НЕГАСНУЩИЕ ЗВЕЗДЫ
«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню». Наверное, эту фразу знает каждый человек, рожденный на территории Советского Союза. И не мудрено, ведь культовый фильм Эльдара Рязанова показывают в новогодние праздники уже более 40 лет. Мы знаем его наизусть, но все равно смотрим. А без красивого «Служебного романа» наши будни стали бы намного мрачнее, поэтому телевизионные продюсеры часто ставят его в эфирную сетку 8 Марта. И даже если ты мымра, хотя под нелепой одеждой из того, что предлагали женщинам якобы модельеры, может скрываться красавица, то и разглядит ее только такой интеллигент. И роковая фраза: «Не доставайся же ты никому» в его интерпретации звучала по особенному. 18 февраля остановилось сердце интеллигента в кино и жизни, писателя, художника, народного артиста России Андрея Мягкова.
Родился Андрей Мягков 8 июля 1938 года в Ленинграде. Папа, Василий Дмитриевич, занимал должность заместителя директора в полиграфическом техникуме, имел звание кандидата технических наук. В 1954-м стал доцентом Технологического института. Мама, Зинаида Александровна, по профессии – инженер-механик, трудилась вместе с мужем.
В будущем родители видели сына инженером, поэтому после того, как Андрей окончил школу, отец посоветовал ему получать высшее образование в Ленинградском химикотехнологическом институте. Мягков послушался и после получения диплома буквально сразу нашел работу в Институте пластмасс. При институте работала театральная студия, куда Андрей с удовольствием ходил в свободное время. Он даже не предполагал, как круто может измениться его биография благодаря этому театру.
Вместе с другими актерамилюбителями он участвовал в постановке «Лесная песня». Премьеру спектакля посетил один из преподавателей школы-студии МХАТ, который был просто сражен игрой Андрея. Он сумел разглядеть в нем драматический талант и посоветовал скромному юноше прийти на прослушивание в приемную комиссию. Мягков, почти не напрягаясь, сдал все вступительные экзамены и был зачислен студентом на актерский факультет МХАТа, в мастерскую к В. Маркову. После получения диплома Андрея забрали в театр «Современник». Во время учебы он встретил любовь всей жизни, актрису Анастасию Вознесенскую. Именно ее после главной женской роли в картине «Майор Вихрь» Олег Ефремов пригласил в «Современник». А Мягкова взял практически прицепом по настоянию супруги. Правда, все круто переменилось. Но как бы ни складывалась актерская судьба супругов, они всегда оставались вместе и не ревновали. А ведь в 70-е Мягкову приходили письма от сотен одиноких женщин, мечтающих встретить такого же Женю Лукашина или товарища Новосельцева.
Мягкову не пришлось играть второстепенных персонажей и ждать, когда ему достанется главная роль. Это случилось буквально сразу после зачисления в труппу. Молодому актеру дали роль Дядюшки в постановке «Дядюшкин сон». На премьере присутствовал режиссер Э. Климов, которого впечатлила игра начинающего актера, и он предложил ему роль в своем фильме «Похождение зубного врача». Андрей согласился стать Сергеем Чесноковым и получил свою дебютную роль в кино. К сожалению, дебют в кино не стал началом блистательной карьеры, поэтому Мягков продолжает плодотворно трудиться на сцене театра. Он был задействован во многих постановках, самыми интересными из которых стали «На дне», «Балалайкин и К». И все же основной успех ждал его в кино, хотя он и предпочитал театр. Никогда не называя его домом, именно ему и он, и Анастасия посвятили всю свою жизнь, и детей им заменили ученики.
Когда Эльдар Рязанов пробовал актера на главные роли в своей новой комедии «Ирония судьбы, или С легким паром» он не предполагал, что столкнется с такими трудностями. Казалось, в СССР нет актеров, способных достоверно воплотить придуманные драматургом Брагинским образы. Режиссер отказался от Андрея Миронова и Олега Даля, произнеся почти по-Станиславскому: «Не верю», что они не нравятся женщинам и не умеют ухаживать. Не поверили бы и зрители. А вроде бы простой и нелепый Мягков как нельзя кстати подошел к образу Лукашина. Еще дольше искали актрису, способную воплотить леди совершенство. Как сложился дуэт Барбары Брыльски и Андрея Мягкова, это уже легенда. Главное, мы каждый раз верим в счастливую судьбу главных новогодних гостей нашего дома. И пусть в начале нулевых подкинули новый поворот событий, сказку у людей отобрать не сумели. И зрители шли посмотреть не на новых актеров, а на тех, родных и любимых. И слова Андрея Мягкова о том, что у любви нет прошедшего времени, звучали как завещание. В кино он больше не снимался, хотя и мечтал поработать с Михалковым, Месхиевым, но при этом считал современные сценарии лишенными глубины. Может, поэтому и решил попробовать себя в литературе. А как художник состоялся много лет назад. И его портреты попадали в самую точку, даже герои картин узнавали в себе что-то новое.
В его фильмографии множество самых разнообразных ролей, он никогда не повторялся. И мы можем увидеть Мягкова в классических ролях Алеши Карамазова и Карандышева, в своеобразном прочтении образа Алексея Турбина и уж совсем он необычен как Артист в ленте Леонида Гайдая «На Дерибассовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Уж там было, где разгуляться его актерской фантазии.
НА СНИМКЕ: Кадр из фильма "Ирония судьбы, или с легким паром!".
Юлия КОНКИНА