ПРОФЕССИОНАЛАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

РАБОТА КАК ПРИЗВАНИЕ

Со дня открытия Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения прошло более полувека – 55 лет. Общество «Газпром добыча Уренгой» не так давно перешагнуло возрастную отметку в сорок лет и преодолело рубеж добычи газа, до которого еще не дошло ни одно другое добывающее предприятие в мире – семь триллионов кубометров. И каждое открытие, каждый рекорд и знаковая цифра в календаре дат и событий – это, прежде всего, люди. Люди разных профессий и национальностей, с разными характерами и судьбами, люди, которые отдали немалую часть своей жизни Крайнему Северу, газодобывающей индустрии, родному предприятию.

В их числе – ветеран Общества, старший диспетчер производ- ственно-диспетчерской службы Газопромыслового управления по разработке ачимовских отложений Любомира ТАЛЬВИК. На вопрос «Как стать профессионалом?» она нам ответила искренне и легко. 

– В газодобывающую промышленность я попала случайно. Недалеко от моего села в Западной Украине находился Дрогобычский нефтяной техникум, и по совету знакомых я туда поступила. После обучения мы, несколько девушек и парней, попали по распределению в «Тюменгазпром», а из Тюмени прилетели в Новый Уренгой. Оказалось, что учеба в техникуме – это одно, а практика – совсем другое. 

И вот мы, вчерашние студенты, начали постигать тонкости работы оператора по добыче нефти и газа, которыми щедро делились наши наставники. В их числе знаменитый ветеран Петр Лях: вежливый, тактичный, спокойный, он умел так доходчиво все разъяснить молодым специалистам, что самые сложные производственные процессы становились простыми и понятными. Петр Семенович приехал на Ямал уже заслуженным мастером, имел награды, но наравне с новичками всю смену был на ногах, как говорится, учил молодежь личным примером. И еще Петр Семенович был очень компанейским, веселым, хорошо играл на баяне. 

Вторым своим учителем считаю Ильберта Гильмутдинова. По характеру он был противоположностью Петру Ляху – жесткий и требовательный. Вначале мы даже немного обижались на его строгие замечания, но потом привыкли, да и понимали, что наставник хочет вырастить из нас хороших специалистов. Юнусыч, как мы его называли, умел отлично организовать работу команды, возле него все было отлажено. Семья Гильмутдиновых уехала в Уфу лет 16 назад, но мы до сих пор созваниваемся, общаемся. 

А поучиться у ветеранов было чему, тонкостей хватало. Автоматика тогда отсутствовала, каждый час следовало идти в цех, собирать информацию с картограмм, по таблицам подсчитывать показатели и передавать их наверх. Три цеха, шесть ниток в работе, с каждой фиксировались десятки параметров, так что огромную «портянку» нужно было заполнять. Если параметры выходили за установленные пределы, приходилось и запорную арматуру крутить – как сейчас помню, по часовой стрелке. Со временем уже по звуку, заполнявшему цех, научилась понимать, когда что-то не в порядке. Раций вначале тоже не было, если требовался узкий специалист, приходилось разыскивать его по всей территории. 

Когда появились первые пульты, страшновато было кнопки нажимать – вдруг отключим что- нибудь нужное. Но к хорошему быстро привыкаешь, и сейчас промысел без автоматики немыслим. Однако техника без людей работать не может, поэтому и в наши дни для газодобытчиков очень важен высокий профессиональный уровень. Сегодня я – старший диспетчер Газопромыслового управления по разработке ачимовских отложений, в подчинении – четверо сотрудников, и теперь уже я обучаю их нюансам работы. 

В отличие от восьмидесятых, сейчас большую роль играют компьютерные программы, появляются новые, совершенствуются уже имеющиеся. Всегда перед глазами огромный экран ИУС ДУ, на котором в режиме реального времени отражается большинство ключевых данных, оперативная сводка по объектам. Помогаю коллегам и в освоении техники, благо, новому поколению с этим проще, чем ветеранам. 

В этом году мой стаж в Обществе достигнет 37 лет, и я ни на минуту не пожалела, что связала судьбу с Уренгоем, горжусь принадлежностью к команде газодобытчиков! 

НА СНИМКАХ: газоконденсатный промысел №2, апрель 1985-го; Любомира Тальвик знает точно, что профессионалами не рождаются. 

Александр БЕЛОУСОВ 

/фото Владимира БОЙКО и из личного архива Любомиры Тальвик/


50170