ПРЕСС-ОБЗОР
ЕС ОПРЕДЕЛИЛАСЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РОССИЕЙ
Событие недели – 55-я Мюнхенская конференция по безопасности. Это своего рода клуб политической элиты более чем 40 стран, которая собирается для обсуждения проблем безопасности и вопросов геополитики.
Заседания обычно напоминают собрание глухих: каждая из сторон гнет свою линию. О России говорят много, и если без дипломатических экивоков, то ей нужно покинуть Арктику, уйти из Крыма, Сирии, сдать Донбасс и не лезть туда, где назначили своих марионеток американцы − в Венесуэлу, Грузию, Афганистан, Молдавию, Прибалтику, на Украину.
Главное, обязать себя во всем слушаться США: разоружиться в том, на что укажут; не конкурировать с американскими политическими и торговыми интересами, в частности с тамошним сжиженным газом, и т.д. России нужно перестать быть собой, а лучше − вообще перестать быть, открывает тему Russua.ru.
Российская делегация летела в Мюнхен с боевым настроем. Еще в пути заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков прямо из министерского лайнера прошелся по западным партнерам: «Запад с его самомнением, самовозвеличиванием, верой в безошибочность собственных подходов к цивилизации, мировому развитию, ценностям должен подумать: если вы так дорожите своим мироустройством, можете ли вы повышать риски своего существования ради погони за эфемерным установлением общего, единого, прости господи, нового порядка для остального мира?»
В переводе с русского на русский это означает: Москва провела «красную линию» и отступать не намерена. Цель поездки на конференцию замглавы МИД определил как попытку объяснить опасность навязывания западного курса в качестве единственно верного. «Попытаемся объяснить эту ситуацию тем, кто захочет нас слушать. Не факт, что их будет много. Но это их проблемы, если они не будут слушать», − жестко заявил Рябков.
После этого от главы российского МИД и главы делегации Сергея Лаврова ждали нечто вроде новой «мюнхенской речи», но он предпочел предоставить это своему заму, остановившись на сравнительно мягком варианте выступления и сосредоточившись на переговорах с иностранными лидерами, коих набралась целая очередь. К Лаврову мы еще вернемся. А сейчас смотрим действо.
Вице-президент США Майкл Пенс, сообщив, что выступает от имени «поборника свободы» президента Дональда Трампа, обозначил взгляд на мир, который, разумеется, должен быть проамериканским. Пенс много раз повторил имя начальника, под чьим чутким руководством «Америка снова стала лидером». Пенс рассказал, что ведущая роль США в свободном мире не слабеет ни на секунду и что сейчас Америка сильнее, чем когда бы то ни было:
«Трамп предпринял меры по укреплению наших Вооруженных сил, увеличил инвестиции в оборону. Мы начали процесс модернизации ядерных арсеналов. Сильная армия зависит от сильной экономики, и при Трампе мы начали ее укрепление». Безработица в Соединенных Штатах упала, фондовый рынок растет, США стали крупнейшим в мире производителем нефти и газа.
Расхваливая на все лады достижения шефа, вице-президент пытался донести мысль, что успехи американской экономики должны радовать союзников, поскольку обеспечивают безопасность Европы посредством увеличения затрат США на армию и вооружение. Но тем тоже надо поднапрячься: «Правда в том, что многие из наших союзников должны делать больше. США ожидают, что каждый член НАТО разработает план по повышению расходов − до 2%, и 20% из этого будут направляться на закупки (вооружений)». Разу- меется, американских.
От Евросоюза США ждут безоговорочной поддержки и по другим вопросам. Дональд Трамп занимает жесткую позицию по «Северному потоку-2» и ожидает того же от своих партнеров в Европе.
Еще один сигнал был адресован Турции, которая собирается купить российские ракетные комплексы С-400: «Мы не будем смотреть, как союзники закупают оружие у противников. Мы не сможем защитить Запад, если союзники зависят от закупки вооружений на Востоке».
Подобные посылы касались Ирана и Венесуэлы. «Настало время европейцам перестать подрывать санкции по отношению к Ирану, настало время стать нашими союзниками, чтобы побороть Иран, действовать вместе, оказывать политическое и экономическое давление, чтобы наступила безопасность и свобода, которую люди заслужили», − призывал Пенс.
Лидера венесуэльской оппозиции Хуана Гуайдо Пенс назвал единственным легитимным президентом: «США, по инструкции Трампа, стали первой страной, которая признала Гуайдо. Остальной мир должен поступить так же. Мы все должны поддержать стремление народа Венесуэлы к свободе и демократии».
Говоря о России, Майкл Пенс обвинил ее в нарушении Договора о РСМД, «силовом изменении» границ Украины и использовании химического оружия для отравления в Лондоне Сергея и Юлии Скрипалей. За все это президент Дональд Трамп пытается привлечь Россию к ответственности.
