ПАМЯТЬ
Не стало большого друга нашей редакции – Николая Ивановича Ренева. Коварный коронавирус не выпустил его из своих смертоносных лап. Николай Иванович, председатель президиума Союза землячеств региона, не раз заявлял в общественных местах: «С «Тюменской правдой» мы росли и трудились – была она нам помощницей и советчицей, да и по сей день публикует актуальные материалы. Нас, ветеранов, здесь понимают, нам эта газета очень нужна…».
О невосполнимой утрате говорят сегодня многие. Бессонными были ночи, когда Николай Иванович находился в коме, для его соратника – исполнительного директора фонда им. П.П. Прокопьева, известного организатора сельхозпроизводства Юрия Романовича Клата. Он и позвонил мне ранним утром: «Ушел дорогой наш друг. Более пятидесяти лет знал его – такие незаурядные люди, как Николай Иванович, встречаются очень редко. Среди нас это был самый человечный человек. В высшей степени заботливый и внимательный. В последние годы я особенно восхищался его умению работать с людьми. Именно на это была направлена его неуемная энергия и редкий талант организатора».
И прежде Юрий Романович делился своими откровениями. Както в его присутствии принимали в члены землячества пожилую женщину. Ренев поинтересовался ее девичьей фамилией. И тут же назвал имена и отчества родителей из Боровлянки. Напомнил: мама, мол, была передовиком в районе, надаивала в среднем более трех тысяч килограммов молока от коровы. Прошло полвека, а Ренев все помнил.
– Николай Иванович сначала многочисленное землячество Голышмановского района, а затем Союз землячеств Тюменской области сделал центром сплочения ветеранов, – говорит ученыйэкономист Сергей Алексеевич Пахомчик. – Ренев стал стержнем общественной организации. Созданная им структура, объединяющая более двух тысяч человек, по численности и высоким целям не имеет аналогов в нашей стране. И все это было создано и успешно прижилось без единого рубля помощи от областной власти – ни землячества, ни их Союз не имеют счетов в банке. Финансирование многогранной деятельности осуществляется за счет взносов со скромных пенсий ветеранов.
Немало руководителей повидал я во власти, и в образовании, и в науке, – продолжает Пахомчик. – Наш председатель, в отличие от многих, наставлял людей не нудным назиданием, не приказами, а через приводные ремни собственного подвижничества, бескорыстия, умения достигать высоких благородных целей. И трогательно заботился о людях. Чего греха таить, нередко в медицинских учреждениях к ветеранам относятся, как к отработанному материалу – выживай сам, если сможешь. А Николай Иванович немало сил и нервов тратил, чтобы добиться для них достойного лечения – уникального обследования, операций, госпитализации, реабилитации…
Свою непростую крестьянскую жизнь Николай Иванович помнил с малых лет. Отец его был бригадиром в колхозе им. Ленина в деревне Селезневой – восточной оконечности села Казанское. Жестокое было время: у одной из колхозниц, подрабатывавшей хлеб, нашли в кармане горстку зерна. Она-то наказания избежала, поскольку одна растила шестерых детей, а Ивана Степановича за недогляд отправили строить Беломоро-Балтийский канал. Мать, Анна Ивановна, выбивалась из сил с пятью ребятишками. Корову свели в колхоз. От недоедания сестра настолько ослабла, что умерла от простой болезни. Младший в семье Николай взрослел на глазах. Четырехлетним самостоятельно крошил табак, его потом мать увозила в Омск на Сибзавод, где работал на износ в трудармии отец, менявший курево на хлеб (потому и выжил). С братьями и сестрами малыш пас колхозных гусей и свиней, заготавливал сено… Надо было както выживать.
Нужда не покидала семью. Однако решили, что способный Николай должен учиться на ветеринара. В Омск он приехал с чемоданом, наполненным морковью, и двумя рублями в кармане. Стипендия была невелика, поначалу питались только хлебом, который в хрущевские времена в столовых давали бесплатно. А когда с крепкими парнями разгружали баржи и вагоны, то удавалось даже приодеться.
– После окончания института меня, – рассказывал Николай Иванович, – молодого ветеринарного врача, приняли в совхозе «Ламенском». Через год назначили заместителем директора хозяйства. Был у меня и личный транспорт – орловские чудо-рысаки. В день проезжал на них по 50-60 километров: ликвидировали вспышки инфекционных заболеваний. Рабочий день начинался в 6.30, а заканчивался заполночь, но желаемых результатов не всегда достигали. Пришлось совершенствовать всю систему ветеринарной помощи на селе. Начали с подбора кадров, улучшили кормление и содержание скота. На фермах появились механическая дойка, удаление навоза.
В 1967 году мой труд впервые получил высокую оценку – присвоили первое место среди ветврачей области и поощрили мотоциклом «ИЖ-Юпитер» с коляской. В 1968-м новое назначение – главным врачом Голышмановского района. И снова пришлось взяться за ликвидацию инфекции среди животных. Кроме того, ежедневно мой рабочий день начинался со стройки ветеринарной станции в районном центре. Так увлекся работой, что когда предложили новую должность – директора совхоза «Усть-Ламенский» – категорически отказался. Прошло несколько заседаний бюро РК КПСС, только тогда сдался. На новом месте меня ожидало …73 заявления об увольнении. Из убыточного хозяйства люди уезжали на заработки.
