УБИЙСТВЕННЫЙ КУРАЖ

КРИМИНАЛ 

Прибывшие на место преступления оперативники увидели типичного бомжа, грязного и дурно пахнущего. Он распластался на груде мусора, вываленного из контейнера. Вероятно, над ним учинили расправу в тот момент, когда он пытался отыскать в отбросах что-нибудь съедобное…

СТРАШНАЯ НАХОДКА 

Тюменский дворник Сергей Ефимов вышел на работу, как обычно, на рассвете. Привычно направился к закрепленной за ним территории, но на задворках улицы Депутатской в недоумении остановился: на земле, поперек тротуара, в немыслимой позе с расставленными ногами лежала женщина. 

– Вставай, шалава! – грубо окликнул ее дворник и даже пнул легонько ногой. Женщина никак не отреагировала. Тогда Ефимов решил привести ее в чувство, отхлестав по щекам. Наклонился и в ужасе отпрянул. Бомжиха не спала, она была мертва. Перекрестившись, дворник накрыл труп подвернувшейся картонной коробкой и вызвал полицию. 

Оперативники, осмотрев страшную находку, первым делом опровергли предположение о том, что убитая – обыкновенная бомжиха. Как раз наоборот: судя по дорогому нижнему белью, это была очень даже приличная дама. Но кто она и почему оказалась ранним апрельским утром в столь неожиданном месте? Это предстояло выяснить. Дворник Ефимов, еще раз внимательно присмотревшись к убитой, не смог ее опознать, потому что никогда прежде не видел. 

Тем временем прибыли криминалисты из «убойного» отдела. Судмедэксперт, осмотрев тело, сделал вывод, что женщине этой на вид лет тридцать. Смерть наступила около двух часов ночи, причина – черепно-мозговые травмы, несовместимые с жизнью. 

Тщательно обыскав место преступления и прилегающую территорию, сыщики обнаружили возле мусорных баков металлический прут со следами запекшейся крови. Предположили, что это и есть орудие убийства. 

Судя по вывернутым наизнанку карманам куртки, женщину ограбили. Ни сумочки, ни документов при ней не было. Труп оформили в протоколе как неопознанный. 

Дежурный следователь, приехавший на место происшествия вместе с опергруппой, возбудил уголовное дело об убийстве неизвестной женщины неустановленным преступником. 

НАКАНУНЕ 

Поздним вечером 13 апреля Ирина Хворова позвонила матери. Рыдая, она сообщила, что в очередной раз поссорилась с мужем и теперь окончательно уходит от него. «Я скоро приеду к тебе, такси возьму!» – сказала в трубку Ирина. Мать прождала ее всю ночь, но дочь так и не появилась. 

Из показаний Татьяны Федоровны, матери погибшей: « Я решила, что Ирина все же помирилась с мужем, такие ссоры у них и раньше бывали, и зять Николай умел в последний момент вымолить на коленях прощение и все уладить. Утром я ему позвонила. Но зять сварливо сказал, что Ирина его бросила. Ушла среди ночи, громко хлопнув дверью. На вопрос, где теперь находится моя дочь, раздраженно сказал, что это его не касается. Дескать, знать не знает, искать не собирается. Язвительно посоветовал мне обратиться в полицию...» 

Татьяна Федоровна немедленно набрала номер ближайшего отделения, почувствовав материнским сердцем свалившуюся беду. Пожилая женщина много слышала о том, что правоохранители весьма неохотно занимаются такими делами. Приготовилась к тому, что ее мягко отошьют и вежливо пошлют куда подальше. В лучшем случае порекомендуют успокоиться и подождать: может, взрослая дочка погуляет и сама вернется. 

Но случилось совсем иное, ее сообщением в полиции очень даже заинтересовались. Дежурный стал подробно расспрашивать о том, как Ирина выглядит: блондинка или брюнетка, сколько ей лет, есть ли особые приметы? В какое время ушла из дома и во что была одета? Уточнив адрес разыскиваемой, старший лейтенант пригласил мамашу как можно быстрее приехать в отделение и обратиться в следственный отдел. 