Со слов представителей США, ЕС и НАТО вырисовывался триптих, на котором Россия изображена в трех ипостасях: возмутитель спокойствия, нарушитель международного права, угроза европейскому единству и демократии, отмечает «Коммерсантъ».
Москва нарушила Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), утверждал генсек НАТО Йенс Столтенберг. Ему вторил министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон. Россия делает все, чтобы внести раскол между европейскими странами, констатировала глава Минобороны Германии Урсула фон дер Ляйен.
Ангела Меркель напомнила период, когда после распада СССР возник новый, подававший надежды мир: «Тридцать лет назад пала Берлинская стена, пал железный занавес и закончилась холодная война. Тогда мы задались вопросом: нужно ли вообще НАТО?». Теперь нужность альянса никто под сомнение не ставит. «Сегодня мы знаем: нужно».
Меркель вспомнила, как восемь лет назад на Мюнхенской конференции глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон обменялись ратификационными грамотами к новому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. В то время обе стороны считали, что между ними стратегическое партнерство, утверждала она.
«То, что произошло в последующие годы, изменило ситуацию. В марте 2014 года произошла аннексия Крыма и нарушение международного права». Потом случилась эскалация на востоке Украины. И хотя были подписаны минские соглашения, до мира в Донбассе далеко. Именно в ответ на события в Украине, подчеркивает Меркель, ЕС и НАТО согласились, что в центре внимания должна находиться не только борьба с терроризмом, но и коллективная оборона в рамках Североатлантического альянса:
«Поставили цель увеличить расходы каждого члена до 2% (от ВВП). Мы уже нарастили военные расходы с 1,18% до 1,30%, и это для нас значительно».
О сотрудничестве с Москвой Меркель упомянула только в контексте «Северного потока-2». Строительство газопровода должны завершить к концу текущего года, напоминают «Аргументы и факты». Объем поставок газа в Европу на уровне 55 миллиардов кубометров в год.
Ранее европейские чиновники договорились внести поправки в Газовую директиву ЕС. Суть их в том, чтобы передать право трактовать положения директивы от Еврокомиссии отдельным странам: разрешить тем из них, что первыми принимают газ на своей территории (в случае с «СП-2» это Германия), самостоятельно выбирать, какую формулу правил директивы ЕС применять.
О необходимости пересмотреть Газовую директиву Еврокомиссия заговорила осенью 2017 года с подачи американцев. Тогда европейские политики заявляли о важности распространения энергетического законодательства ЕС на все газопроводы из третьих стран, проходящие через территории европейских государств.
В последнее время поддержку изменениям газового законодательства активно оказывала Франция. Так, по информации Suddeutsche Zeitung, французский президент Эмманюэль Макрон отменил поездку в ФРГ, где должен был встретиться с Ангелой Меркель, как раз из-за разногласий во взглядах Парижа и Берлина по реализации «Северного потока-2». Позже Германии и Франции удалось достичь компромисса.
Опрошенные АиФ.ru эксперты сходятся во мнении, что «данные изменения просто заполнят пробел, который не устраивает Францию. Еще бы, ведь в текущем издании Газовой директивы все решения принимает Германия, так как в ней находится точка приема газа по «СП-2». Франция просто вставила свои пять копеек, чтобы и с ней тоже считались в обсуждении условий приема газа. Так как Германия является явным сторонником проекта газопровода, внести поправки в директиву она согласилась. По сути, европейские страны решают конфликт интересов между собой».
Впрочем, эти же эксперты говорят о том, что изменения газового законодательства − это частичная уступка для США, чтобы посмотреть на дальнейшие предложения России и действия Америки. Политическая игра вокруг важного проекта сохраняется».
А теперь вернемся к Сергею Лаврову, который не захотел «никого ни в чем убеждать». Можно сколько угодно повторять нашу позицию, она всем известна, сильно не изменилась, никаких новых инициатив на данный момент Россия выдвигать не собирается. Лавров сделал упор на вторую часть конференции − на двусторонние контакты. А их было много (около 20) , отмечает «Взгляд».
Перед отлетом в Москву российский министр шутил: «Мы бы даже хотели немного видеть изоляцию, потому что переговоры были бесперебойными − больше двух десятков встреч. Вся наша делегация спины не разгибала». Среди тех, с кем общался Сергей Лавров, были верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, генсек НАТО Йенс Столтенберг, главы МИДов ФРГ и Японии Хайко Маас и Таро Коно.
Сергей Лавров сообщил, что все переговоры были конструктивными. «Даже со стороны тех политических деятелей, которые в другое время, когда выступают в Европарламенте или где-то еще, достаточно жестко высказываются о России».
И действительно, эти слова никак не увязывались с тем, что западные политики говорят после закрытых двусторонних встреч − когда оказываются на публике и под камерами.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./