СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ
6 октября президент США Дональд Трамп покинул военномедицинский центр имени Уолтера Рида и на вертолете направился в Белый дом. «В скором времени я вернусь к предвыборной кампании! Лживые СМИ показывают только лживые опросы общественного мнения»,– написал Трамп в Twitter незадолго до полета.
Речь идет об опубликованных днем ранее итогах опроса, проведенного газетой The Wall Street Journal и телекомпанией NBC, где кандидат на пост президента США от Демократической партии Джозеф Байден опережает своего соперника-республиканца на 14%.
Напомним, что 2 октября президент США Дональд Трамп сообщил о заражении коронавирусом, вирус подтвердился у жены Мелании, у советницы президента Хоуп Хикс, у пресс-секретаря Белого дома и у членов предвыборного штаба. Трое суток мир гадал: сможет ли действующий президент США продолжить предвыборную гонку или не сможет?
Медицинская команда сохраняла осторожный оптимизм. Лечащий врач Шон Конли пошутил накануне, что глава государства «еще не вышел из сумрака». Симптомы заболевания, включая легкий кашель, заложенность носа и усталость, «теперь проходят, и здоровье улучшается». Помимо экспериментальных препаратов, Трамп принимает аспирин, который снижает температуру. У президента не было температуры в течение 24 часов.
Белый дом распространил снимки Дональда Трампа, работающего в президентском люксе Национального военномедицинского центра имени Уолтера Рида. В распространенном позже четырехминутном видеообращении президент благодарит персонал медицинского центра и рассказывает о «чудесных» методах своего лечения:
− Я приехал сюда, я не очень хорошо себя чувствовал, сейчас я чувствую себя намного лучше, мы очень стараемся вернуть меня обратно. У моей супруги Мелании все хорошо, и ей не так больно, потому что она моложе меня (цитата по ТАСС).
Шон Конли сказал, что глава государства не оказывал никакого давления на медиков для ускорения выписки из больницы:
− Президент был потрясающим пациентом. Во время своего лечения здесь он никогда не давил на нас, чтобы мы делали что-то, что выходит за рамки безопасной и разумной практики.
«Не бойтесь COVID. Не давайте ему управлять вашей жизнью. Под руководством администрации Трампа нам удалось разработать замечательные лекарства и получить много полезной информации. Я чувствую себя лучше, чем 20 лет назад!» – написал Трамп в Twitter.
Он покинул военный госпиталь и уже через 15 минут входил в здание Белого дома. Поднявшись по лестнице на портик своей резиденции, Трамп несколько секунд раздумывал, потом решительно снял маску, положил ее в карман и замер в воинском приветствии. Затем появилось полутораминутное видеообращение президента, где Дональд Трамп вновь призывал «не позволить коронавирусу управлять вашей жизнью» и посоветовал людям жить так, как они привыкли. Он сказал, что осознает риски, но любой другой лидер на его месте сделал бы то же самое.
− Мы возвращаемся. Мы возвращаемся к работе, мы будем на переднем краю,– заявил Трамп. Закончился ролик благодарностью в адрес врачей госпиталя.
Глава государства вернулся не совсем в тот Белый дом, который покидал, эпицентр предвыборной работы превратился в пустынное здание. Одиннадцать ближайших соратников президента, включая дочь Иванку, или заразились, или перешли на удаленную работу. Лечение президента не закончено: на вечер вторника (раннее утро среды по московскому времени) была намечена последняя инъекция.
− Мы работали с нашими экспертами-инфекционистами и сформулировали ряд положений, которые позволят обезопасить Белый дом, президента и тех, кто находится с ним рядом, – рассказал журналистам лечащий врач Шон Конли.
Когда журналисты потребовали уточнить, как президенту будет обеспечен карантин, врач ответил:
− Я был бы рад рассказать больше, но я не могу.
Болезнь главы государства поставлена на службу электоральным задачам, замечает «Коммерсантъ». Соратники президента теперь подчеркивают, что, заразившись, Дональд Трамп на личном опыте прочувствовал, что такое COVID-19 и с чем сталкиваются сотни тысяч американцев.
− У него есть опыт верховного главнокомандующего. У него есть опыт бизнесмена. Теперь у него есть опыт личной борьбы с коронавирусом. У Джо Байдена такого личного опыта нет,– рассказывала в эфире телеканала Fox News пресс-секретарь штаба Дональда Трампа Эрин Перрин.
