НЕГАСНУЩИЕ ЗВЕЗДЫ
Она была самой народной певицей нашей страны, несмотря ни на что. Познала огромный успех, большую любовь, унижения и заключение. Но говорят «от сумы и тюрьмы не зарекаются». И даже в таких обстоятельствах не потеряла достоинство и сумела как птица-Феникс вновь возродиться из пепла. А обожание простых людей, особенно фронтовиков, оставалось неизменным.
При крещении ей дали имя Прасковья, но для всех она – великая Лидия Русланова. 27 октября исполнилось 120 лет со дня рождения певицы.
Она родилась в бедной крестьянской староверческой семье. По матери принадлежала к народности эрзя. Её отец, Андрей Маркелович, работал грузчиком на пристани. Сразу после начала русско-японской войны Андрея Лейкина, единственного кормильца в семье, забрали в солдаты.
В то время на селе много пели: на полевых работах, на посиделках и на гуляниях. В семье будущей певицы хорошо пела бабушка, а брат отца — дядя Яша — был деревенской знаменитостью.
«Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач. Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: «Повопи, баба, по тятеньке!» И она вопила — «на кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?». Бабушка не зря убивалась.
Лиде едва исполнилось шесть лет, когда умерла её мама. Отец домой не вернулся. В уведомлении написали, что он пропал без вести. В действительности он был жив, но потерял ногу.
Заботы о семье легли на Лиду и на слепую бабушку. Они ходили по Саратову и окрестным деревням, пели и просили милостыню. Лида пела, кричала зайцем и лягушкой, а бабка причитала: «Сироты, мамка их померла, а батя их за веру, царя и отечество кровь проливает, подайте копеечку». Выступления пользовались успехом. Уличную певунью приглашали даже в богатые купеческие дома.
Хождение с сумой продолжалось почти год, пока на талантливую девочку не обратила внимание вдова чиновника, погибшего в русско-японской войне. Тогда же Прасковью удалось определить в лучший саратовский приют при Киновийской церкви, где был собственный детский церковный хор, но поскольку детей крестьянского сословия туда не брали, а имя и фамилия девочки выдавали её крестьянское происхождение, появилась фиктивная грамота с новыми именем и фамилией: «Лидия Русланова».
В 1916 году Лидия Русланова отправилась на фронт в качестве сестры милосердия. А в мае 1917 года Лидия Русланова вышла замуж за интенданта Виталия Степанова лет тридцати пяти из дворянской семьи. Он научил Русланову хорошим манерам и умению держаться. У них родился сын, но не прожив и месяца, умер. Гражданская война их развела. В том же году на сцене Саратовского оперного театра состоялся первый официальный концерт Лидии Руслановой.
На сцену Лидия Русланова выходила в крестьянской одежде — нарядной панёве, душегрейке и в лаптях (позже их сменят сапожки), волосы скрывал платок. Концерты обычно завершались «Саратовскими страданиями», после чего Русланова величественно кланялась земным поклоном, и степенно уходила. Её называли в то время «Саратовской птицей». В эти годы Лидия Русланова занималась самообразованием, много читала, начала собирать свою библиотеку.
В 1921 году Лидия переехала в Москву на профессиональную артистическую работу. В том же году в Ростове состоялся её дебют в качестве профессиональной артистки эстрадного театра «Скоморохи».
В 1929 году Лидия Русланова развелась с Наумом Науминым и вышла замуж за известного конферансье Михаила Гаркави. Наумин же был репрессирован и умер в 1938 году. Он был весьма тучным (около 120 кг), но остроумным, жизнерадостным, эрудированным человеком, пользовался уважением среди артистов, увлекался коллекционированием. Его примеру последовала и Лидия Русланова.
В конце 1930-х годов Лидия Русланова была самой высокооплачиваемой артисткой СССР, её голос звучал по радио и из граммофонов, концерты неизменно проходили с аншлагами. Заработанные деньги она тратила на коллекционирование картин русских художников, икон, старинной мебели, украшений, фарфора, любила красиво и дорого одеваться.
В 1939 году началась советско-финская война. Зимой 1940 года Лидия Русланова в составе концертной бригады выехала на фронт. За двадцать восемь дней бригада дала 101 концерт. Уже в те годы Русланова пользовалась особой популярностью в армии. В каждом фронтовом концерте она неизменно была желанной гостьей и гвоздём программы.
В начале войны в репертуаре Руслановой появилась песня «Валенки», ставшая её «визитной карточкой». Выступать нередко приходилось в сложных условиях — под открытым небом, в окопах, землянках, госпиталях.
В апреле 1942 года в Спас-Нуделе, под Волоколамском, где Лидия Русланова выступала с концертами во 2-м гвардейском кавалерийском корпусе, она познакомилась с недавно назначенным командиром корпуса генерал-майором Владимиром Крюковым, соратником Георгия Жукова. Крюков был вдовцом: его жена умерла в 1940 году, оставив мужу пятилетнюю дочь Маргариту. Уже в июле Лидия Русланова вышла замуж за Крюкова.
На свои собственные средства, заработанные во время предвоенных гастролей, Лидия Русланова приобрела две батареи Катюш, которые были отправлены на Первый Белорусский фронт в корпус, которым командовал её муж. Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года, у стен рейхстага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!».
Великая Отечественная война стала вершиной популярности Лидии Руслановой. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1120 концертов. 24 августа 1945 года Георгий Жуков подписал приказ № 109/н: «За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I степени Русланову Лидию Андреевну».
После войны Русланова и Крюков жили роскошно. Как и до войны, Русланова продолжала коллекционировать старинные картины и антиквариат. Все рухнуло в 1948 году, когда Крюкова, а потом и Русланову арестовали по сфабрикованному «трофейному делу». Но всем было понятно, что таким образом хотят добраться до маршала Жукова. Вопреки обстоятельствам они сумели выжить, хотя освободились только после смерти Сталина. А потом восстановили и прежний уровень благосостояния.
Благодаря Лидии Руслановой сохранились и возродились многие народные песни. «Валенки» же теперь в репертуаре каждой фольклорной исполнительницы, и не только. В свое время их записала Вика Цыганова. Голосистой девчонке Нине, найденной на вокзале, дали фамилию Русланова, позднее она прославилась как выдающаяся актриса.
Юлия КОНКИНА