УГРСКИЙ ПОДВИЖНИК

ПАЛОМНИЧЕСТВО

Согласно паломническому поверью, лукавый неустанно строит путешественникам по святым местам всевозможные препоны, каверзы и соблазны. Не обошлось без таких и во время моей поездки по святым местам Подмосковья. Ночью в моторе нашего автобуса начало что-то стучать, а его корпус стал периодически сотрясаться, как авиалайнер в зоне турбулентности. Хотя дорога была вполне ровная. В какой-то момент в салоне запахло горелым, что навело немалой жути на наших впечатлительных женщин.

Несколько раз водители останавливали наш ковчег и с озабоченным видом копались в его внутренностях, но тряска не унималась, и в итоге мы встали всерьёз и надолго. По такому случаю Пафнутьево-Боровским монастырём, стоявшим в наших планах под номером один, пришлось пожертвовать (враг рода человеческого всё же отчасти добился своего) и поехать сразу в направлении Калуги, в Тихоно-Калужскую пустынь.

Калужская Свято-Тихонова пустынь имеет богатую историю. Она была основана во второй половине XV века, около 1485 года, преподобным Тихоном Медынским, удалившимся от мира в глухие, дремучие леса на берегу реки Угры и жившим здесь в течение длительного времени в дупле гигантского дуба.

Мы побывали в часовне неподалёку от монастыря. По преданию, она стоит на том самом месте, где рос этот дуб, разрушенный в XIX веке ударом молнии, и совпадает с его стволом по площади и контурам. Судя по тому, что там легко поместилась вся наша группа вместе с экскурсоводом, и ещё осталось немало места, это было действительно выдающееся дерево.

Питался святой чем Бог пошлёт, воду носил из собственноручно выкопанного колодца, который находился в четырёх километрах от его дупла.

Впоследствии, прослышав про великого подвижника, в эти места стали приходить другие взыскующие монашеской жизни, и у преподобного появились ученики. С течением времени монастырь разросся до большой обители. В 1492 году Тихон Медынский покинул этот мир, а через полвека, в 1551-м, на Московском соборе был официально причислен к лику святых.

Судьба у основанной Тихоном обители выдалась непростой. Дважды её буквально стирали с лица земли, и дважды она возрождалась, как птица Феникс. Первый раз это случилось в Смутное время, в 1610 году, когда по Калужской земле проходили войска Лжедмитрия II, вошедшего в исторические хроники как «Тушинский вор». Польсколитовские интервенты сожгли монастырь (тогда его строения были ещё деревянными), и восстанавливался он долго, в течение нескольких десятков лет.

Сразу после Октябрьской революции монастырь закрыли, и на базе комплекса его зданий было создано «Первое советское культурное хозяйство имени Ленина».

В годы Советской власти часть храмов была уничтожена, другие же стали использоваться под различные нужды. Здесь располагались административные учреждения, сельский клуб, кинотеатр, сельскохозяйственный техникум, магазин, гаражи и даже склад сельхозтехники. Семидесятипятиметровую колокольню монастыря пытались взорвать, но, благодаря своему качественному фундаменту, она, хотя и пошла трещинами, выстояла. Восстановленная и отреставрированная, возвышается теперь над селом так же горделиво, как раньше. Да и весь монастырь, возвращённый в начале девяностых годов Церкви, выглядит ныне величественно и благолепно.

По приезде в Свято-Тихонову пустынь мы первым делом отправились в трапезную, что было очень кстати, учитывая, что я по простоте душевной взял с собой в дорогу лишь упаковку круассанов да литровый пакет персикового сока, посчитав, что на ужин этого хватит, а с утра вопросы пропитания будут решаться в монастырях централизованно. Но человек, как известно, предполагает, а Бог располагает. Ввиду нашего форс-мажора с мотором пришлось мне перебиваться пирожками из придорожных забегаловок да милостынями сердобольных спутниц.

