Демидова стала одной из основных актрис труппы, но долгое время не получала здесь больших ролей. Первой её ролью из классики на Таганке стала Вера в спектакле «Герой нашего времени»; дебют оказался провальным. «Была я, только что закончившая театральную школу, и был Лермонтов – недосягаемая вершина, на которую можно смотреть, только задрав голову. Но так ничего не увидишь!», – объясняла неудачу актриса, отмечавшая при этом прекрасную инсценировку Н.Р. Эрдмана и нетрадиционное распределение ролей (Печорин – Н. Губенко, Грушницкий – В. Золотухин, драгунский офицер – В. Высоцкий).
В течение нескольких лет Демидова работала на Таганке в массовых сценах, потом в маленьких эпизодах, на износ, впоследствии удивляясь, как «хватило на это сил». Когда Любимов начал давать ей первые роли, Алла Сергеевна оказалась самой верной и послушной ученицей режиссёра; она считала себя его подмастерьем, инструментом («скрипкой Страдивари») и была удовлетворена этой ролью.
После распада Советского Союза Демидова не сидела, сложа руки, принимая зарубежные предложения. Со спектаклем «Федра» она объездила весь мир. А ее поэтические вечера во время, когда, казалось, нужно думать только о хлебе насущном, не проходили незамеченными хотя бы для интеллигенции. Сейчас Алла Демидова считается чуть ли не затворницей, однако признается, что всегда была человеком непубличным, по стечению обстоятельств выбрав такую профессию. Не любила капустники, вечеринки, не интриговала. Она может позволить себе появиться без грима, оставаясь такой, какая есть.
Когда я смотрела ленту, то ловила себя на мысли: «Для меня практически нет открытий, а вроде пристально не интересовалась биографией Демидовой. Просто она – неотъемлемая часть нашей театральной культуры. Не соглашусь с авторами, что ее костюмные роли – «Стакан воды», «Аленький цветочек» – не дотягивают до таланта актрисы. Я посоветовала «Закрытый показ» всем своим знакомым для общего развития и, чтобы было о чем поговорить и поспорить. Ведь интеллигентные передачи – большая редкость на наших каналах.
НА СНИМКЕ: кадр из фильма "Кто тебя победил никто".
Юлия КОНКИНА