ПРЕСС-ОБЗОР
ВЛАДИМИР ЗЕЛЕНСКИЙ НЕ ЖЕЛАЕТ МЕНЯТЬ ДАТУ ДЕБАТОВ
В воскресенье президент Украины Петр Порошенко демонстрировал электорату вокальные данные и умение вести острую дискуссию в отсутствие соперника. Владимир Зеленский, как и ожидалось, не приехал на стадион «Олимпийский» в Киеве.
Соперники не пришли к компромиссу о дате. Зеленский вызвал Порошенко на дебаты на стадионе и назначил дату – 19 апреля. Порошенко вроде бы согласился – «стадион так стадион» (это уже мем), но настаивал на 14-м.
На стадион пришло много народа, который, видимо, надеялся застать не очередной предвыборный митинг, а полноценный диалог. Но узнав, что Зеленский не пришел, значительная часть двинулась к выходам, образовалась давка.
− Даже по форме это было выступление не на стадионе, а в пресс-центре стадиона. Люди собрались за забором и только потом пошли фотографироваться на «Олимпийский», – делился впечатлениями с газетой «Взгляд» директор украинского института анализа и политического менеджмента Руслан Бортник.
Несмотря на отсутствие профессионального шоумена Владимира Зеленского, шоу получилось, что надо: Петр Порошенко картинно двигался по сцене, пел: «Я прийшов, тебе нема», а организованная штабом толпа скандировала: «Вова, выходи!».
Зеленский не появился, а Порошенко в итоге не сказал ничего нового. Он в очередной раз противопоставлял себя Владимиру Путину, призывал выбрать «настоящего президента и главнокомандующего», а не «кота в мешке». Зеленского Порошенко обычно называет клоуном и наркоманом, но в этот раз обошлось. Более того, Порошенко обещал уважать выбор народа, если тот проголосует за оппонента.
Вопреки обещаниям «извлечь урок» из провала в первом туре, Петр Алексеевич не обещал принципиальных перемен. Напротив, сообщил, что оставит на месте ключевых министров – в качестве «расширенной пресс- конференции» событие имеет определенную ценность.
− Впервые за два, а то и два с половиной года Порошенко был не «в теплой ванне» заранее согласованных вопросов. Присутствовали разные журналисты, ему приходилось отвечать на сложные и острые вопросы, − отмечает Бортник.
По словам Бортника, «воспринимать дебаты надо как политтехнологию». Зеленскому невыгодно было приходить на дебаты 14-го. Если бы дебаты прошли, Порошенко имел преимущество в том, что касается «разгона сигнала»: что бы ни произошло на дебатах (если бы они состоялись), подконтрольные президенту телевидение, пресса помогли бы президенту доказать обществу, что его оппонент некомпетентен.
В итоге Порошенко все равно использовал эту карту. Говорил о том, что Зеленский проявил неуважение не к президенту, который «сцепил бы зубы и стерпел», а неуважение к народу, к избирателям. И заявил, что ждет Зеленского на эфире программы «Свобода слова» в понедельник вечером, а еще 19 апреля, но уже не на стадионе «Олимпийский», а на телеканале «Общественный».
Владимир Зеленский, которому глава государства позвонил по телефону и отмерил сорок минут доехать до студии, оказался в Париже, прибыл на смотрины к французскому президенту Эммануэлю Макрону, что для Петра Алексеевича оказалось полной неожиданностью – картина маслом!
Таким образом, одна популярная мелодия − «Я прийшов, тебе нема» – на глазах сменялась другой, не менее популярной: «Мы оба были, я – у аптеки, а я в кино искала вас. Так, значит, завтра на том же месте, в тот же час».
На Украине одна тема для разговоров − выборы. Их обсуждают прохожие на улицах, торговки цветами, пассажиры в метро. Про киевских таксистов и говорить нечего. Странно, что этих экспертов еще не зовут комментировать украинскую политику на российских телеканалах, замечает «Коммерсантъ».
− Курс взлетел, война идет, а что будет, если клоун победит?− кричит на ходу в телефон дорого одетый мужчина лет сорока.
Он быстрым шагом спускается по Институтской к Майдану Незалежности мимо табличек, которые уже пять лет сообщают, что здесь будет сооружен мемориал в память о «Небесной сотне». Строительство движется так же медленно, как и расследование расстрела «небесных» снайперами зимой 2014 года.