В монастыре кормили перловым супом, гречкой и винегретом. Я попытался попробовать конфету, полагавшуюся к чаю, но, постучав по ней зубами, решил не рисковать и отложил в сторону. Предводитель нашей паломнической группы отец Андрей рассказал по этому случаю эпизод из воспоминаний церковного публициста Александра Дворкина, о том, как того угощали на Афоне чаем, пожертвованным тамошним инокам Государем Императором Николаем II. Судя по консистенции монастырских конфет, они были пожертвованы, по меньшей мере, Екатериной Великой.

После того, как был удовлетворён телесный голод, приступили к утолению голода духовного – посетили музей обители, осмотрели Преображенский собор, включая его крипту, где находится рака с мощами преподобного Тихона, а затем отправились на службу в храм Успения Пресвятой Богородицы.

В Свято-Тихоновом монастыре оказалась самая лучшая паломническая гостиница из всех, что я когда-либо видел – чистенькая, тихая и уютная, с одноэтажными кроватями и несуетливоблагостной, почти домашней атмосферой. На стенах развешаны многочисленные фотографии с видами обители, а в холле удобные диваны для паломнических посиделок, растут цветы в горшках, и даже стоит пианино, словно в гостиной девятнадцатого века.

После того, как мужская половина нашей группы расположилась в отведённой келье (женщины ночевали в другой гостинице, вне стен монастыря), отец Андрей повёл всех желающих к святому источнику преподобного Тихона, насколько я понял, тому самому, в котором подвижник запасался водой во время своего отшельничества. Сейчас вокруг этого родника построен целый паломнический комплекс, с храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Его ворота за поздним временем оказались закрыты, но мы и не ставили себе задачу попасть туда именно сегодня. Нашей целью было просто прогуляться на сон грядущий, подышать свежим вечерним воздухом и познакомиться с новыми местами. На обратном пути мы немного заблудились, свернув не в том месте, и некоторое время петляли среди сельских пятиэтажек.

Проснувшись около пяти часов утра и наскоро умывшись, мы дружною толпою отправились на службу во Владимирский скит, находящийся в трёх километрах от главного монастыря. Он даже административно располагается в другом населённом пункте – монастырский комплекс стоит в селе Льва Толстого. Самое интересное, что великий писатель никогда не жил в этих краях и не был даже проездом), а скит – в соседнем селе Дворцы. Хотя они плавно перетекают друг в друга.

Заутреня в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери была благолепной и длинной. Я с интересом рассматривал настенную роспись, изобилующую картинками в стиле гравюр из средневековых летописей, на темы каких-то сражений и осад городов. Среди них почему-то затесался сюжет из времён наполеоновских войн, выполненный в той же манере, что смотрелось совершенно анахронично и оттого несколько карикатурно.

Когда служба закончилась, отец Андрей повёл нас к памятному кресту на излучине реки Угры, воздвигнутому в честь знаменитого стояния здесь в 1480 году войск хана Большой Орды Ахмата и московского великого князя Ивана III, ознаменовавшего собой освобождение Руси от ордынского ига.

В массовом сознании конец ордынского владычества связан с Куликовской битвой, но на самом деле это не так. Спустя всего лишь два года после сечи на Куликовом поле ордынский хан Тохтамыш прорвался к Москве и сжёг её, а русские земли продолжали исправно платить дань татарам ещё без малого сто лет. До тех пор, когда Иван III демонстративно разорвал ханскую грамоту, врученную ему татарскими послами.

Рассвирепевший от неслыханной дерзости Ахмат двинул своё войско на Русь. На Угре его встретила рать московского князя.

Больше месяца, с 8 октября по 11 ноября, армии стояли друг напротив друга на разных берегах реки. «Фронт» растянулся на семь десятков километров, противоборствующие армии всё время маневрировали – ордынцы искали слабое место в обороне русских войск, задачей же московского князя было им такой возможности не дать. Совершенно нетипичный случай для тех времён, когда общепринятой тактикой военных действий были короткие кровопролитные сражения.

