Как говорил незабвенный Аркадий Райкин, «Да простят меня мужчины, речь пойдет о женщинах». Ведь именно на их хрупкие плечи ложатся основные тяготы и лишения нашей жизни. Это они могут иронично заметить: «Мой муж ушел на пенсию. Теперь у меня вдвое больше мужа и вдвое меньше денег». Это про них Ландау вывел формулу: «Благородство расы определяется красотой детей и старух». Это им посвятил убойную фразу юморист: «Женщины живут дольше мужчин, особенно вдовы».
Мы ежедневно видим пожилых женщин рядом с собой, вокруг нас. Но часто обращаем на них внимание лишь тогда, когда они начинают не в меру ворчать или путаться под ногами. Они заполонили дачные автобусы и весь общественный транспорт, они создают непомерные очереди у касс и торговых прилавков, в коридорах госучреждений и поликлиник.
Они чем-то удивительно похожи, и в то же время – абсолютно разные. Одни вечно ноют и требуют к себе повышенного уважения, другие всячески скрывают свои застарелые болячки и сами вызываются помочь молодым по хозяйству, приготовить обед, понянчиться с вечно орущими внуками. Одни не в меру капризны и упрямы, другие – широки душой и благородны.
Кто-то из современных бабушек, не желая признавать свой критический для вечности возраст, умудряется ходить в ближайший клуб на танцы и находить там бодрящихся кавалеров. Или упоительно обучаться модной ходьбе с лыжными палками в руках. Кто-то приторговывает дачной продукцией. Для других, совсем немощных и одиноких, выход такой – усердно молиться в храме и сидеть на улице с протянутой рукой. Я несколько раз пытался выведать у просящих милостыню старушек: что довело их до столь нищенского прозябания? В ответ, увы, только слёзы и трясущиеся худенькие плечи…
Да, судьбы у людей разные. Никто не скажет, почему они сложились именно так, а не иначе. Но, ей богу, что-то в этой жизни не так, если престарелые женщины вынуждены сидеть под дождем или палящим солнцем на асфальте и совестливо прятать глаза, благодарно молясь в ответ на каждую брошенную монету…
«Благородство расы определяется красотой детей и старух».
Григорий Запрудин /фото автора/