С-300 ЗАКРОЮТ НЕБО НАД СИРИЕЙ

ПРЕСС-ОБЗОР 

В понедельник, 24 сентября, глава Минобороны Сергей Шойгу сообщил о том, что Россия передаст Сирии зенитный ракетный комплекс С-300. Он подчеркнул, что сирийские военные получат ракетный комплекс в течение двух недель. 

Решение о передаче С-300 приняли спустя неделю после крушения 17 сентября российского военного самолета Ил-20М. Ответственность за катастрофу Минобороны РФ возложило на ВВС Израиля. 

«Введение в заблуждение израильским офицером относительно районов нанесения ударов истребителями не позволило вывести российский самолет Ил-20 в безо- пасный район», − говорилось в заявлении. 

Вывод Минобороны подтвердил Президент России Владимир Путин. «Путин возложил ответственность за крушение самолета на Израиль и сообщил [президенту Сирии Башару] Асаду, что Россия будет развивать систему ПВО Сирии и поставит Сирийской Арабской Республике современную систему С-300», − заявили в пресс-службе сирийского лидера. 

В посольстве Израиля отказались комментировать решение России. «Мы это не комментируем», − ответил пресс-секретарь израильской дипломатической миссии Алекс Гандлер на вопрос журналистов об отношении Израиля к поставке С-300. 

По мнению военного эксперта, генерал-полковника в отставке Леонида Ивашова, Россия фактически создает бесполетную зону над частью Сирии и Средиземного моря. По его словам, ограничения на полеты иностранной боевой авиации − «и право Сирии, и право России, это соответствует нормам международного права». Эксперт добавил, что «эта попытка встретит мощное сопротивление со стороны США, Израиля, ряда европейских стран, которые действуют в Сирии в составе американской коалиции». 

Россия и Сирия заключили контракт на поставку С-300 еще в 2010 году. Информация об этом вызвала возмущение в Израиле и США, напоминает Lenta.ru. Государственный секретарь США Джон Керри призвал Россию не поддерживать режим Башара Асада. Обе страны выдвинули возражения против сделки, и в итоге Москва согласилась ее отменить. 

В 2013 году поставки С-300 в Сирию снова приостановили, на этот раз по просьбе Израиля. Москва намеревалась это сделать весной 2018 года. Вопрос о поставке С-300 правительственным вой- скам Сирии вставал в апреле после ракетного удара США, Великобритании и Франции. Тогда министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что у Москвы больше нет моральных обязательств, не позволяющих поставлять вооружение Дамаску. 

Посол Сирии в Москве Рияд Хаддад сообщил, что российские системы противовоздушной обороны уже работают на территории Сирии. Спустя два дня военно- дипломатический источник опроверг его слова, сказав агентству «Интерфакс», что «российской зенитной ракетной системы С-300 у сирийских правительственных войск нет». 

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман в апреле 2018 года предупредил, что Израиль намерен уничтожать С-300, если они будут использованы против ВС Израиля: «Для нас важно, чтобы оборонительное вооружение, которое русские передают Сирии, не применялось против нас». Либерман указал, что в противном случае Израиль будет отвечать. «Если кто-либо будет стрелять по нашим самолетам, мы его уничтожим», − прокомментировал он возможные поставки Дамаску российских ПВО. 

Вопреки слухам о том, что вопрос о передаче ракетных комплексов Сирии почти решен, весной Москва заявила, что речь о поставках пока не идет. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков просил журналистов «не связывать это решение с визитом израильского лидера Беньямина Нетаньяху» в Москву. 

В июне 2018 года Башар Асад заявил, что Сирия отказывается говорить о поставках оружия. «Будут эти комплексы поставлены или нет, мы никому не станем сообщать. Это оружие, и о нем узнают, когда оно будет применено», − пояснил он. 

24 сентября Сергей Шойгу официально объявил о грядущих поставках С-300: «Подчеркну, в 2013 году по просьбе израильской стороны мы приостановили поставку в Сирию комплекса С-300, который был подготовлен к отправке, а сирийские военнослужащие прошли соответствующую подготовку. Сегодня ситуация изменилась. И не по нашей вине». 

О готовности поставить в Сирию ЗРК С-300 Сергей Шойгу заявил в специальном обращении, трансляция которого велась в эфире телеканала «Россия-24». Сославшись на поручение президента Владимира Путина, он сообщил, что ЗРК, способный перехватывать средства воздушного нападения на расстоянии свыше 250 км и поражать одновременно несколько целей, будет поставлен сирийским вооруженным силам в течение двух недель. 

