ПРЕСС-ОБЗОР
СЕРЬЁЗНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПРОВОДИЛИСЬ ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ
В понедельник Владимир Путин прилетел во Францию и провел рабочую встречу с президентом Эмманюэлем Макроном. Встреча проходила в летней резиденции форт Брегансон на Средиземном море.
В повестке переговоров значились Украина, Иран, Сирия, Ливия, а также будущее европейской безопасности. Визит российского президента состоялся за пять дней до саммита G7 в Биаррице, хозяином которого выступит Макрон.
Форт де Брегансон – официальная летняя резиденция французского президента с 1968 года. Это действительно форт, мощнейшая крепость, которая стоит тут со II века до нашей эры. Но всерьез она стала известна в 2001 году, когда президент Франции Жак Ширак вышел на балкон резиденции голым с биноклем в руках и уставился в море на чью-то яхту. Возможно, он делал это регулярно, но именно в этот день его снял французский фотокорреспондент и предложил снимок журналу Paris Match.
С тех пор форт Брегансон обрел второе дыхание и полюбился французам. Подъезжая на микроавтобусе, журналисты видели сотни отдыхающих, щелкающих на свои мобильные телефоны все живое, двигающееся по направлению к форту.
Это странное ощущение, ты как будто становишься жертвой датчика движения: шевельнулся – и все, зафиксирован, входит в подробности «Коммерсантъ». Так вселенское безделье Лазурного берега поступает с бесцельно слоняющимися здесь людьми.
А если серьезно, форт Брегансон – одна из пяти официальных резиденций французских президентов – впервые принял российского лидера. В связи с этим парижские СМИ не преминули припомнить, что за всю историю Пятой республики форт видел всего четырех высоких иностранных гостей. В 1985 году Франсуа Миттеран встречался там с канцлером ФРГ Гельмутом Колем, в 2004-м – Жак Ширак с президентом Алжира Абдельазизом Бутефликой, в 2008-м – Николя Саркози с госсекретарем США Кондолизой Райс и в прошлом году – Эммануэль Макрон с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй.
Владимир Путин прилетел прямо к подножию форта на вертолете, точнее, на одном из трех вертолетов, и был встречен супругами Макрон у входа в резиденцию.
Программа визита была несколько странноватой: она состояла из совместной с Макроном пресс-конференции, которая проводилась до, а не после переговоров, и непосредственно переговоров за закрытыми дверями – продолжались 2,5 часа и закончились за ужином.
По информации Figaro, лидеры обсудили примерно те же вопросы, которые фигурируют в повестке дня саммита «Большой семерки», открывающегося 24 августа в Биаррице.
Более никаких утечек. И то сказать, как публично говорить об Украине, которая разрешила продажу земли. Страну начнут «дербанить» − право первой ночи имеют американцы, потому как, кто девушку кормит, тот ее и танцует. Но ЕС тоже хочется оказаться в постели у аппетитной девицы.
Об украинской земле на пресс- конференции не было даже намека – журналисты президентского пула, что у нас, что у них, знают свое дело.
Владимир Путин в начале пресс-конференции подчеркнул, что Эмманюэль Макрон был так любезен, что предоставил российской делегации место в тени, а сам сел на солнечной стороне, поэтому он постарается быть краток. Путин говорил о том, что Россия не нарушала положения Договора о ракетах средней и меньшей дальности; о возможности встречаться в «нормандском формате» и т.д. Повторяя при этом, что любая встреча должна приводить к результатам.
Французские журналисты спросили Путина, хотел бы он вернуться в «восьмерку» или нет. Российский лидер стал объяснять, что нельзя вернуться в то, чего нет, потому что существует только «семерка».
Но Россия ни от чего не отказывается, в том числе и от членства в «восьмерке», но уж точно к этому не стремится – просто потому, что есть «двадцатка».
Владимир Путин отметил, что участникам теперь уже «семёрки» следует приехать в Россию. Москва готова в любой момент принять лидеров стран, раз они не посетили её, когда была очередь РФ проводить «восьмёрку», цитируют российского лидера РИА Новости.
Французский президент, напротив, говорил длинно. «Мы должны подталкивать эту великую державу вперед! – сказал Макрон.– И я должен вспомнить, что Владимир Путин говорил о либеральной демократии!»
