ТРУДНАЯ ДОРОГА К МОЛОКУ

УБОРКА‑2018 

Из нижнетавдинского ПК «Молоко» позвонил Дмитрий Тоболкин, молодой агроном, выпускник аграрного университета, это его вторая уборочная.

Приглашаю, говорит, завтра обмолотим завершающие гектары зернового клина. Поговорим и о заготовке кормов. 

Встретив меня на следующий день, Дмитрий тем не менее на пшеничное поле не поехал – помчался «разруливать» ситуацию на кормовых плантациях. (У производственной компании только в нижнетавдинской зоне, а есть еще и голышмановская, – шесть тысяч голов КРС молочного направления, да и мясного скота будет немногим менее одной тысячи. Можно представить, какая на Тоболкине ответственность за большое стадо!). Меня же агроном посадил на «КамАЗ», который направили в помощь хлеборобам. На последних из 1600 гектарах зерновых комбайнеры добавили жару: устроили состязание за наибольший намолот на комбайн. Вот и понадобился дополнительный грузовик. 

Двенадцать километров мы ехали со скоростью всего 20 км в час. Водитель Виктор (фамилию просил не называть) попросил «прописать про эту дорогу» в газете. Построили ее к открытию широко известного Киндерского молочного комплекса в 2008 году, но асфальтирование отложили на потом. И «заморозили» на десять с лишним лет. В ненастье на дороге дежурят мощные тракторы, вытаскивая транспорт и высокотехнологичную технику из глубоких ям, канав и грязи. Из-за долгостроя молочная компания несет значительные убытки. В последнее время трассу отсыпали крупной щебенкой. 

– За нынешнее лето, – говорит Виктор, – я на этих камнях вконец износил комплект резины. Только на замену восьми колес моего «КамАЗа» требуется около двухсот тысяч рублей. А в нашем автопарке больше 20 машин. Еще не сказал, во сколько обошлись глубокие порезы мягких колес очень дорогой импортной сельхозтехники. 

Вот и закончился экстремально опасный участок. Съезжаем на грунтовку. По сторонам – уже обработанная к будущему сезону пашня. «Пашня», по моему разумению, – очень громко сказано. Земля здесь после раскорчевки леса настолько бедная и низинная, что становится жалко местных растениеводов. Как они умудряются при столь низком её бонитете получать 24–25 центнеров зерна с гектара. Просто в голове не укладывается! 

На поле наш «КамАЗ» уже ожидал комбайн Альберта Насырова. Мимо его агрегата проходит загонку Михаил Азов. Альберт, ссыпая зерно в кузов, ревниво посмотрел сначала на удаляющийся «Акрос», а затем на дорогу, по которой спешил на комбайне после устранения поломки Александр Лицембергер. Александр – комбайнер со стажем, надеялся, что его коллеги, новобранцы на жатве, останутся по намолоту далеко позади, но Насыров и Азов – механизаторы с молочного комплекса – к середине уборки набили руку так, что обострили хлеборобское состязание до предела. Даже поговорить с ними толком не удалось. 

Проезжая деревню Байкал, везем зерно на Маслянский зернокомплекс. Ссыпаем пшеничку в большой бурт. 

– Наши сушилки, – говорит заведующий комплексом Фархад Фаизов, – при влажности зерна в 20% способны пропустить 180–190 тонн зерна в сутки. Пшеничка, которую везут с последнего поля, содержит 26% влаги, поэтому немножко подзадержимся. Хорошо работают все шесть членов нашего коллектива, но в эту уборочную особо хотел бы отметить оператора установки сортировки Альберта Авзалова и механизатора Султана Кумбитова. Когда зерно разместим в складах, примемся за подготовку оборудования к следующему сезону. 

– Нареканий к этой службе никогда не было, – замечает только что подъехавший на ток заместитель гендиректора ПК «Молоко» по растениеводству Руслан Ахтариев. – Это помогает нам сосредоточиться на других вопросах кормопроизводства. 

На плечах Руслана Рустамовича лежит ответственность как за нижнетавдинскую зону, так и за голышмановское отделение, где компания содержит дойное стадо в 1200 голов. В общей сложности требуется накормить чуть ли не десять тысяч животных. Пока это самое большое стадо в Тюменской области. 

– На сегодня в Нижнетавдинском районе заготовлено 20 тысяч тонн сенажа, – рассказывает Ахтариев. – План заготовки сочного корма мы перекрыли, но закладка продолжается. Сейчас под руководством агронома Тоболкина заканчивается уборка кормовых бобов на площади в 270 гектаров. Урожайность массы этой высокобелковой культуры превышает 200 центнеров с гектара. Постепенно сокращаем посевы однолетних многокомпонентных смесей, где горох подавляется другими растениями, будем увеличивать плантации под кормовыми бобами – более надежным резервом для увеличения надоев. 

С сеном у компании тоже проблем нет. Своими силами запрессовали в рулоны 1800 тонн. Еще 600 тонн поставят частники с заречных Антипинской и Миясской территорий. ПК «Молоко» обеспечивает работой даже жителей отдаленных территорий района. Набирает обороты заготовка 30 тысяч тонн силоса. Треть этого гигантского объема уже заложена в траншеи. Осталось убрать «царицу полей» с одной тысячи га. Правда, она нынче подзадержалась в вегетации в связи с холодными весной и началом лета. И качество силоса из кукурузы будет похуже прошлогоднего. Вот здесь-то и сыграют свою роль кормовые бобы – могут компенсировать недостаток питательности этого корма. 

– Нам нужны отечественные сорта и гибриды, которые бы вызревали даже в условиях подтаежной зоны, Мы ведь сейчас убрали не совсем спелую пшеницу. Не первый год испытываем на своих делянках десятки новинок. И, как видите сами, пока не подобрали подходящего для наших условий сорта или гибрида кукурузы. А каково животноводам, хозяйствующим севернее наших территорий? – сетует Ахариев. 

Руслан резко сбавляет скорость – мы заезжаем на экстремально опасную 12-километровую трассу. На днях он уже менял изрезанное колесо. И мы буквально тащимся от большого Киндерского молочного комплекса до Нижней Тавды. 

НА СНИМКАХ: комбайнер Альберт Насыров; Руслан Ахтариев и Фархад Фаизов на току. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/

 

 

 

 


38034