СОБРАНИЕ
Именно таким по сути оказалась встреча руководства Госохотдепартамента с охотниками Ярковского района. Но этот вывод мы сделаем позже, а пока о том, как проходило мероприятие.
Участвовали во встрече депутат областной Думы Юрий Конев и руководитель национально- культурной автономии татар Тюменской области Динар Абукин. Присутствовали арендаторы угодий. Вёл встречу глава района Евгений Золотухин.
Собрание инициировали жители Новоалександровского поселения (значительную часть населения здесь составляют татары, что и объясняет присутствие руководителя автономии). Под своим обращением с требованием вернуть общедоступные охотничьи угодья вокруг их деревень новоалександровцы собрали сто десять подписей и направили его во все областные инстанции.
Мы уже писали о том, почему нельзя педалировать процесс продажи угодий в частные руки. На утку и зайца новоявленные хозяева охотников не пускают, а на копытных устанавливают заоблачные цены. Один из присутствующих арендаторов назвал таксу: на косулю – 10-15 тысяч, на кабана – 20 тысяч рублей.
– Мне за такие деньги не надо кабана, но и на утку путёвки не дают, – возмущался охотник из Покровки.
– А у арендатора Лечунова утка стоит полторы тысячи. Он что сделал, какую работу провёл, чтобы она к нему прилетела? – вопрошал другой охотник.
Когда начальник отдела Гос- охотдепартамента Сергей Бусыгин начал рассказывать, какие траты несёт охотпользователь по содержанию угодья, ему напомнили простую вещь: если охота на утку в общедоступных угодьях на весну и осень стоит 600 рублей, а частник только за весеннюю охоту берёт полторы тысячи, то зачем нужен такой неэффективный хозяин? Оставьте угодья в государственной собственности…
Почему так завышены цены на путёвки и лицензии у новоявленных хозяев? Ведь по идее должен заработать закон конкуренции: чтобы окупить затраченные на приобретение угодий средства, их владельцы должны как можно больше привлекать клиентов, то есть охотников. И чем больше владельцев, тем выше конкуренция, тем ниже, соответственно, должна быть цена их услуги для охотника. Но закон не заработал. Видимо, многие частники брали угодья не для организации массовой охоты. Кто-то приобретал, чтобы пристроить лишние деньги, кто-то – чтобы по- охотиться без помех самому, пригласить друзей. Кстати, форма заключаемого ими с Госохотдепартаментом охотхозяйственного соглашения не обязывает их открывать угодья для охоты. Как бы то ни было, многие угодья остаются закрытыми. Во всяком случае, на массовые виды дичи: утку, зайца, рябчика, тетерева. Об этой тенденции мы писали не раз, но для охотдепартамента – как о стенку горох.
Закон об охоте позволяет ему продавать до 80 процентов угодий. Эта норма в целом по области почти достигнута (в Ярковском районе даже превышена). Это значит, что для всей массы охотников остаётся двадцатипроцентный пятачок. Но такое понятие, как пропускная способность угодий, не позволит этому пятачку принять всех желающих, многие останутся за бортом. Конституционное право граждан на охоту будет нарушено. Однако власть это, кажется, не волнует.
Такие действия охотдепартамента, по мнению руководителя национально-культурной автономии татар Тюменской области, подрывают авторитет власти. Если бы раньше, считает он, организовали такую встречу, многие вопросы можно было бы уладить. Теперь на этом этапе труднее исправить ситуацию.
Выступивший последним депутат Юрий Конев сказал, что обсуждения схемы охотустройства, видимо, не было. И вот результат. Он считает, что надо вносить изменения в федеральное законодательство. Кто-то должен внести предложения в областную Думу, а она, используя право законодательной инициативы, обратится в Госдуму. Что касается цены путёвок, следует учитывать материальное состояние людей. Во многих сёлах, напомнил Юрий Михайлович, жители существуют за счёт дикоросов, охоты и рыбалки.
Однако мало что можно исправить в нынешних обстоятельствах. О неблагополучии в охотничьей сфере мы трубили уже давно, но никто не хотел услышать. Горькую мысль высказал на встрече представитель Новоалександровского поселения Ишмухамет Аитов: «Наши отцы и деды защищали эту землю, а сейчас у нас её отнимают. Мы требуем вернуть нам угодья». И добавил: «Стоит ли голосовать за власть, которая нас не слышит»?
На день собрания план по продаже угодий, предусмотренный схемой областного охотустройства и утверждённый губернатором ещё в 2014 году, в Ярковском районе уже выполнен. В ранге общедоступных осталось немногим более 13 процентов угодий. Обсуждать, по большому счёту, было уже нечего. Поезд ушёл. Но актуальным остается вопрос, как заставить хозяев угодий открывать свои владения для охотников.
Юрий БУБНОВ