СТАРИННАЯ УСАДЬБА И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Перекресток улиц Осипенко и Орджоникидзе хранит историю, овеянную тайной. На старый манер улицы зовутся Томская и Ишимская. Звучные их имена, как и само далекое прошлое…

ИЗБА XVIII ВЕКА

Если открыть ворота и зайти во двор усадьбы по улице Осипенко, 32-34, слева можно увидеть площадку, где находился самый старый дом Тюмени. Его датировали XVIII веком. Возможно, изба еще старше, но это показали бы исследования древесины постройки.

В прошлые столетия жили в том доме Коробейниковы. Их родословная со времени основания избы насчитывает 11 поколений, но не узнать, кто же именно построил ее, как хозяина зваливеличали.

В 1983 году еще был жив 92-летний старец Николай Николаевич Попков – последний представитель этой семьи. Бородатый, высокорослый. Фамилия Попков – по отцовской линии, мать – Екатерина Ефимовна Коробейникова. Люди, кто знал потомка Коробейниковых, рассказывали, что дед Николай беспокоился, доживет ли их дом до следующих поколений. Понимал историческую ценность постройки. Он делал специальные зарубки на особом маленьком бревнышке, отмечая возраст избы. Приемная дочь Попкова – Лидия – в детстве решила поиграть с этим бревнышком. Взяла его в руки, но отец, казалось бы, такой безделушкой не разрешил баловаться. Пояснил, для чего бережет бревнышко, и назвал цифру – 350 лет. Так Лидия Васильевна на всю жизнь запомнила возраст дома. И еще запомнила, что отец собирался заявить о древности постройки в краеведческий музей.

С трудом верится, что в далекие от нас времена вокруг избы Коробейниковых рос настоящий липовый лес. В нем собирали грибы. Обитатели дома драли лыко с деревьев, замачивали его в корытах, занимались производством мочала. На примитивном станке ткали рогожу. Во дворе дома размещались амбары, конюшня, стайка, был вырыт погреб – и все это под навесом. Рядом сеновал и банька. В одном из амбаров старушка-староверка Анисья Макеевна из рода Коробейниковых прятала от воителей с религией ящик с иконами и на случай смерти – колоду…

Древняя постройка не уцелела. За свою многовековую жизнь она горела не единожды. Сейчас осталось от нее «всего ничего», пребывает в законсервированном виде.

ДОХОДНЫЙ ДОМ

Прежде двор усадьбы был замусорен. Несколько лет назад одна из фирм его вычистила, привела в порядок. Отселила жильцов из двухэтажного здания по улице Осипенко, 34. Провела ремонт. Когда велись работы, то попадались старинные гвозди, сделанные ручным способом, кирпичи…

По соседству на высоком кирпичном цоколе стоит одноэтажный флигель (ул. Осипенко, 32). Фасад его украшен резными наличниками. Другие постройки утрачены.

Добротная усадьба появилась в конце XIX века, принадлежала мещанке Феоктисте Федоровне Волковой.

Всем известно, что слово «мещанин» с презрительным оттенком. Мещанина характеризуют эгоизм, стяжательство, аполитичность и безыдейность. Создатель соцреализма Максим Горький призывал театр «возбуждать презрение и отвращение» к такому человеку. А поэт-трибун Владимир Маяковский пустил в обиход «мурло мещанина».

В домашней обстановке у этих нехороших людей всенепременно присутствовали фикус, кружевные салфеточки, фигурки слоников, оранжевый абажур и клеточка с канарейками. И что в том предосудительного?

В старину мещанами называли жителей городов, (происходит слово от польского – «mieszczanin», что в переводе – «горожанин»). Это было сословие, в которое входили мелкие домовладельцы, торговцы, ремесленники. В своей массе законопослушные граждане, в срок платившие налоги.

Вот и гражданка Волкова имела определенный доход от своей недвижимости. Тут у нее был доходный дом. Исследователи полагают, что на первом этаже располагался меховой магазин. На верхнем – сдавались квартиры.

УЗНАТЬ СВОЮ РОДОСЛОВНУЮ

Сейчас дом служит различным организациям, а недавно здесь поселился «Музей тюменских историй». Создатель и руководитель его – Оксана Усманова, геолог по профессии. Тяга к прошлому Тюмени, интерес к своим корням были у нее еще с юности. Теперь то, к чему стремилась душа, воплощается в любимое дело.

Оксана Юрьевна представляет в музее уникальные вещи, которые достались ей по наследству от прабабушки Анны Корниловны, урожденной Ошкуковой, и бабушки Парасковьи Ивановны Шитовой.

Мебель ручной работы, вышитые скатерти, ковер хранят тепло домашнего очага, книги царской и советской России собрались в интересную библиотеку, на полу – милые сердцу домотканые половики, на окнах – занавесочки…

Может, подобный интерьер, и был здесь сто лет тому назад? Дома обладают энергетикой, откликаются на помыслы обитателей. Чтобы вернуть в помещение «дух старины», требовался ремонт. Убрали пластиковые панели, подвесной потолок, восстановили окна. А когда расчищали стены от обоев (они были наклеены в четыре слоя), увидели старые газеты. На фрагментах дореволюционных изданий – реклама вин Тюмени, выкройки вещей из женских журналов… Советская пресса 1936-1937 годов била тревогу «о врагах народа», рапортовала о севе на полях, заботах механизаторов, о партсобраниях. Зазвучали голоса героев Чкалова, папанинцев.

