ОТ БЛАГОРОДНОГО СОБРАНИЯ ДО РЕЗИДЕНЦИИ ГУБЕРНАТОРА

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Дворец на краю высокого берега Туры уже в XIX веке считался достопримечательностью Тюмени. Центральный фасад его обращен на улицу, дворовый смотрит на реку. Со всех сторон внушительное здание с колоннами выглядит достойно. В нем был Народный дом. Нынешний адрес: улица 25-го Октября, 13.

ЛИЧНОЕ ИЛИ КАЗЁННОЕ? 

По сведениям архитекторов С. Заварихина и Б. Жученко, этот каменный долгожитель построен купцом Трусовым в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX века, предназначался для благородного собрания, то есть для «деловых встреч и отдыха верхушки тюменского общества. Местоположение дворца на окраине города, на берегу реки, объясняется тем, что в условиях экономического подъема Тюмени вполне реальными казались планы устройства прогулочной набережной вдоль Туры от городской Думы до Благородного собрания».

Однако же по документам Госархива Тюменской области это здание принадлежало купцу Прасолову, строилось для жилья. Фамилия Прасоловых в эпоху Екатерины II звучала громко. Иван Осипович стал первым тюменским городским головой, а его сын Семен Иванович поставил этот дом. Каждый прибывавший на пароходе в наш город устремлял свои взоры на «прибрежный дворец».

Но судьба-злодейка свела на нет капиталы Прасоловых, здание осталось на «усмотрение городских властей», стояло несколько лет заброшенным.

В 1860-1890-е здесь размещался Приказ о ссыльных, переведенный из Тобольска. В суровом учреждении решались судьбы людей – кому и куда следовать из  Тюмени. За год через Приказ проходило от 3-х до 15 тысяч ссыльных. В конце XIX столетия казенное учреждение перевели в Затюменку.

БЕСПЛАТНО ПОИЛИ ОГУРЕЧНЫМ РАССОЛОМ

С 1910 года здание занимает «Народный дом комитета попечительства о народной трезвости».
До революции Народное собрание имело большой вес в общественно-политической жизни Тюмени. В доме размещались учреждение совестного суда Приказа общественного призрения, общество трезвости, бесплатная библиотека для простого люда. Устраивались деловые встречи для важных лиц города и решались многие животрепещущие проблемы Тюмени.

Одна из социальных проблем независимо от политического режима – пристрастие слабовольных граждан к алкоголю. В подвале Народного дома в 1911 году был открыт первый в Тюмени вытрезвитель. «Горожан, оказавшихся в изрядном подпитии, бесплатно отпаивали огуречным рассолом, давали нюхать нашатырь и даже использовали граммофон для возвращения трезвого взгляда на явления жизни». Оригинальный рецепт, однако, полезен для тела и души.

В советское время дом продолжал служить людям. В документах военного периода указывается, что по ул. 25 Октября, 17 находилось общежитие глухонемых, затем, в 1941 году, был открыт госпиталь №2475. Так описывается его помещение: «…здание 3-этажное, имеет полувинтовые, крутые лестницы. Имеется одна уборная на первом этаже, узкие коридоры…» Если считать полуподвальное помещение бывшего Народного дома за этаж, значит, речь о нем и идет. Больше на улице старинных светских и трехэтажных зданий не имелось.

Личный состав госпиталя не только помогал людям излечиться, но и активно участвовал в сборе средств на строительство самолета «Победа», за что и получил благодарность И.В. Сталина. Война близилась к концу, госпиталь передислоцировали в город Клинцы Брянской области.

ПРИЮТ ДЛЯ СИРОТ

Жительница Тюмени Эльвира Токарева (Афонькина) утверждает, что «в военное время здесь размещался детский дом №65, стало быть, после того, как его покинул госпиталь. «В 40-м году умер мой папа, – рассказывает Эльвира Сергеевна, – в 43-м я осталась без мамы, потому и попала в детдом. Хоть и было мне 11 лет, прекрасно помню, где и что располагалось. Внизу – склад для продуктов, их привозили на телеге. На первом этаже – кухня, на втором – ванна, в отдельных помещениях размещались спальни для мальчиков и девочек, а еще был зал, в котором мы выступали. Для концертов выдавали красивые костюмы. Занимался с нами профессиональный хормейстер, учили нас и танцевать.

