КОНЕЦ КОМПРАДОРСКОГО КАПИТАЛИЗМА

ПРЕСС-ОБЗОР 

США ТОЛКАЮТ РОССИЮ НА ПУТЬ, БЛИЗКИЙ К НЭПУ 

Событие недели. В понедельник, 27 августа, вступил в силу первый пакет новых санкций, введенных против России Госдепом США в связи с делом об отравлении в британском Солсбери экс- полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Второй пакет будет введен через 90 дней, если Москва «не признает свою причастность к отравлению», не допустит на территорию страны международных инспекторов и не даст «убедительные гарантии о неприменении боевых отравляющих химических и биологических веществ в будущем». 

Условия (по сути – ультиматум) заведомо неприемлемые. Аналитики в СМИ пытаются предсказать возможные последствия подобного хода. 

После того как группа сенаторов внесла в Конгресс США «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля-2018», меры по сдерживанию России – в связи с делом Скрипалей – обнародовал Госдеп, впервые продемонстрировав стремление не отстать от конгресса. 

Таким образом, в экономическую войну с Россией вступили две ветви американской власти – законодательная и исполнительная. 

О санкциях США в отношении России – на сей раз инициированных уже не законодателями, а Белым домом − стало известно недели три назад, из слов официального представителя Госдепа Хизер Науэрт. 

Днем в Москве находился сенатор Рэнд Пол, передавший в Кремль письмо Дональда Трампа. По свидетельству сенатора, в послании подчеркивалась «важность дальнейшего сотрудничества в разных областях, в том числе в борьбе с терроризмом, углублении диалога в законодательной сфере и возобновлении культурных обменов». 

Появившаяся надежда на то, что администрация Белого дома пытается не поддаваться резко усилившемуся после встречи Владимира Путина с Дональдом Трампом в Хельсинки давлению со стороны Конгресса и сохранить «окно возможностей для взаимодействия с Москвой», просуществовала считанные часы. 

Уже вечером этого дня официальный представитель Госдепа Хизер Науэрт на пресс- конференции в Вашингтоне сообщила о том, что через две недели США начнут вводить новые санкции в отношении России, считая её виновной в отравлении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, произошедшем в британском Солсбери в марте этого года. По словам Науэрт, Россия «использовала химическое или биологическое оружие в нарушение международного права против своих же сограждан». 

На уточняющий вопрос одного из американских журналистов (о причинах возвращения Белого дома к делу Скрипалей) представитель Госдепа ответила уклончиво: «Я оставлю этот вопрос, касающийся нашего понимания ситуации со Скрипалями, другим. Мы согласны с оценкой, которая заключается в том, что вещество «Новичок» и нарушитель были из Российской Федерации». 

На следующий день Хизер Науэрт провела еще один брифинг, где более подробно рассказала о том, какими будут новые санкции. Первый пакет предполагалось ввести 22 августа. Он включал запрет на экспорт в Россию ряда товаров, в частности электронных устройств, датчиков и лазеров, оборудования для добычи нефти и газа, «технологий в сфере информации и безопасности». 

Санкции первого пакета не касаются космоса (США используют российские двигатели) и производства и комплектации самолетов гражданской авиации («Боинг» строится на российском титане, этот самолет активно используют российские авиакомпании). Госдеп оценил товары, потенциально подпадающие под санкции, в «несколько сотен миллионов долларов». 

Изначально в СМИ появилась информация о том, что второй этап санкций включает в себя приостановку полетов в США компании «Аэрофлот». Однако представитель внешнеполитического ведомства США объяснил, что прямые санкции против «Аэрофлота» вводить не будут – ограничения могут затронуть авиакомпанию косвенно. 

Видимо, предполагается набор крупных и мелких пакостей. «Какие санкции применялись к «Аэрофлоту», можно посмотреть в «Коммерсанте». Чтиво, доложу вам, захватывающие: о том, что подобные вещи происходили на американской земле и в американском небе с отечественными воздушными судами, многие даже не подозревали. 

Что касается второго пакета, то он будет введен осенью, через 90 дней после введения первого пакета санкций, если Москва не предоставит Вашингтону «убедительные гарантии» в том, что «больше не будет использовать химическое оружие и не разрешит ООН и другим международным организациям провести проверки на территории страны». 

«Если данные требования не будут выполнены, а это зависит от России, санкции второго раунда будут введены», – заявила Науэрт. И добавила: «На самом деле этот пакет более суровый, чем первый». Хизер Науэрт пояснила: полный список санкций второго пакета еще не определен, добавив, что, помимо уже перечисленных мер, «они могут включать запрет на банковские займы из любого американского банка». 

