НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ
«В Великую Отечественную войну ударно работали тюменские торфодобытчики. Почему бы вам не рассказать об этом?» – попросили ветераны Боровского торфопредприятия. Пробел в истории нашего региона согласился восполнить известный ветеран, заслуженный ветеринарный врач РФ, кавалер двух орденов «Знак Почета» Василий Гридин, который в свое время руководил сельскохозяйственной отраслью в Тюменском районе.
– В начале тридцатых годов, – рассказывает Василий Захарович, – тишину этого пустынного уголка нарушали лишь паровозные гудки. На большой площади, которое занимало болото, в великом множестве водились змеи волки, лисицы, зайцы, реже – рыси. Селений близко не было. Это место таило в себе огромные природные богатства – строительный песок, ценные виды глины и топливное сырье – торф. Гигантский размах развития промышленности в стране в годы первых пятилеток требовал новых сырьевых ресурсов.
Первые разведывательные работы в окрестностях поселка Боровского дали хорошие результаты. Исследования показали, что общая площадь торфяных массивов составляет почти семь тысяч гектаров, а запас залежи, пригодный для эксплуатации, составлял более 17 млн тонн торфа.
Совет народных комиссаров и ЦК ВКП(б) в июне 1939 года вынес постановление, подписанное Сталиным и Молотовым: «В целях перевода всех предприятий Омской области в ближайшие 3-4 года на топливо, добывающееся в близлежащих районах, разрешить Совнаркому СССР приступить к промышленной разработке в Экибастузском месторождении в Казахской ССР, а также торфомассивов в Боровое и Называевке… Выделить Омскому облисполкому на проведение подготовительных работ по торфохозяйству, на приобретение транспорта, жилищное и бытовое строительство на указанных объектах 1 миллион рублей».
В этот же год в поселок Боровский прибыли первые партии рабочих. В их числе были братья Мареевы, семьи Косолаповых, Урвановых и Ермаковых, Паршукова. В 1940-м шла подготовка торфяных массивов для добычи. Площадь первых разработок была на двух квадратных километрах. Добывали его вручную с помощью польских лопаток и резаков. За первый сезон таким образом заготовили 17 тыс. тонн. Труд рабочих немного облегчился с прибытием трех элеваторных машин. Около элеватора в карьере работали 16 человек. Они вручную подавали торф в пресс, после чего тот отправлялся через мундштук на подкладочные доски по 4 кирпича. Сушка торфа на подстилках, змейках и в клетках в общей сложности продолжалась 52 дня.
На торфяных массивах рубили лес, вручную корчевали кустарники, лопатами копали канавы. Вырыли около 40 километров осушительной системы. Несмотря на использование элеваторных машин, труд добытчиков торфа оставался тяжелым: подкладочную доску с четырьмя кирпичами сырого торфа весом в 34 кг с транспортера переносил один человек. За смену он должен был перенести 18 тысяч кирпичей. А в годы Великой Отечественной войны работали в основном девушки и подростки. Среди ударников были А. Краснобородько, А. Киданова, Е. Ермакова, В. Жалейко, П. Адувалина и другие.
В 1942 году на объекте добычи торфа построили узкоколейную железную дорогу длиной в пять километров. До нее торф с болота к месту отправки потребителям доставляли лошадьми, что приводило к непроизводительным затратам времени и рабочей силы. Основными потребителями торфа в Тюмени являлись электростанция, завод АТЭ, сетевязальная фабрика, военные госпитали и Омский гортоп. В 1953 году начались поставки этого топлива на Уралмаш и свердловскую фабрику «Изоплит».
Торфопредприятие стало ведущим в поселке. На нем работали 825 рабочих, из которых 600 сезонных. Для обеспечения питания рабочих и служащих имелось свое подсобное хозяйство. Первым организатором строительства поселка был московский инженер Василевский, а директорами предприятия – Монастырев, Злобин и Гунин.
В 1956 году началась техническая реконструкция предприятия. Новые технологии и оборудование позволили перейти к фрезерной добыче торфа, исключающей ручной труд. Объем добычи вырос с 24-40 тыс. тонн кускового до 460 тыс. тонн фрезерного топливного торфа, постоянным потребителем которого стала Тюменская ТЭЦ.
Для обеспечения топливом ТЭЦ-1 в 1960 году было создано еще одно предприятие с программой добычи в перспективе до полутора миллионов тонн торфа в год. Для работников в поселке Тарманы построили более 50 тыс. кв. м. жилья, школу, детский сад на 280 мест, аптеку, филиал городской больницы № 2, баню, магазины ОРСа торфопредприятий, столовую и дом культуры «Торфяник». Десять лет, с 1964 по 1974 годы, бурное становление торфопредприятия «ТарманскоеЦентральное» проходило под руководством фронтовика Петра Павловича Фирсенко. Более 40 лет трудился он в торфодобыче. Фирсенко был среди тех, кто перерезал ленточку на открытии моста через Туру, по которому пошли составы с торфом на Тюменскую ТЭЦ-1. Немного позднее, по просьбе тюменского горсовета, депутатом которого несколько созывов Петр Павлович являлся, была построена вторая очередь моста – автомобильная.
Добыча торфа в Тюменской области до начала 70-х осуществлялась под руководством удаленного производственного треста «Свердловскторф», что приносило неудобства в организационном плане. Кроме того, вслед за действующими торфопредприятиями «Боровое» и «ТарманскоеЦентральное» начали свою работу «Тарманское-Западное», Тарманское погрузочно-транспортное управление, значительно возросла добыча торфа для Тюменской ТЭЦ. Назрела необходимость создания объединения «Тюменьторф» для оперативного руководства добычей. Первого руководителя этого штаба торфоразработок в регионе сменил Виктор Иванович Кустарев, который еще в самом начале 70-х годов включился в интенсивную работу по развитию торфяной промышленности на Тюменщине. Большую роль в его успешной производственной деятельности сыграла работа преподавателем по технологии добычи фрезерного торфа в Свердловском горном институте им. В.В. Вахрушева.
К нему на помощь главным инженером был направлен преподаватель этого же института по предмету «Торфяные машины и комплексы» Анатолий Наумович Регинбогин, также опытнейший и авторитетный специалист. Была набрана грамотная, опытная, знающая в совершенстве экономику производства, планово-экономическая бригада, которая более четверти века вела все расчетное хозяйство объединения «Тюменьторф».
Предприятия объединения росли и совершенс твовались. Александр Григорьевич Киенко возглавил объединение уже при более современном производстве, где наряду с добычей развивали другие виды продукции: различные торфокомпосты, смеси с удобрениями… Александр Григорьевич вложил немало сил для увеличения добычи торфа для нужд сельского хозяйства. Добыча для улучшения структуры и плодородия почв велась практически во всех районах Тюменской области. Этому способствовал также перевод ТЭЦ-1 в начале 80-х годов на природный газ.
В настоящее время при отсутствии финансирования предприятий аграрного сектора добыча торфа в области снизилась до ничтожных размеров – в основном, для садоводческих обществ и организаций, занимающихся благоустройством территории. Также невелик выпуск продукции на торфяной основе – «Микропарник», «Садовая земля» и других изделий. Численность занятых в деградировавшей отрасли исчисляется всего лишь несколькими десятками.
Записал Валентин СТАРНАК