АПК
Дождались! Из Аграрного университета Северного Зауралья приходят хорошие вести. Там стартует новый проект, призванный повысить интерес молодежи к сельскохозяйственным профессиям. Его цель – создание межрегионального студенческого отряда, члены которого смогут в течение трёх месяцев трудиться на ведущих предприятиях агропромышленного комплекса. Эта своего рода заманиха: таким образом предполагается показать молодежи, что на селе можно работать и жить в хороших условиях.
Активно развивающиеся агрокомплексы области сегодня как никогда нуждаются в притоке молодых квалифицированных кадров. По замыслу авторов проекта, межрегиональный студенческий отряд «Северное Зауралье» поможет хозяйствам и будущим выпускникам аграрных учебных заведений найти друг друга и подготовиться к сотрудничеству. В университете уже состоялось подписание соглашений с предприятиями АПК региона по трудоустройству студентов.
Участники студенческого отряда с помощью Центра непрерывного аграрного образования Тюменской области, университета и других профессиональных образовательных учреждений получат рабочие профессии. В Тюменской области выстроено тесное партнерство вуза, техникумов и колледжей с ведущими предприятиями-работодателями и ассоциациями, подписавшими соглашение с правительством региона по взаимодействию в подготовке подкованных кадров. В его рамках обучающимся рабочим профессиям предоставляется возможность подкреплять теорию практикой, получать качественные навыки по устройству, обслуживанию и эксплуатации современного оборудования.
В профессиональных образовательных учреждениях при участии предприятий-партнеров, среди которых есть и такие гиганты, как «Россельмаш», «КНАУФ Инсулейшн Тюмень» и другие, оборудовано 18 корпоративных учебных кабинетов и лабораторий, на базе предприятий созданы 22 учебные площадки, где пробуют свои силы более 70 процентов будущих рабочих и специалистов.
Сегодня аграрный университет и другие профессиональные учебные учреждения, объединенные с аграрными классами сельских школ в единое образовательное пространство, имеют современную базу подготовки. Этот потенциал позволяет реализовывать масштабные проекты привлечения молодежи к работе на сельскохозяйственных предприятиях.
И еще одна важная новость – нынче абитуриенты в аграрном университете бились за каждое бюджетное место. Средний конкурс по вузу составил пять человек на место. Проходной балл вырос на пять пунктов. Такого наплыва «абитуры» не было уже 15 лет! Все это говорит о том, что в этом учебном заведении смогли переломить негативную ситуацию набором. И пора уже проанализировать, какими путями достигнуто повышение качества, что удалось, а что еще предстоит сделать.
Обратимся сначала к испытанному многими поколениями эффективному целевому приему. Суть его заключается в том, что в соответствии с договором будущему молодому специалисту обеспечены гарантированные места практики и работы по окончании обучения, материальное стимулирование, но при достижении высоких результатов в учебе. Предприятие работает с абитуриентом, вместе с вузом предметно готовит специалиста под себя. Сейчас об агрономах, зоотехниках и производственной жизни на селе книжек не пишут и фильмы не снимают. А зря. В колхозные и совхозные времена можно было и почитать, и посмотреть, как всей деревней отправляли молодых людей учиться, как везли студенту для прокорма картофель и мясо, приплачивали из скудной кассы за хорошую успеваемость… Одним словом, активно участвовали в подготовке.
В прошлом году в университете на целевые места было зачислено всего 37 человек, в предыдущем – 64. А ведь когда-то приходили и 150, и более выпускников школ, в обучении которых были заинтересованы и сельхозпредприятия, и администрации муниципальных районов. Все эти молодые люди, как правило, возвращались в село.
Сейчас мы не имеем статистических данных о переезде молодых специалистов в сельскую местность. И я не знаю, радоваться ли нынешнему высокому конкурсу в университет. Сколько из этих 773 парней и девушек, принятых на бюджетные места, действительно мечтают об аграрной ниве? Мы уже десятилетия бьемся над проблемой – не едут выпускники в деревни. Почему? В большинстве случаев их там ждет безрадостная жизнь: низкая зарплата, отсутствие достойных социальных и культурных условий. А ведь все это можно было оговорить еще в договоре целевого обу- чения.
По каким причинам сокращается количество абитуриентов из сельской местности, претендующих на целевые места? Все объясняется просто: в федеральном законе об образовании не регламентировано целевое обучение в плане гарантий. То есть соглашение с молодым человеком можно подписать для галочки, а обязательства (в том числе и на прохождение практики, на рабочее место, предоставление жилья или помощь в его строительстве и т.д.) можно не выполнять. Получается этакое ни к чему не обязывающее джентльменское соглашение вместо обязательного к выполнению договора. Можно сослаться на то, что наш агропромышленный комплекс и аграрный университет в этой ситуации оказались заложниками обстоятельств. Можно надеяться, что в закон об образовании наконец-то будут внесены изменения. Но это пока только надежда. Надо приложить усилия, чтобы изменить ситуацию.
Правда, мы тешим себя хорошим опытом закрепления специалистов в таких агрохолдингах, как племзавод «Юбилейный», агрофирма «КРиММ» и нескольких других крупных сельхозпредприятиях. «КРиММ», к примеру, предложил нынче всем девяти студентам университета, проходившим практику, остаться на производстве. Сегодня уже отходят от стереотипов, когда из 5–7 выпускников выбирали лучшего. Предпочитают вместе с центром непрерывного аграрного образования и учебными учреждениями готовить специалистов под конкретное производство.
Однако агропромышленный комплекс состоит не только из успешных агрохолдингов, агрофирм и крупных животноводческих комплексов. Приведу пример, хотя и кому-то может показаться, что не по теме. Половина областной валовки по картофелю, молоку и мясу приходится на личные подсобные хозяйства. Значительную часть другой половины поставляют средние и мелкие сельхозпредприятия. А они сегодня в незавидной ситуации из-за диспаритета цен на сельхозпродукцию, снижение господдержки и высокой закредитованности. Не знаю, перешел ли наш АПК по задолженностям предприятий «красную черту» когда долги оцениваются в стоимость всей материально-технической базы агропромышленного комплекса. По крайней мере, у той черты мы стояли четыре года назад.
В таких экономических тисках сегодня сотням сельхозпредприятий не до целевого обучения будущих специалистов. Им нечего предложить абитуриентам. Они не могут элементарно поддержать программы обеспечения жильем молодых специалистов, помочь эффективно использовать подъемные средства выпускников аграрных учебных заведений. И бойцы студенческого сельскохозяйственного отряда сюда не поедут. Их зарезервировали на высокотехнологичные агрогиганты.
Отрадно, что большинство учебных программ аграрных образовательных учреждений в настоящее время максимально приближают студентов к производству со всем комплексом современных технических и технологических решений. Тем не менее в неплохо организованной с участием областной власти системе практико-ориентированного обучения еще не все приемлемо, а тем более идеально. Но самое главное есть – университет и средние профессиональные учебные заведения меняются на глазах. И нужно дальше отрабатывать алгоритмы взаимодействия сельхозпроизводителей с преподавателями, чтобы выпускать специалистов, готовых поехать на село.
Валерий ИКСАНОВ