Мать так и сделала. И вскоре узнала ужасную новость: Ирину убили в какой-то подворотне. 

Заметим, что та злополучная апрельская ночь выдалась «урожайной» на трупы. Еще в полночь поступило сообщение о том, что в частных гаражах на улице Самарцева обнаружен мертвец. Молодая жительница соседнего дома, позвонившая в отделение, пояснила, что до позднего вечера делала генеральную уборку квартиры и под покровом темноты решила выбросить ненужные вещи, а заодно вытряхнуть в мусорный бак содержимое пылесоса. Зашла за какой-то гараж и чуть в обморок не упала, наткнувшись на бездыханное тело, лежавшее в луже крови. 

– Я наступила в кровь, какой ужас! – кричала женщина в телефонную трубку. Она уже и «скорую» вызвала, на случай, если тот человек еще жив и находится без сознания. Врачи приехали чуть раньше полицейского экипажа и лишь констатировали смерть, наступившую часа полтора назад. 

Прибывшие оперативники увидели типичного бомжа. Он лежал распластанный на груде мусора, неподалеку от контейнера с пищевыми отбросами. Похоже, его убили в тот момент, когда он искал в металлических баках что- нибудь съедобное. 

Невзрачного на вид мужчину лет 35–40 забили насмерть арматуриной, брошенной почти рядом с бездыханным телом. 

ПО СЛЕДУ 

Сыщики предположили, что это дело рук подвыпивших подростков. Известно ведь, что почти в каждом городском квартале или в жилом микрорайоне подрастают свои «герои», наводящие панику на всю округу. Подозрение сразу пало на местных хулиганов, на трех Шуриков – Калинина, Тропина и Пелымского. В свои четырнадцать – пятнадцать лет они за свои бесчисленные проделки уже были на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. Правда, в «мокрых» делах замечены пока не были. Хотя расправиться с беззащитным бомжом вполне могли. В отделении накопилось множество жалоб на них от жильцов близлежащего дома, которые сообщали, что эти колючие, неуправляемые подростки распивают спиртное в подъездах, дымят какой-то гадостью, а потом пристают к прохожим, сквернословят, дерутся… Словом, не дают мирным людям спокойно жить. Юных правонарушителей не раз доставляли в полицейское управление, но после утомительно-содержательной беседы отпускали в надежде, что одумаются и прекратят свои безобразия. 

Могли ли эти «три богатыря» совершить за одну ночь сразу два жестоких убийства? Было принято решение задержать опасную троицу. 

Тем временем, отрабатывая с самого утра жилой сектор, сыщики нашли свидетелей, видевших среди ночи трех изрядно выпивших подростков, бредущих по проезжей части улицы Молодежной. 

Из показаний водителя служебного автобуса Николая Самохина: «Я возвращался домой после смены в половине первого ночи. На углу улиц Червишевский тракт и Ставропольской посадил в автобус трех молодых парней, не обратив поначалу внимания, что они пьяные. В салоне было еще двое припозднившихся пассажиров, работников хлебокомбината, которых я давно знаю в лицо. Подростки стали привязываться к ним. Мужчины пытались уладить конфликт, стараясь не доводить дело до драки. Я тоже призвал пацанов к порядку, а когда понял, что это бесполезно, остановил автобус на следующем перекрестке, у светофора, и с помощью пассажиров высадил дебоширов. В ответ кто-то из них бросил в окно камень…» 

Вполне вероятно, что, возбужденные стычкой, хмельные подростки искали того, на ком можно выместить злость. Тут они и заприметили бедолагу-бомжа, крутившегося возле мусорных баков за гаражами. 

Ценные показания дали соседи подростков. Они видели, что Калинин, Пелымский и Тропин еще вечером, сидя на скамейке возле подъезда, накачались сначала пивом, затем баловались водкой. Громко ссорились между собой в детской беседке во дворе ближнего дома, затем куда-то ушли, но явно не по домам. 