По словам французского лидера, либеральную идею следует делить на несколько частей. Есть, например, политический либерализм. «Он уводит нас в эпоху Возрождения. Может, я забыл о связях российской императрицы Екатерины Великой с нашими великими просветителями? Нет! У России есть опыт политического либерализма!». (Правда, у нас он связан с Борисом Ельциным, Егором Гайдаром, Анатолием Чубайсом, Борисом Березовским и прочими ушедшими в мир иной и ныне здравствующими ребятами, которые довели экономику страны до ручки).
«У России, − продолжил французский президент, – особые отношения с западным миром. Это часть русской души. Европа должна пересмотреть концепцию своей суверенности! В мире меняется западная гегемония! Европе нужно при этом сыграть свою роль!»
Владимира Путина снова спрашивали, будет ли он накануне саммита «семерки» обсуждать возможность возвращения России в клуб, Путин отвечал: «То, что сегодня кажется невозможным, завтра может стать неизбежным».
Французский президент, в свою очередь, снова высказывался по поводу отношений России с ЕС и Украиной (прежде всего, в части выполнения минских соглашений). «Мы не обязаны жить с одними и теми же форматами! – воскликнул Макрон.– Время продвигается вперед! Мы должны все пересмотреть и переустроить!».
Насчет минских соглашений Владимир Путин точно так не думал.
Французские журналисты поинтересовались у Путина, что он думает о московских митингах оппозиции.
«Это связано с электоральным циклом,– отвечал Путин.– Кроме прочего, пройдут выборы и в Московскую городскую Думу. Там фальсифицированы подписи, и поэтому сняты некоторые кандидаты. Существуют судебные процедуры. Есть прецеденты. Принято решение в отношении как минимум одного человека (Сергея Митрохина).
«Граждане имеют право на мирные протесты, − заключил Путин. − Но никто не имеет права нарушать закон и доводить ситуацию до столкновения с властями!».
Владимир Путин тут же вспомнил о «желтых жилетах»: «Погибли 11 человек, две с половиной тысячи получили ранения, в том числе, полицейские». Путин не хотел, чтобы нечто подобное произошло в России.
«И президент прав»,– пожал плечами Макрон и потом несколько минут объяснял, почему президент не прав, когда сравнивает протесты в России и Франции:
«Самое важное, когда договор ратифицирован, его надо выполнять! Россия ратифицировала множество европейских конвенций, Россия должна предоставлять гражданам много свобод! Вместо этого имеют место аресты и блокировки. Франция всегда соблюдала Конституцию и права в рамках Совета Европы. Люди в России, которые захотели выставить свою кандидатуру на выборах, не смогли сделать это без преград, но при этом нельзя, чтобы они нарушали права других граждан!»
Эмманюэль Макрон все-таки выговорился, но ситуация яснее не стала. Во Франции митинги запрещены, митингующих разгоняют жестко.
«Мы так не делаем,– успокаивал его Путин.– И дважды были проведены санкционированные митинги. Они были заявлены, прошли мирно и без эксцессов».
Эмманюэлю Макрону стало немного легче, и президенты отправились на переговоры, оставив журналистов в раздумье. Владимир Путин затронул тему развития дальнейшего сотрудничества России и ЕС, в том числе, с учетом нового состава европейских руководящих органов, отнюдь неблагоприятных для нас.
«С кем иметь дело России в Западной Европе? Великобритания и ее новый премьер-министр Борис Джонсон сосредоточены на брекзите, в Италии развивается политический кризис, канцлер ФРГ Ангела Меркель завершает карьеру. Так что заявка Макрона на то, чтобы выступать в роли представителя интересов Евросоюза перед ведущими державами, будь то Россия, США или Китай, очевидна», − замечает на страницах «Независимой газеты» руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский.
По его словам, Макрон не может допустить, чтобы саммит G7 в Биаррице завершился без подписания финальной декларации, как это случилось в прошлом году в Квебеке из-за несогласия президента США Дональда Трампа с позицией остальных участников. Поэтому французскому лидеру важно донести до своих коллег точку зрения России по основным вопросам международной повестки.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./