Для обеспечения централизованного управления всеми силами и средствами ПВО Сирии, ведения мониторинга воздушной обстановки и оперативного целеуказания командные пункты сирийских соединений и воинских частей ПВО будут оснащены автоматизированными системами управления. Это позволит гарантировать «идентификацию всех российских воздушных судов сирийскими средствами ПВО». 

Кроме того, в прилегающих к Сирии районах над акваторией Средиземного моря будет применено радиоэлектронное подавление спутниковой навигации, бортовых РЛС и систем связи боевой авиации иностранных государств, атакующей объекты на сирийской территории. 

«Убеждены, что реализация данных мер охладит «горячие головы» и удержит от необдуманных поступков, несущих угрозу нашим военнослужащим,− пояснил Шойгу.− В противном случае вынуждены будем реагировать в соответствии со складывающейся обстановкой». 

Объявленные меры напрямую связаны с ЧП, произошедшим 17 сентября с самолетом- разведчиком Ил-20М в акватории Средиземного моря. Когда самолет осуществлял мониторинг обстановки в провинции Идлиб, четыре израильских истребителя F-16 наносили удар по объектам в провинции Латакия. 

По информации российских специалистов, представители ВВС Израиля за одну минуту до начала ударов вышли по горячей линии на командование российской группировкой войск, не уведомив о координатах нахождения их авиации, но назвав целью своих самолетов объекты на севере Сирии. 

Однако удары в итоге наносились по объектам на западе страны. 

Российские военные прямо обвинили пилота одного из F-16 в том, что он, ожидая ответного огня сирийской ПВО, «укрылся» за Ил-20М: из-за этого зенитная ракета, выпущенная из комплекса С-200Э, определила российский борт как приоритетную цель. 

Вечером 24 сентября Минобороны вновь отвергло версию израильских военных об их непричастности к крушению российского самолета-разведчика. Официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков сделал новую презентацию – с данными с индикаторов пункта боевого управления российской системы С-400 на авиабазе Хмеймим, которые зафиксировали действия израильских истребителей и полет ракеты сирийского комплекса С-200. 

По представленной информации, в 22 часа 01 минуту 17 секунд три израильских самолета заняли зону дежурства в воздухе на высотах от семи и выше километров. Один из них в момент трагедии находился на высоте от девяти до 10 км на одном азимуте с российским Ил-20. 

Был зафиксирован полет ракеты комплекса С-200 в направлении израильского F-16, высота полета ракеты С-200 была выше положения и израильского, и находящегося ниже его российского самолета. 

Генерал добавил, что С-400 «увидел», как «ракета, приближаясь к израильскому самолету, резко изменила направление и пошла на Ил-20». 

Ракета, отметил генерал, попала в Ил-20 в 22 часа 02 минуты 45 секунд. «Израильский F-16, укрывшийся от ракеты за российским Ил-20, остался в районе патрулирования западнее сирийского побережья». 

Теперь к поставкам. Вопрос поставок Сирии ЗРК С-300 всегда был крайне чувствительным для Израиля: там считали, что, получив эти комплексы, сирийские военные смогут контролировать израильское воздушное пространство. В 2013 году российские власти были с этим согласны, поэтому подписанный ранее контракт был разорван, а аванс (около $400 млн) возвращен заказчику. 

Впоследствии оставшийся задел по С-300ПМУ-2 в количестве четырех дивизионов был использован для реализации иранского контракта (поставки по нему завершились в 2017 году). 

Тема поставок С-300 в Сирию вновь появилась на повестке в апреле 2018 года, когда силы западной коалиции во главе с США нанесли массированный ракетный удар по объектам сирийской инфраструктуры. Уже тогда вопрос, лежащий преимущественно в политической плоскости, был практически решен, но скорой поставки С-300 не последовало, напоминает «Коммерсантъ». 

По информации источников газеты, отсрочка была связана с нежеланием сразу выкладывать весь потенциальный комплекс ответных мер: «Среди российского контингента потерь не было. И поставка С-300 в Сирию в таком контексте только бы накалила обстановку в регионе». Но теперь ситуация принципиально иная: 15 российских офицеров погибли из- за действий израильских военных и «без ответа оставлять эту ситуацию просто нельзя». 

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Евгений КРАН /рис./


37967