Юрий Алексеев, генеральный директор ООО «Правдинская геологоразведочная экспедиция»: «ГЕОЛОГИЯ – ЭТО ПРИЗВАНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ»

К 70-ЛЕТИЮ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ

Правдинская геологоразведочная экспедиция сегодня – это динамично развивающееся предприятие с богатейшей историей и уникальным опытом проведения геологоразведочных работ. За время существования экспедиции её коллективом открыто 62 месторождения нефти, включая известнейшие: Салымское, Приобское, Приразломное, Нижне-Шапшинское, Талинское, Косухинское. Из них более десятка переданы в эксплуатацию

Сейчас Правдинская экспедиция является одним из крупнейших предприятий региона в сфере геологоразведки. В штате экспедиции более 1000 человек, средний возраст которых от 30 до 45 лет: буровики, четыре бригады испытания, четыре бригады вышкомонтажников – завиднейший буровой «кулак», способный справиться с любой поставленной задачей. 

В распоряжении Правдинской экспедиции есть собственный научный центр, ремонтные и транспортные цеха, масштабами и оборудованием сравнимые с иным заводом, мощная база и структура обеспечения производства и «своя» геофизика: интерпретационная группа и четыре геофизических отряда с полным комплектом оборудования и программным обеспечением для проведения исследований скважин и обработки материалов. 

Все бригады укомплектованы высокотехнологичными средствами связи, эксплуатируемый комплекс обработки информации с интегрированной системой коммуникационного оборудования – особая гордость правдинцев. 

– История Правдинской геологоразведочной экспедиции началась во время, когда наша страна восстанавливала разрушенное войной народное хозяйство. Для этого требовалась нефть, много нефти. В ту пору в год добывалось около двадцати миллионов тонн черного золота, чего явно не хватало по масштабам задач, которые предстояло решать в кратчайшие сроки. 

Советскому Союзу нужны были новые месторождения. На ближайшее будущее – 70–80-е годы – партия и правительство намечали грандиозные планы по развитию индустрии и ставили перед нефтяниками и газовиками задачу: увеличить добычу природного углеводородного сырья. Помочь в этой ситуации могли только геологи. 

Правдинская нефтеразведочная экспедиция была организована в сентябре 1964 года для проведения геолого-поисковых работ в Салымском нефтеносном районе. Основанием послужили обнадеживающие прогнозы, сделанные на основе данных геофизических исследований. Предприятие возглавил легендарный Фарман Курбан оглы Салманов. 

Уже через месяц в Горнофилинском, которому вскоре предстояло сменить имя, жило четыреста человек. Первые новостройки поселка – пекарня и баня – были введены в строй в начале нового, 1965 года. В этом же году открылась двухэтажная школа на 320 мест с актовым залом, отличной мастерской и просторной столовой. Построили восемь тысяч квадратных метров жилья, и на втором году существования экспедиции в поселке исчезли балки и землянки – все переселились в дома. Появились три магазина, детский городок, плодовый сад. В 1967 году правдинцы обзавелись приличным стадионом, хоккейным кортом, Домом культуры, теплицей. В 1968 году вошли в строй больница и поликлиника, вышка телецентра, спортивный комплекс. И это было только начало… 

Ежегодно на карте Тюменской области стали появляться открытые коллективом экспедиции месторождения: Правдинское, Салымское, Верхне-Салымское, Ай-Яунское, Урненское… И это тоже только начало. 

Такова точка отсчета, таким мощным был старт славного полувекового пути Правдинской экспедиции. За это время коллектив пережил немало знаковых событий – тех, которыми мы заслуженно гордимся, и тех, которые бы лучше никогда не повторялись. 

Социально-экономические преобразования, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, серьезно ударили по предприятию, как, впрочем, и по всей геологической отрасли. Перестала действовать система государственного заказа, финансирования, снизились объемы бурения. Переход к рыночной экономике привел к тому, что прекратили существовать многие геологоразведочные предприятия. Они просто не выдержали испытания новыми реформами. 

Объективно нашей экспедиции помогала выжить введенная правительством ставка на восстановление минерально-сырьевой базы страны, действующая с 1991-го по 2002 год. Свою роль сыграли территориальные программы поддержки геологоразведочных предприятий. Но основная заслуга в том, что мы выстояли, принадлежит коллективу. Помогли его стойкость, энергия и сплоченность, которые были подкреплены уникальным опытом, профессиональными знаниями и навыками. 

За прошедшие годы сменился не один руководитель экспедиции, все они в меру сил и возможностей старались развивать предприятие, благоустраивать поселок Горноправдинск. Отдавая дань уважения каждому из них, я особенно признателен Анатолию Владимировичу Двинянинову, моему предшественнику на посту генерального директора предприятия. 

В самые сложные годы рыночных реформ, экономического кризиса 1998 года ему удалось создать команду единомышленников, сумевшую удержать на плаву корабль экспедиции. Анатолий Владимирович Двинянинов, Сергей Васильевич Лысов, Наиль Асфарович Шаехов, Ирина Евгеньевна Борисенко и я делали все возможное, чтобы адаптироваться к новым условиям, научиться выживать в реалиях рыночной экономики. 