Отапливалось здание дровами. Мы их сами приносили, дрова передавали друг другу по цепочке. Был свой огород, который находился в Парфеново, добирались туда пешком. Кормили в годы войны неплохо, голода не испытывали. На занятия ходили в школу, которая размещалась в бывшем Текутьевском училище. А так как здание, в котором располагался наш детдом, старинное, то мы заинтересовались, какому купцу он раньше принадлежал. Им кто-то из взрослых рассказал такую версию: один дворец Колокольников воздвиг на Затюменском мысу (ныне ул. Луначарского, 2), а другой построил для своей дочери на берегу Туры, на бывшей улице Ильинской. На одно величественное здание Колокольников любовался на закате, а на другое – на рассвете. И мы в это поверили…

После войны детский дом покинул гостеприимное старинное здание. Мальчиков перевели в Агарак, а девочек – в Бушуево Юргинского района».

В документах Госархива военной поры мне удалось узнать некоторые подробности. Например, чтобы обеспечить воспитанников детских домов теплой одеждой и обувью, власти приняли решение: предложить овчинно-меховому заводу выделить шубный лоскут. Чтобы дети не голодали – рыбозаводу предоставить рыбу, выловленную на Андреевском озере, а тресту столовых отпустить крупы. Из документов следует, что с обеспечением продуктами питания детдомовцев в военное лихолетье были немалые сложности, но власти города своевременно и умело находили решение проблем.   

По 1988 год в «Народном доме» размещался облоно (областной отдел народного образования). Базировались здесь известное в свое время движение «Западная Сибирь» и многие другие общественные организации. Одно время власти намеревались открыть здесь Дворец бракосочетания, но после от затеи отказались. Одна из версий – крутая лестница, женихам по ней будет нелегко нести на руках невест, ненароком споткнутся. (Кстати, лестница была отлита на заводе промышленника Н. Машарова). 

ПОДЗЕМНЫЙ ХОД

Капитальный ремонт и реставрация памятника архитектуры не проводились десятилетиями, от чего дворец выглядел убого. Но судьба его решилась удачно. Была подготовлена научно-проектная документация, и к 2004 году планировалось вернуть былое величие дворца.
Когда началась реконструкция памятника архитектуры, строители подогрели интерес к загадкам прошлого. Они наткнулись на странный тоннель, проложенный возле здания. Траншея шириной метра три зияла своей «пастью» в высоком берегу Туры.

Я, надеясь на сенсацию, тогда поспешила к «загадочной находке». Вглядывалась в этот тоннель. Вход в подземелье был закрыт металлической решеткой и выложен бетонными плитами явно нецарских времен. Темнота скрывала дверь. Судя по валяющемуся хламу, сюда явно забирались на ночлег лица без определенных места жительства и рода занятий.

«Может, подземный ход ремонтировали в советские годы?» – ломали голову строители и неравнодушные к старине.

Все оказалось намного прозаичней.

– В семидесятые годы построили ДК «Нефтяник». Предполагалось из Дворца культуры сделать выход на набережную, – пояснил архитектор Борис Медведев. – Люди посмотрят концерт и с хорошими впечатлениями выйдут прогуляться по берегу. Идея была замечательная. Вот и стали строить тоннель. Его проложили возле Народного дома и «Нефтяника». Но просчитались… Куда выходить? Набережной-то нет. Сооружение закрыли решеткой, им так никто и не воспользовался…    

БЫЛАЯ КРАСОТА

После реконструкции, выполненной на средства областного бюджета, здесь разместилась резиденция губернатора Тюменской области. Архитектурный шедевр обрел второе рождение. Убранство внутри праздничное, реставраторы постарались воссоздать исторический колорит, и человек, попадая в эту атмосферу, чувствует свою причастность к культурной и общественной жизни. И снаружи дом выглядит подобающе. Во дворе  появилась красивая беседка-ротонда в духе старины. Перед входом в резиденцию губернатора развеваются два флага: России и Тюменской области.

НА СНИМКАХ: иллюстрация с выставки «Кормчие Тюмени», которая рассказывает историю дома и показывает его старинный вид: Народный дом со стороны улицы и реки.  

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/

 


46800