Даже иностранцев балалайка сводила с ума! Много повидавший на своем веку немецкий дирижер Фон Караян, услышав как- то завораживающую игру Михаила Рожкова, склонил голову перед русским гением. А пианист, лауреат конкурса им. Чайковского в Москве Ван Клиберн, отложив работу над очередным циклом классических сонат, по слухам, так «засел» за балалайку, что не поехал на очередной международный конкурс.
В нашей стране сформировалось три крупных балалаечных центра. В Москве его в о з г л а в и л и Павел Нечепоренко и Михаил Рожков, в Санкт-Петербурге – Александр Шалов, уральскую школу основал выпускник киевской консерватории (класс пианиста М. Гелиса) Евгений Блинов. Характерно, что профессор Е.Г. Блинов, в дальнейшем ректор консерватории, народный артист России, свое первоначальное образование получил в Екатеринбурге в 1930–1940-х годах у тюменцев Н.Ф. Рожина и В.В. Знаменского, приглашенных из нашего города в крупный мегаполис для создания масштабной школы профессиональных кадров.
Семена, некогда брошенные на благодатную сибирскую почву, дали свои всходы, и талантливые тюменцы Опрокидневы, Маргины, Самойловы, Беззубовы, Грибовы, Нужины в свое время согревали сердца тюменцев напевами русской классики. А постоянное «вращение» в не очень многочисленной, но компактной и энергичной среде артистов и учителей способс твовало сохранению некоей «напряженности» музыкального поля. Продуктом именно этой среды можно считать мастерство тюменского профессора института культуры Александра Шешукова – потомственного сибиряка. Его отец, уроженец Приисетья Николай Леонтьевич – ученый-нефтяник, доцент нефтяного вуза. В лице таких профессионалов, как Александр Николаевич, наша Тюмень, да и вся страна, видит залог процветания исконного музыкального искусства.
В декабре этого года в Тюменском колледже искусств с размахом был отпразднован 60-летний юбилей музыканта. Большой концерт был проведен на высочайшем художественном уровне. Душой программы стала Ольга Глазунова, давний партнер артиста. Она умеет очаровать аудиторию, обладает эрудицией человека из будущего. Сочный характер ее изысканных комментариев помогает ощутить необычность обычного. И это завораживает.
Балалаечка-душа в руках маэстро на концерте то «слагала свои жалобы» в массивных сольных композициях Ю.М. Клепалова, то поражала какой-то невероятной виртуозностью и блеском в танцах Сен-Санса, Андреева и Диенса.
Один из успешных учеников тюменского профессора, артист, педагог и по совместительству строитель речных шхун и баркасов Игорь Садиков на вечере блестяще исполнил на электробалалайке в сопровождении армейского барабана собственную вестер-композицию. Под ее звуки казалось, что переплетаются воедино тревожные ритмы Америки времен Великой депрессии с озорными мотивами Брайтен-Бич и 6-го Нью-Йоркского авеню, а уставшие игроки фондовой биржи отдыхают под терпкие гармонии блюзов и Спиричуэлса.
Пародийная композиция «Буги энд вуги» в исполнении «тюменской десятки» из учеников маэстро удивила слушателей идеальной слаженностью, достигнутой во многом благодаря октавно-акматической технике тюменского лидера гильдии концертмейстеров и чтецов с листа Натальи Малых.
Под занавес концерта ансамбль в составе А. Шешукова, А. Зимагулова, С. Трифонова, А. Демакова и А. Артеменко в каком-то непостижимо скором темпе в собственной адаптации сыграл знаменитую на весь мир композицию аргентинского гармошечника Астора Пьяццоллы «Либертанго». Все участники этого прекрасного ансамбля – лауреаты престижных международных конкурсов, а география их концертов – это не только юг Тюменской области, но и Южная Германия, Северная Африка, Бангладеш. Аранжировки известных и забытых композиций – авторские, а выступать с «Ваталинкой» почитают за честь известные тюменские певцы Н. Малаенко и М. Шепеленко, чьими вокальными номерами и закончилась «бисовая» часть декабрьского концерта.
НА СНИМКЕ: А. Шешуков.
Михаил ЯБЛОКОВ