Другой сюрприз ожидал в районе с диковинным названием «Потаскуй». Во дворе одного из заброшенных домов нашли старую доску, плотно утыканную гвоздями. Что это и для чего? Скорее всего – для сдирания коры. Этот артефакт, возможно, использовался для производства мочала. Теперь служит для пешеходной экскурсии «Два квартала. Четыре улицы». Ишимская–Тобольская–Садовая–Томская, расположенные в Потаскуе, имеют богатейшую историю.

Домашняя экскурсия «Потомственные крестьяне Ошкуковы» проводится в помещении уютного музея. Слушатели узнают любопытные сведения. Так, после основания Тюмени в числе первых переселенцев, первых пашенных крестьян была семья Микиты Ошкукова. Она прибыла из Северной Двины примерно в 1595-1596 годы. Микита наездом пахал земли за Мысовским Яром, избу поставил, рядом выросли другие дома. И родилась деревня Ошкукова. Она до сих пор существует в Тюменском районе. По семейному преданию, Ошкуковы жили там лет 70, но сильно страдали от набегов татар, потому пришлось им перебраться на новое местожительство. Они основали другую деревню, которая выросла в село Ошкуково, что в Тугулымском районе.

300 лет представители этой славной фамилии крестьянствовали, выбивались в купцы и мещане. Пережили революцию 1917-го. Но настали 30-е годы, отмеченные раскулачиванием и «выкорчевыванием ненужного элемента». Добрые люди предупредили Ошкуковых: «Завтра за вами придут». Семья собралась и в ночь бежала, бросив нажитое. Шесть лет пришлось прятаться, переезжать с места на место. В 1936 году поселилась в Тюмени.

– Ошкуковы – мои предки, – говорит Оксана Юрьевна. – У меня есть генеалогическое древо, в нем насчитывается порядка 40 тысяч фамилий. Мы много лет составляли его с родственниками, вплотную прикоснулись к истории. Я хорошо помню свою бабушку Парасковью Ивановну Шитову. Она особо не рассказывала о пережитых годах. Потому что перегибы в политике 30-х наложили свои «черные лапы». Бабушка все это видела, мытарства на себе испытала. В Тюмени она окончила курсы бухгалтеров, работала в госбанке, росла по службе… Мама моя – одна из первых программистов Тюмени, работала в нефтегазовом комплексе. А я получила геологическое образование, окончила индустриальный институт.

Я выросла в старинном районе. В деревянном доме на улице Затюменской, 25 жили наша семья и бабушка. В нем было душевно и тепло. Неподалеку – моя любимая школа №38.

Теперь старинные вещи, что окружали Оксану Усманову с детства, поселились в «Музее тюменских историй», а сам дом можно видеть на акварельном рисунке архитектора и художника Нины Загребиной.

Многие художники Тюмени не равнодушны к поэтике старинных особняков. Их работы, наполненные теплом и любовью, встречают посетителей музея.

Кроме экскурсий, здесь обучают детей на народных инструментах, проводят мастер-классы по созданию родословной, изучают историю народного костюма – да все и не перечесть. У создателя музея и ее сподвижников появляются хорошие задумки, и пусть они исполняются!

ХОДИЛ ПО ТУРЕ ПАРОХОД «СКРОМНЫЙ»

Окна усадьбы Волковой смотрят на каменный двухэтажный дом. Нынешний его адрес: ул. Орджоникидзе, 6/ Осипенко, 29. В 1903 году уфимский мещанин Гавриил Иванов приобрел за 1000 рублей усадебное место у Александры Федоровны Щукиной и в 19081909 годы построил этот особняк. Гавриил Георгиевич (Егорович) Иванов оставил свой след в тюменской истории. Он был соучредителем пароходно-торгового Товарищества «Г.Г. Иванов и К», акционером «Тюменской компании электричества», гласным городской Думы (1911-1917 гг.).

В 1913-м Гавриил Егорович предоставил помещения для Потаскуевского училища, в следующем году участвовал в комиссии по вопросу укрепления берегов Туры. Свой капитал он нажил от торговли зерном, солью; был у него склад алебастра, мела и извести. Справочник-календарь Калугина за 1913 год сообщает: «Пароходство Товарищества «Г.Г. Иванова и К» имеет (в средине навигации 1912 г.) пассажирский пароход американского типа «Скромный», совершавший рейсы между Тюменью и Тобольском и обратно, который, сделав в 1912 г. 5 рейсов, был продан в г. Барнаул».

В марте 1918 года на богатея Иванова была наложена контрибуция.

Давно уж нет на свете владельцев усадеб, а здания их продолжают жить. На исходе XX века дома на перекрестке Орджоникидзе/Осипенко местная власть объявила памятниками истории и культуры.

Так тому и быть.

НА СНИМКЕ: создатель «Музея тюменских историй» Оксана Усманова.

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


47820