Создали комиссию, побеседовали с каждым работником. Многие нам поверили, остались в совхозе. Разработали план по восстановлению экономики в хозяйстве. Создали звенья по выращиванию кормовых культур, по подготовке зерна к посеву. Начали строить фермы, зерновые токи, жилье для селян. Кадры закрепились. За достигнутые успехи были отмечены государственными наградами главный инженер Давыд Диль, доярки Мария Токорева и Мария Нефакина, а я стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени.
Смело и масштабно действовал Ренев. Так же уверено и творчески работал на благо людей вторым секретарем, председателем райисполкома и первым секретарем райкома КПСС. Не случайно со временем ему присвоили звание почетного гражданина Голышмановского района. Запомнился Николай Иванович и по работе в областном центре.
В прошлом году Голышмановское землячество, которое создал Ренев, отметило 30-летие. Ветераны, решившие широкий круг проблем – социальных, дачных, образовательных – собрали материалы для книг о жизни района и его людях, с момента заселения и до наших дней.
Следующий этап деятельности Николая Ивановича на посту председателя президиума Союза землячеств Тюменской области вновь привел к уникальнейшему в России достижению. Первые три тома информационнобиографического издания «Труженики сельского хозяйства земли Тюменской. Далекое и близкое» были удостоены золотой медали на всероссийской выставке «Золотая осень». В подготовке энциклопедии участвовали сотни ветеранов, работники архивов, музеев, учителя-краеведы. Несмотря на рекомендации Минсельхоза, повторить тюменский опыт до сих пор не смог ни один регион страны. Там не нашлось таких подвижников, как Николай Иванович Ренев и созданный им Союз землячеств.
Ветераны, ведомые Реневым и исполнительным директором фонда им. П.П. Прокопьева Юрием Романовичем Клатом, при поддержке губернатора Владимира Якушева и депутатского корпуса областной Думы за десять с лишним лет подготовили и издали 11 томов серии «Труженики сельского хозяйства земли Тюменской». Последняя книга называлась «Бессмертный тыл», в предисловии которой написано: «Сегодня стало ясно, что сохранять память только о тех, кто воевал с врагом на фронте, было бы исторически несправедливо, ведь почти в такой же мере сражались с врагом из последних сил труженики тыла. И не только те, кто стоял у станков, плавил сталь, добывал уголь, выпускал оружие, танки, самолеты… Не меньший вклад в Великую Победу внесли крестьяне, те, кто производил продовольствие. Они недоедали и все отправляли родной Красной армии. Это была часть тыла, ковавшая победу на хлебных полях, животноводческих фермах, в рыбных артелях. Вот почему сельские тюменские ветераны ХХI века, которые знают цену крестьянскому труду и могут представить, как голодным, разутым и раздетым деревенским людям удалось накормить фронтовиков и победить врага, решили сделать о них книгу, не повторяя фамилии, уже опубликованные в наших предыдущих десяти книгах. Для этого надо было хорошо потрудиться в архивах и музеях и найти имена женщин, стариков и детей, выдержавших годы военного и послевоенного непосильного труда». Перед ветеранами во время подготовки материалов перед глазами встала эпическая картина крестьянского подвига в годы великих испытаний.
И потому вполне закономерно у них возник вопрос: почему нет памятника подвигу деревни? В годы войны (на современной территории области) проживало 80 процентов сельского населения из 917 тысяч человек. Да и в самой Тюмени – столице деревень – в основном трудились выходцы из сел и деревень.
Сегодня наша область гордится единственным в России монументом, посвященным крестьянскому подвигу в годы Великой Отечественной войны. Однако немногие догадываются, какие тернии преодолел этот проект за три с лишним года. Ветераны, не нагнетая обстановку, поступили вполне цивилизованно. О желании поставить «Памятник деревне» проинформировали все властные структуры и общественные организации. Поначалу повсюду нашли понимание. Был даже проведен конкурс среди скульпторов. Приступили к сбору средств. Как вдруг по чьему-то злому навету вся эта патриотическая работа остановилась. Сельхозпредприятия и другие организации, напуганные запретом на проект, перестали оказывать финансовую помощь. Отказывали ветеранам и в предоставлении подходящего земельного участка для монумента. Николай Иванович под градом унижений и нападок проявил просто чудеса настойчивости и дипломатического таланта. Противостояние «Памятнику деревне» длилось больше года, пока губернатор Тюменской области Александр Моор и депутат Государственной Думы Иван Квитка не помогли завершить проект.
Сегодня тысячи ветеранов и сельских жителей скорбят по поводу преждевременной кончины любимого лидера. Совсем недавно он собирал активных общественников у монумента крестьянскому подвигу. Энергичный, поджарый, острый на слово и с неизбывной заботой о людях и уважением к ним. Публикуемый еще раз снимок Николая Ивановича Ренева возле «Памятника деревне» стал последним в его жизни.
НА СНИМКЕ: Н.И. Ренев.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/