США также намерены пойти на жесткое ограничение экспорта и импорта. И снижение уровня дипотношений. 

В Госдепе отметили: Соединенные Штаты не координировали свои действия с другими странами. «Зарубежные союзники будут сами решать, вводить ли дополнительные санкции в отношении России, в соответствии со своими национальными процедурами». 

В то же время в случае введения второго пакета санкций «США будут использовать свое влияние, чтобы противостоять финансовому содействию России со стороны каких-либо международных финансовых организаций». 

Реакция западных союзников в целом оказалась сдержанной. Так, представитель Еврокомиссии Мина Андреева ограничилась краткой констатацией того, что в ЕС «приняли к сведению санкции» и «внимательно следят» за расследованием отравления Скрипалей. 

Единственным откликом, выражающим безоговорочную поддержку действиям администрации Трампа, стало заявление канцелярии британского премьера Терезы Мэй: «Британия приветствует эти действия со стороны наших союзников США. Сильная международная реакция на использование химического оружия в Солсбери направляет однозначный сигнал России о том, что ее провокационное, безрассудное поведение не будет безответным». 

Надо полагать, США продавят свою позицию. Второй пакет санкций направлен не только против российских банков, корпораций, бизнесменов, но и против тех, кто с ними ведет бизнес. 

Полный перечень российских компаний есть в печати. Главное в том, что всех их отрезают от долларовых расчетов. Для высших менеджеров этих компаний лафа жизни на две страны кончилась катастрофой. 

Бедный Герман Греф напрасно столько лет демонстрировал лояльность соседям по даче, не признавая Крыма. Не помогло. Вышвырнули Грефа с его банком с американского рынка и не посмотрели, что выбрасывают глубоко преданного им человека, сокрушается ИА REGNUM

Предположения, что либералы купили себе на Западе агентов влияния, рухнули, как сказочный сон, под отрезвляющим ветром первых санкций. Там легко выбросили своих вчерашних партнёров, как они о себе думали. Они для Запада не партнёры, а папуасы, которые за стеклянные бусы покажут, где лежит золото, замечает Александр Халдей. 

Либералы, находящиеся с девяностых годов у финансовой власти, принесли России неисчислимые беды. Сырьевая элита презирает машиностроение. Контролируя сырьё и финансы, покупает оборудование на Западе, делясь с ним частью национальных ресурсов за допуск к технологиям. И кредиты они берут на Западе. И семьи их там. И компании переведены в их юрисдикцию. Они полагали, что так теснее привяжут к себе элиты Запада – вот, дескать, мы вам не только долю в нефти и газе, но деньгами вашими попользуемся и машиностроение ваше поддержим, нам своё без надобности. 

Двукратное падение рубля лучше всяких призывов заставило реально заняться импортозамещением. Но пока гром санкций не грянул, никто не перекрестился. Как бы ни пытался сейчас Минпромторг выйти из той ловушки, сложившаяся либеральная финансовая модель не позволяет быстро сманеврировать ресурсами. Это порезать заводы на металлолом в 90-е было легко. Построить, на уничтоженной технической и кадровой базе, так же быстро не получится. В бюджете, формируемом в рамках либеральной парадигмы, денег на это в нужном объёме не будет никогда. 

В сложные времена машиностроители всегда оставались крайними. Вспомните кризис 2008 года, когда нефтяники и газовики рассчитывались с ними на 60-й и 90-й день после получения продукции (в Тюменской области – после отгрузки продукции, и это являлось серьезным достижением областной власти). По сути, машиностроение кредитовало нефтянку. Полная зависимость от кабальных условий заказчика остается до сих пор, но машиностроители настолько запуганы, что боятся даже пикнуть. 

Однако хватит причитать. Первым шагом было создание платёжной системы «МИР» и аналога системы «СВИФТ». Вторым – резкий сброс 85% американских облигаций. 

Третий шаг. Советник президента Андрей Белоусов написал письмо президенту Владимиру Путину, где указал на то, что в металлургии и химии за 2017 год скопились сверхприбыли, возникшие из-за ценовой конъюнктуры, а не в результате действий руководства компаний. Конъюнктурное превышение над средней ценой – 20,8%. 

Поскольку у нефтяников изымают в бюджет сверхдоходы в виде ренты, то почему этого не сделать с металлургами и химиками? Путин на письме Белоусова поставил резолюцию «Согласен». И начался торг. Но это уже социалистическое перераспределение государством прибыли частных капиталистических предприятий, НЭП в чистом виде.

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./


37635