В ресторане «Корона» на улице Пилипа Орлика часто бывают политики и чиновники. Рядом Верховный суд, до парламента и Национального банка минут пять-семь пешком. Примерно столько же до Банковой, где находится администрация президента. Официанты политически подкованы.
− Я пять лет назад за Порошенко голосовала. Тот день я хорошо запомнила: у меня кошелек украли. Подумала тогда: дурной знак. И не ошиблась. Сейчас я за Зеленского, − разговаривает с коллегами администратор «Короны» Анастасия.
Официант Денис одобрительно кивает. Он тоже сторонник героя сериала «Слуга народа», потому что «все хотят перемен»: «Порошенко надоел и ничего не сделал, он не может выиграть!»
Такого мнения придерживается большинство населения. Опубликованные неделей ранее опросы показывают для Порошенко убийственный расклад: Зеленский опережает его больше чем вдвое − 51% против 21%. Из тех, кто точно решил прийти на участки 21 апреля, 71,4% – за Зеленского и 28,6% намерены поддержать Порошенко.
Президент крутится, как может. Менее чем за две недели до второго тура он заявил: «Для меня абсолютно естественно говорить на русском языке» − и заговорил о правах русскоязычного населения. В эфире телеканала ICTV Порошенко поведал о том, что сам является русскоязычным человеком, и готов это подтвердить в любой момент, написав сочинение или диктант на русском языке. «Вот послание для жителей востока Украины. Первая позиция: мы должны сохранить Украину, никто не будет посягать на ваше право говорить на русском языке. Я сам русскоязычный, и я уже много раз говорил, что для меня абсолютно естественно говорить на русском языке», − сказал Порошенко.
Подчеркнув, что все граждане должны выучить украинский язык, президент еще раз отметил, что у русскоязычных граждан должны сохраняться права: «Гражданину Украины надо создать комфортные условия и не ущемлять в праве общаться в быту, в школе, в образовании на том языке, который ему удобнее».
В том, что Петр Порошенко является русскоязычным, никаких сомнений и не было. Источники, близкие к семье и команде Порошенко, не раз сообщали, что в быту он общается по-русски и на русском языке проводит наиболее важные конфиденциальные совещания.
Запомнился случай во время публичного выступления, когда президент, запнувшись, вынужден был обратиться к помощникам, чтобы узнать, как по-украински звучит слово «кошелек». При этом весь период правления Порошенко был отмечен мерами, направленными на вытеснение русского языка. Это и ограничения на его использование на радио и телевидении, и новый закон «Об образовании», фактически сворачивающий обучение на русском языке.
«Вишенкой на торте» является законопроект, в настоящее время находящийся на рассмотрении в Верховной раде, который сами украинцы прозвали «законом о тотальной украинизации». Рассмотрение законопроекта во втором чтении идет медленно, и это напрямую связывают с нежеланием команды Порошенко дополнительно раздражать русскоязычных. Но при этом об отказе от «закона о тотальной украинизации» речи нет: его всего лишь придерживают в расчете на то, что Порошенко сумеет выиграть выборы. При этом не исключено, что закон все-таки будет принят: радикалы в раде крайне недовольны колебаниями Петра Алексеевича.
Надо отметить, украинские политики раздают обещания русскоязычным давно. Нынешнее обращение Петра Порошенко напоминает обращение Леонида Кравчука в 1991 году, с которым тот обращался к населению в момент развала Советского Союза, припоминает «Независимая газета».
В агитационной листовке, озаглавленной «К русскоязычным соотечественникам», говорилось: «Дорогие русские братья и сестры, живущие на Украине! Я обращаюсь к вам в тяжелое для нашей республики время. Главной предпосылкой выхода из кризиса, в котором мы оказались, является единство действий всех социальных и национальных групп, всех патриотических политических сил. Только сообща мы сможем выбраться из засосавшей нас трясины, создать общество на принципах гуманизма, демократии и социальной справедливости. Украина твердо встала на путь независимости. На ее земле наряду с украинским и другими народами полноправными хозяевами являются двенадцать миллионов русских. Я буду делать все от меня зависящее для полного удовлетворения политических, экономических, социальных и духовных запросов русского населения, для государственной защиты его законных интересов. Ни в коем случае не будет допускаться насильственная украинизация русских. Любые попытки дискриминации по национальному признаку будут решительно пресекаться».
А потом именно Леонид Кравчук накинул на русскоязычных удавку, и с того времени она только затягивается. Петр Порошенко не обещает и малой толики того, что гарантировал избирателям Леонид Кравчук, но для современной Украины его слова звучат чуть ли не революционно.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./