В штабе ясно дали понять, что эта болезнь не поменяет специфического отношения президента к коронавирусу:
− Мы не будем сдаваться на милость вируса, как это сделал Джо Байден. Мы знаем, что президент справляется. Наш штаб на полном ходу работает над операцией MAGA,– рассказывала в эфире Fox News советница главы Белого дома Мерседес Шлапп, имея в виду развернутую штабом операцию по предвыборной агитации (MAGA от Make America Great Again, «Вернем Америке былое величие»).
Стремительное распространение болезни по высшим эшелонам американской власти не замедлило мощные шестерни республиканского политического механизма. Верхняя палата Конгресса намерена завершить начатую работу, по утверждению консерваторши Эми Кони Баррет, новым судьей Верховного суда − шикарный подарок для республиканцев.
− Если нам надо будет идти и голосовать, я уже сказал руководству, что я и в скафандре приду. Я в любом случае постараюсь найти способ, чтобы все были в безопасности. Если есть желание – есть и возможность,– заявил в видео разговоре с ведущим утреннего шоу на радиостанции 630KHOW сенатор Рон Джонсон, объявивший накануне о положительном результате анализа на COVID-19. Комитет по юстиции Сената объявил, что слушания по кандидатуре Эми Кони Баррет начнутся в понедельник, 12 октября, и займут четыре дня. В соответствии с заведенной процедурой, физически присутствовать на них должен будет только председатель комитета Линдси Грэм – остальные сенаторы смогут подключиться удаленно.
По республиканскому плану, финальное утверждение всем составом Сената в любом случае должно состояться до намеченных на 3 ноября президентских выборов.
Такова диспозиция на верхах.
Внизу ситуация обстоит примерно следующим образом. Первый раунд дебатов Дональда Трампа и Джозефа Байдена, состоявшийся 29 сентября в Кливленде, показал степень ожесточения и высокий накал дискуссии, переходивший всякие разумные границы. Взаимные претензии и обвинения, полное отсутствие уважения друг к другу, откровенная грубость и личная неприязнь царили в тот день, демонстрируя глубину общественного раскола в стране, замечает «Независимая газета».
Хотя образы кандидатов, сформированные ранее и закрепленные в ходе дебатов, влияют на электоральные предпочтения уже на этой стадии, они все же не формируют четкой политической привязанности у особой электоральной группы – жителей колеблющихся штатов,
Аризона, Флорида, Айова, Мичиган, Северная Каролина, Огайо, Пенсильвания, Висконсин, Колорадо, Мэн, Миннесота, Невада, Нью-Гэмпшир и Вирджиния – в финальной стадии избирательной гонки внимание кандидатов будет сосредоточено на них. Трамп и Байден должны убедить этот особый электорат в собственной правоте и во что бы то ни стало перетянуть на свою сторону. Перетянут ли – основной вопрос, кто из кандидатов одержит победу?
При сложившемся раскладе общественных и политических сил в США определенный ответ на него получить вряд ли возможно, поясняет директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов. Связано это с несколькими обстоятельствами.
Имманентная структурная особенность американского общества – раскол на два равных общественно-политических сегмента: либеральный (демократический) и консервативный (республиканский) − находит отражение на федеральном и региональном уровнях, уровне штатов, а также отображается в расовоэтническом, возрастном и гендерном преломлениях. Сочетание этих факторов в штатах с устоявшимися политическими предпочтениями (синих или красных) приводит к точному прогнозу. Этого нельзя сказать о штатах колеблющихся. Их особенность – в частой и порой стихийной и непредсказуемой сменяемости настроений и на уровне индивидуума, и на уровне электоральных этнических и гендерновозрастных групп. Именно это и затрудняет прогнозирование исхода выборов в этих штатах и по стране в целом.
Не способствует точному прогнозированию и избирательная система, в частности, наличие коллегии выборщиков, порядок подсчета голосов, поданных за них по штатам (победитель получает все). Все это нивелирует значимость мнения избирателей, нередко создавая парадоксальную ситуацию, при которой победителем становится кандидат, набравший большинство голосов выборщиков, а не избирателей.
И последнее. На исход выборов могут оказать влияние и возникшие незадолго до голосования непредвиденные обстоятельства. Болезни кандидатов (например, болезнь Трампа) могут повлиять на их предвыборный график и привести к отмене запланированных встреч с избирателями, что наверняка отразится на голосовании.
За три недели до голосования определенно можно сказать лишь одно: кто-то из кандидатов, несомненно, победит. Но вряд ли победа будет обеспечена большим перевесом голосов избирателей и выборщиков одновременно. Победа может быть достигнута, прежде всего, за счет перевеса (даже незначительного) голосов выборщиков при поддержке электорального меньшинства, тем самым повторив результат 2016 года.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./