КАК ВСТРЕЧАЛИ АДМИРАЛА МАКАРОВА

ИСТОРИИ СТРОКИ 

В январе исполняется 170 лет со дня рождения Степана Осиповича Макарова, знаменитого русского военно-морского деятеля, полярного исследователя, кораблестроителя. 

ОТКУДА РОДОМ? 

Макаров родился 8 января 1849 года (по старому стилю – 27 декабря 1848 г.) в г. Николаеве. Его отец – штабс-капитан Осип Федорович Макаров – служил в Николаеве и Николаевске-на-Амуре. Мать – Елизавета Андреевна Кириллова – дочь унтер-офицера. Их сын Степан с доблестью продолжил отцовское дело – служить Отечеству. В Николаевске- на-Амуре в 1865 году Степан Макаров окончил мореходное училище, которое готовило офицеров корпуса флотских штурманов. А дальше талантливый офицер прошел путь, который принес ему славу. 

В родном Николаеве сохранился дом, где он родился (нынешний адрес: улица Адмирала Макарова, 4). В Тюмени тоже есть дом, который отмечен мемориальной доской, посвященной Степану Осиповичу. 

БУДУЧИ В ТЮМЕНИ 

В 1897 году газета «Тобольские губернские ведомости» сообщила, что адмирал Макаров посетил Енисейск, Красноярск, Томск, Тобольск и Тюмень. Он совершал экспедицию по Западной Сибири. 

Инициатива этого путешествия принадлежала ученому Дмитрию Ивановичу Менделееву. 

В Тобольск из Томска Макаров прибыл 7 сентября на пароходе «Коссаговский», провел в губернском городе два дня, останавливался в бывшем доме Бронникова. Накануне отъезда в Тюмень «почтенный мореплаватель», как отмечали «Ведомости», сделал сообщение об условиях плавания по Северному Ледовитому океану. «Вице-адмирал, еще бодрый, энергичный человек средних лет (ему нет и пятидесяти) с чрезвычайно приятным, чисто русского типа, открытым лицом, живой, приветливый, производит самое благоприятное впечатление», – писала газета. 

И вот 12 сентября 1897 года «Русский Нельсон», как называли англичане вице-адмирала Степана Макарова, прибыл в Тюмень. 

Встречать высокого гостя собрались знатные люди: купцы, высокопоставленные чиновники, городской голова Мальцев… Накануне кругом навели чистоту и порядок. 

Вот и красавец-пароход «Тобольск»! Идет гордо, приближается к причалу. Остановка. Люди двинулись навстречу адмиралу. По русскому обычаю поднесли хлеб-соль. 

Все думали, что для знаменитости устроят пир горой, будут звучать похвальные и лестные речи. Однако ж Макаров предпочел общество своего друга, журналиста Петра Рогозинского. На скромной пролетке отправился к нему в гости. 

Рогозинский был сослан в Сибирь за опубликованные материалы, порочащие членов царской семьи. Раньше он жил в Кронштадте, служил правителем канцелярии морского порта и редактировал газету «Кронштадтский Вестник». Там он и познакомился с Макаровым. 

В гостях хорошо, но у адмирала было много важных встреч. С особым интересом Степан Осипович посмотрел, как работают Жабынский судостроительный завод Игнатова и механический завод Гуллета. Посетил кожевенное предприятие братьев Колмогоровых. Ученики Александровского реального училища во все глаза смотрели на прославленного адмирала, когда он явился к ним с визитом. Знаменитый гость особенно впечатлился музеем. Заинтересовался редкостным скелетом мамонта. Пообщался с директором и ученым Иваном Яковлевичем Словцовым. 

В Тюмени Макаров пробыл два дня: с 12 по 14 сентября. Дом, который послужил для него гостиницей, стоял на улице Подаруевской, нынешней Семакова. В обратную дорогу в Петербург высокого гостя провожали с железнодорожного вокзала. 

После путешествия в Сибирь вице-адмирал Макаров руководил строительством ледокола «Ермак». Совершил на нем арктическое плавание в 1899-м и 1901 годах. На этом ледоколе впервые в мире применили изобретение русского ученого Александра Попова – радиотелеграф. 

