СЛАВА И БЕССЛАВИЕ ТЭМЗ

ИСТОРИИ СТРОКИ 

В годы Великой Отечественной войны Тюмень дала приют более 20 заводам, эвакуированным из европейской части СССР. Они добросовестно трудились, выпуская продукцию для нужд фронта. Аккумуляторный завод и фанерный комбинат продолжают работать до сих пор. 

О заводах АТЭ (автотракторного электрооборудования), «Механик», судостроительном и других молодое поколение знает до обидного мало. Между тем торпедные катера Г-5 и «Комсомолец», выпускаемые тюменскими судостроителями, входили в перечень вооружения для армии и флота. В 1943 году Черноморский флот получил наши ракетные катера, вооруженные катюшами, а позже крылатыми ракетами. Их продавали во многие страны мира. Завод «Механик» в 1941 году выпустил несколько сотен батальонных минометов калибра 82 мм, причем без чертежей, по образцу. Из привезенных в эвакуацию комплектующих были собраны мотоциклы М-72, которые участвовали в разгроме фашистов под Москвой. Завод пластмасс выпускал эпоксидную смолу для авиационной промышленности. 

После войны многие предприятия вернулись на свои прежние территории. Так бы и осталась Тюмень «столицей деревень» с промышленностью местного значения, если бы 14 июля 1959 года не вышло Постановление правительства об организации в городе электромеханического завода, который в перспективе должен был выпускать электродвигатели, коммутационные изделия для авиации. Первым электродвигателем стал ЭДГ-1М для проигрывателей. Когда вошли в моду кассетные переносные магнитофоны, завод наладил выпуск к ним двигателя ДКС-16. 

С 1962 года завод входил в структуру Министерства авиационной промышленности. 

Очень много сделал для становления предприятия его директор Владимир Николаевич Маслов. Опытный хозяйственник, грамотный специалист, он сразу понял, что для увеличения числа работников заводу в первую очередь нужно жилье. Так появился микрорайон «Маяк». Было построено несколько жилых домов и два общежития – одно молодежное на 400 человек, другое – малосемейное – для молодых специалистов. Мне довелось прожить 8 лет в общежитии «Юность». 

В 1963-м Тюмень обрела еще один завод – моторный. В этом году ему стукнуло 55 лет. Сейчас он номинально считается авиационным. Здесь работают представители заказчика, которые принимают после ремонта авиадвигатель Ру19-300. 

После ухода Маслова на заводе сменилось несколько директоров. Это не могло не сказаться на организации производства. Бригадный подряд внедрялся слабо. На сборке не хватало то одних, то других комплектующих, что приводило к штурмовщине в конце месяца. 

В это время бурными темпами развивались авиация и ракетная техника. На завод за нашими изделиями вереницами тянулись гонцы с Иркутского, Новосибирского авиазаводов. Москва и Ростов умоляли поставить их в адрес комплектующие к вертолетам. Освоенные герметичные реле устанавливались в системы управления атомными подвод- ными лодками. 

Из череды директоров запомнился Борис Владимирович Чернявский, который был командирован к нам из Ростова. Он сразу начал наводить порядок не только на производстве, но и в управлении. По итогам дня устраивались совещания, проводили дни качества, внедряли новую технику. Многое рабочие видели, как по утрам вышагивает двухметровый директор, а за ним цепочкой – начальники цехов. Зоркий глаз Чернявского сразу замечал непорядок. Производственный отдел строже стал спрашивать с заготовительных цехов за поставку комплектов деталей. Директор приказал главному инженеру составить план оргтехмероприятий. Сам неоднократно бывал в главке – «выбивал» фонды на новые станки, оборудование для испытаний, строительство жилья. 

При нем был достроен пионерлагерь «Дружба», заложены два девятиэтажных дома на Новосибирской улице. Начал работать профсоюзный комитет, был создан совет трудового коллектива. Рабочие стали получать квартиры от города. Чернявский сумел создать коллектив единомышленников из ИТР и рабочих. 

В начале 80-х на заводе трудилось 5000 человек. На «Маяке» были построены детские садики, работали кружки для школьников по интересам. Но в 1988 году Борис Владимирович, отдавший предприятию 14 лет жизни, вынужден был оставить завод. Пришли к власти сторонники перестройки и нового мышления. 

Конверсия потихоньку стала убивать производство. Временный директор ушел в коммерческие структуры. Бразды правления взял главный инженер Владислав Сергеевич Павлов. Позднее, когда предприятие акционировалось, он был избран генеральным директором. Катящийся под гору завод окончательно погубила приватизация по Чубайсу. Пытались разрабатывать блоки управления газовыми котлами, реле для холодильников, электромиксеры, бытовые обогреватели – ничего уже не могло помочь заводу. Авиационная тематика оказалась ненужной. Заводы не строили самолетов. Авиакомпании старались по дешевке приобретать «боинги». 

В 1997-м году произошла очередная смена директора. Многие рабочие ушли на предприятия нефтегазового комплекса. Коллектив уменьшился до 500 человек. В 2002 году АО «ТЭМЗ» фактически стало частным предприятием. За 16 лет не было освоено ни одного нового изделия. Выживали изготовлением по заказам электродвигателей, электромашинных агрегатов, которые устанавливались в электросистемы ракетоносцев ТУ-160, истребителей семейства СУ и МИГ. Вертолеты Ми-8, Ми-26, Ка-50, Ка-52 оснащались нашими изделиями. 

И все-таки мы выстояли. Сейчас предприятие всю свою продукцию сдает представителям заказчика Министерства обороны. Коллектив постарел, на основных рабочих местах – люди пенсионного или предпенсионного возраста. Взятый президентом В.Путиным курс на укрепление обороноспособности страны дает возможность предприятию не снижать темпов производства. Но пройдет еще лет пять, старики уйдут. Кто займет их места? 

НА СНИМКЕ: в цехе ТЭМЗ. 

Николай ЧУПИРО 

 

 

 

 


37620