Кстати, преподобный Тихон Медынский стал для войск Ивана III тем же, кем был для рати Дмитрия Донского Сергий Радонежский – благословителем и молитвенником.

После полученного отпора татары претензий к Московскому княжеству более не имели, поняв, что настали иные времена. Но трёхвековой страх перед Ордой был, по старой памяти, так силён, что случившееся посчитали чудом, произошедшим благодаря заступничеству Богородицы. Существует даже предание, согласно которому хан Ахмат увёл свои войска по велению Богоматери, явившейся ему во сне.

Справедливости ради, надо отметить, что, помимо заступничества Пресвятой Девы, свою роль сыграли дипломатические способности Ивана III, сумевшего убедить крымского хана МенглиГирея начать боевые действия против союзника Ахмата, короля Казимира IV, возглавлявшего тогда польско-литовское государство, и тем самым не допустить удара с его стороны себе в тыл. А ещё – наличие у русского воинства пушек, стреляющих картечью, которые могли косить татар как траву, вздумай они всё же начать переправу через реку.

Причина же того, что Куликовская битва стала намного более знаменита, чем стояние на Угре, сделавшись своего рода историческим брендом, наверное, в том, что это был «экшн», героический эпос, который, как правило, востребованнее иных жанров. Большое кровопролитное сражение – событие, что ни говори, более яркое, чем невнятное многодневное противостояние двух армий, пусть и имевшее в итоге несравненно более важные исторические последствия.

Всё это поведала нам энергичная, эмоциональная женщинаэкскурсовод музея-диорамы «Великое стояние на Угре». Диорама эта на территории Владимирского скита была создана художником Павлом Рыженко, известным своими работами на тему российской истории. Отец Андрей назвал его богатырём русского духа. Панорама, посвящённая стоянию на Угре, стала последней работой мастера, заканчивали её уже ученики Павла Викторовича. Ушёл он совсем молодым, в 44 года.

Описывать словами произведения живописи, тем более такие масштабные, не будучи поэтом, или хотя бы знатоком и ценителем – дело неблагодарное и бессмысленное. Я не силён в изобразительном искусстве, и, как правило, оцениваю творения художников лишь по одному критерию – «цепляет» или нет. Диорама «Великое стояние на Угре» «цепляет», даже более чем.

Из Владимирского скита мы, погрузившись в подошедший за нами автобус, поехали к Источнику преподобного Тихона, теперь уже с «официальным визитом». Большая часть моих спутников выстроилась в очередь в купальню, я же ограничился тем, что умыл святой водой из источника лицо и пригубил её из горсти. Вода была такая холодная, что заломило зубы, и это окончательно отбило у меня всякое желание в неё погружаться. Хотя у тех, кто совершил омовение, впечатления остались самые хорошие.

Недалеко от ворот комплекса, в кустах рядом с автостоянкой, находятся два странных надгробия без имён и прочих «выходных данных», лишь с выбитыми в камне устрашающими надписями: «Земля ты и в землю отыдеши» и «Смерть грешников люта». К чему эти кенотафы там стоят, я так и не понял, и даже отец Андрей озадачился, когда ему задали этот вопрос.

Напоследок мы посетили ту самую часовню, что находится на месте дуба, служившего прибежищем Тихону Медынскому. Рядом с ней сейчас возвышается другой дуб, ещё молодой, который, как утверждают в монастыре, вырос из корневой системы того, великого дуба, и является, таким образом, его прямым «потомком». А может быть и инкарнацией, судя по тому, что у совсем юного дерева уже наметилось большое дупло, как у его знаменитого предшественника. У паломников сложилась традиция засовывать в это дупло записки с просьбами, обращёнными к Богу и святому Тихону.

А может быть, этот дуб ждёт своего великого святого?

НА СНИМКАХ: музей-диорама "Великое Стояние на реке Угре"; Свято-Тихонова пустынь.

Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/


47612