«ПАРОВОЗ» И ЗОМБИ 

Часы показывали ровно одиннадцать утра, когда оперативники задержали всех троих по месту их жительства. Подростки отсыпались после вчерашних возлияний и похождений, и поначалу долго не могли сообразить, в чем их, собственно, обвиняют. Первая же беглая проверка одежды показала, что следствие идет по верному пути: на куртках, брюках и даже на кроссовках всех троих были обнаружены пятна крови. В полиции, куда их доставили, они во всем признались. 

Родители Тропина и Калинина со слезами на глазах уверяли стражей порядка, что их мальчики хорошие, отнюдь не бандиты, а всего лишь слабохарактерные. Просто попали под влияние «этого отморозка Пелымского». Это он постоянно заманивал их то в подвал, то на чердак, распивал с ними пиво на новостройке. Дескать, сколько раз пытались их разлучить, угрожали, осыпали проклятиями, – бесполезно. 

На допросах и очных ставках все подтвердилось: именно Саша Пелымский был в этой компании «паровозом» – сильным и жестоким лидером. Двое других Шуриков довольствовались ролью «прицепных вагончиков». 

Из протокола допроса Александра Калинина: «Пелымский постоянно провоцировал нас на дурные поступки, а мы чувствовали себя рядом с ним как зомби, подчинялись ему, слушались беспрекословно…». 

Так было и в этот роковой вечер. Явно перебрав спиртного и обалдев от травки, Калинин и Тропин решили пойти домой, так как захотели спать. Но Пелымский не разрешил, сказал, что сначала нужно погулять и хорошенько повеселиться. Иначе непонятно, зачем водку пили, косяки курили, добро переводили. К тому же на свежем воздухе лишние градусы испарятся, и можно будет без опаски идти домой, чтобы предки ничего не заподозрили. 

– Скандал в автобусе слегка взбудоражил нервы, сонливость исчезла, появился кураж – тот самый момент, когда ничего не страшно, когда ты чувствуешь себя обладателем Вселенной, – подробно объяснил мотивы своего поведения подсудимый Пелымский. – Когда увидели бомжа, ощутили заряд бодрости и спортивный азарт. Мужик даже не пытался сопротивляться, и мы с ним управились быстро. Так быстро, что не получили удовлетворения, не выпустили пар… Потом увидели красивую молодую женщину, хорошо одетую. Она вышла из какой-то машины и пошла в глубь дворов по короткой дороге, мимо помойки. Мы догнали женщину и заволокли в укромное место за контейнерами. Я предложил Калинину совершить с ней половой акт, так как он до сих пор стесняется девчонок, своих ровесниц… Я заткнул женщине рот ее же платком, сорванным с шеи, ударил пару раз по голове, чтобы не верещала, и задрал юбку. Мы с Тропиным держали ее за ноги, а Калинин расстегнул ширинку на брюках и попытался совершить половой акт, но у него ничего не получилось…». 

Пелымский издевательски усмехнулся и обозвал приятеля импотентом. Озлобленный и униженный Калинин обвинил в своей неудаче саму женщину – мол, она совсем не в его вкусе, а еще трясется как припадочная. И стал пинать свою жертву ногами, бить по лицу. Потом ему под руку попался обрезок арматуры, и его он тоже пустил в ход. Когда устал, за дело взялись друзья. Били до тех пор, пока женщина не затихла и не перестала подавать признаков жизни. Обшарив карманы убитой, забрали мобильный телефон, деньги в сумме 367 рублей, затем из сумочки достали кошелек с четырьмя тысячами рублей, а документы, ключи и саму сумочку выбросили в кювет. 

Перед тем как предъявить юным садистам окончательное обвинение и передать дело в суд, всех троих направили на судебно- психиатрическую экспертизу. Калинина и Тропина медики признали вменяемыми, а вот у Пелымского обнаружили тяжелую форму психического заболевания и отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу закрытого типа. 

Калининский суд Тюмени приговорил Калинина и Тропина, соответственно, к девяти и семи годам лишения свободы. 

Родители осужденных подростков посчитали приговор излишне суровым и безуспешно пытались его обжаловать. Мать погибшей Ирины Хворовой на оглашение приговора не пришла, накануне у нее случился сердечный приступ. 

*Фамилии изменены

Григорий ЗАПРУДИН


38579