В Русско-японскую войну Степан Осипович командовал Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре. 

ЗНАМЕНИТЫЙ ХУДОЖНИК 

До начала Русско-японской войны художник Василий Верещагин находился в Стране восходящего солнца. Высокий, с роскошной седой бородой, русский старик целыми днями носился в поисках натуры и интересных сюжетов для своих картин. Японские агенты только поспевали за ним следить. 

Верещагин был окрылен, его переполняли новые замыслы, каждый день он открывал для себя загадочную Японию и трудился, не зная устали. Но его срочно отозвали на Родину. О начавшейся войне Верещагин узнал в Санкт-Петербурге и сразу же начал хлопотать о разрешении выехать в армию. Василий Васильевич, перед тем как стать художником, учился в Морском кадетском корпусе, его первая профессия – военный моряк. В Порт-Артуре Верещагина взял под свою опеку выдающийся адмирал Макаров. Вот и встретились два моряка. 

В 1904 году броненосец «Петропавловск» подорвался на мине. На том корабле были Макаров и Верещагин... 

Японский поэт Исикава Такубоку откликнулся на известие о гибели адмирала Макарова: 

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи, 

Не наносите яростных ударов, 

Замрите со склоненной головой 

При звуках имени его: Макаров. 

Его я славлю в час вражды слепой 

Сквозь грозный рев потопа и пожаров. 

В морской пучине, там, где вал кипит, 

Защитник Порт-Артура ныне спит. 

ЧЕЙ ДОМ? 

Особняк на улице Семакова, 1 в лучшие свои годы был красив: в деревянных кружевах, с белыми наличниками, стены небесного цвета, дивная башенка на крыше…Теперь состарился дом, заколочены окна, покинули жилье люди… 

Знатоки истории спорят, что это был дом причта (служителя) Знаменской церкви, адмирал здесь не останавливался. Особняк построили в 1906 году. Стиль деревянного дворца тоже указывает, что строение не могло появиться в XIX веке. В начале XX столетия активно стали использоваться башенки, терраски, чешуйчатые крыши, балкончики, то есть создавали такие теремки, представляющие неорусский стиль. 

В этой красивой постройке жил причт Петр Николаевич Ребрин, он еще служил законоучителем, преподавал Закон Божий в женской гимназии. Кстати, священники зачастую подрабатывали законоучителями. Особняк являлся собственностью Знаменского собора, священник арендовал квартиру. 

Адмирал останавливался в особняке под номером 1 на Подаруевской (Семакова). Нынешняя нумерация домов не совпадает с прежней. Коварная Тура съела приличный кусок вместе с постройками, стоявшими в начале улицы, и не стало «адмиральского» дома. 

Но как бы там ни было, дом на Семакова, 1 напоминает о выдающемся человеке, патриоте России. На стене его висит мемориальная доска в честь адмирала С. О. Макарова. 

Старинная улица помнит его шаги… 

Сегодня легендарному дому грозит опасность – берег осыпается, под его фундаментом уже нет части грунта. К тому же особняк пострадал от пожара, случившегося в 2010 году. Сто лет назад до обрыва было несколько метров. Здесь начиналась улица Серебряковская (Советская), причем Подаруевская с ней не пересекалась. 

СЫН АДМИРАЛА 

Во время I Мировой войны сын адмирала Макарова – лейтенант Вадим Степанович Макаров – добровольцем пошел во флотилию Северного Ледовитого океана. А потом началась братоубийственная Гражданская война. Вадим Макаров оказался на стороне белых, ушел с горсткой кораблей в Англию, а затем перебрался в США, где и остался жить. 

На Родину он приехать не мог, так как в СССР его считали прежде всего белогвардейцем. 

Есть сведения, что в далеком 1919-м, после разгрома «белой» флотилии в устье реки Чусовой, Макаров-младший с остатками команды прибыл в Тюмень. По одним данным, он квартировал в том же доме, где останавливался его знаменитый отец, а по другим – в части гостиного двора по улице Республики, 6. 

НА СНИМКАХ: адмирал Макаров; дом по улице Семакова, 1. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


39132