Мы поддерживали Анатолия Владимировича в его стремлении сохранить коллектив экспедиции, не позволить ему развалиться. Прежние руководители, ставшие главными акционерами, а по сути хозяевами предприятия, настаивали на массовом сокращении людей, вплоть до того, чтобы оставить лишь одну бригаду бурения. На всех уровнях приходилось доказывать состоятельность экспедиции, ее способность преодолеть любые существующие на то время проблемы. Жизнь ставила, казалось бы, неразрешимые задачи, и каждый раз, пусть с трудом, выкарабкиваясь, мы находили решение и медленно, но верно двигались дальше. 

Все понимали, что отступать некуда, недопустимо сдаться и позволить потерять коллектив, основные средства производства – нам здесь жить и работать. Решалась не только наша судьба, но и участь всех жителей Горноправдинска. Руководство предприятия встретило понимание и поддержку в правительстве округа и у бывшего губернатора ХМАО–Югры Александра Васильевича Филипенко. Было принято решение совместными усилиями во что бы то ни стало сохранить Правдинскую экспедицию. 

С 20 августа 2003 года я стал сначала исполнительным, а затем генеральным директором ООО «Правдинская геологоразведочная экспедиция». Сознавая масштаб личностей, возглавлявших до меня экспедицию, общаясь с нашими ветеранами, которые хорошо помнят основные вехи ее становления и развития, я понимал, что планка установлена очень высоко, но тем лучше – есть с чем сравнивать. И потом авторитет, который удалось заслужить предшественникам, – хороший стимул для меня как руководителя. Это по-мужски – доказать всем и прежде всего самому себе, что способен возглавлять коллектив с такой богатой историей и признанными заслугами перед страной. 

Высоко оценивая потенциал ветеранов предприятия, понимал, что идет смена поколений и будущее – за молодыми. Для поступательного развития экспедиция нуждалась в грамотных перспективных кадрах, с качественно иным уровнем подготовки и современным образом мышления. Еще в должности заместителя генерального директора по производству тесно сотрудничал с профильными институтами, приглашая студентов пройти у нас производственную практику, а выпускников – устраиваться к нам на работу. Словом, делали ставку на молодых. 

Второй и важнейший шаг, который было необходимо предпринять, – постараться развеять пессимистические настроения людей, считающих безнадежными попытки возродить экспедицию. До этого в поселке ряд лет ничего не строилось, и решено было реанимировать стройку, чтобы убедить горноправдинцев в жизнеспособности предприятия, его намерении развиваться. 

За короткое время одному из структурных подразделений экспедиции в то время – Правдинской строительной компании – удалось возвести около десятка жилых домов, производственные объекты, административные здания. И отношение людей к работе, и к жизни поменялось. У них появилась уверенность в перспективах развития экспедиции и в том, что они не ошиблись, связав с ней свое будущее. 

Многое удалось сделать для поселка депутатам Думы Ханты- Мансийского района от Горноправдинска, в том числе и нам – представителям Правдинской экспедиции. Мы не перетягивали на себя одеяло, требуя чего-то свыше положенного, просто на долгое время наша территория реально была забыта, обойдена вниманием, и требовалось восстановить справедливость. 

Уже по итогам 2007 года экспедицией были достигнуты очень хорошие показатели. Удалось построить 21 буровую, общая проходка составила около 70 тысяч метров, было испытано 86 объектов. За год открыли четыре месторождения. На предприятии начались обновление оборудования, модернизация буровых установок. 

В то время в составе экспедиции действовали два производственных филиала, благодаря которым мы получили неплохой опыт работы на востоке Западной Сибири, изучили местные структуры, надеясь, что в будущем нам это пригодится. Для подобного вывода есть все основания, поскольку геологоразведка шагает все дальше на восток. К тому же, разделив силы экспедиции, мы тем самым минимизировали риски, понимая, что это поможет выстоять при неожиданных катаклизмах, к которым нас уже приучила жизнь. Диверсификация деятельности в любом случае себя оправдывает. 

Тем более выход на восток интересовал тогда и компанию «ТНК-ВР». Она выступала у нас заказчиком по геологоразведке Уватского проекта, который сегодня широко известен. Немалая заслуга в этом Правдинской экспедиции, открывшей на этой территории группу месторождений, куда вошли Косухинское, Протозановское, Немчиновское и другие. 

Увы, кризис, наступивший в 2008 году, вновь больно ударил по экспедиции, сломал все наши планы. Предприятие стало испытывать серьезные финансовые затруднения. Один из банков немедленно поднял выплаты процентов по кредитам с 11 до 23. В то же время нефтяные компании в два раза снизили стоимость строительства скважин. Более чем втрое сокращены объемы работ: из 29 скважин, намеченных к бурению, осталось лишь девять. 

Было много разговоров об антикризисных мерах, но никакой реальной помощи экспедиция не получила. В то же время контролирующие органы пристально следили за тем, чтобы никто с предприятия не был уволен, а заработная плата выдавалась своевременно. Единственная поддержка заключалась в том, что при переводе работников на сокращенный четырехчасовой рабочий день им из фонда занятости доплачивалось еще за четыре часа. 

Необходимые объемы работ сегодня можно получить, только пройдя все условия тендера и подписав договор с заказчиком. Да, сейчас все работают в условиях рыночной экономики, но и рыночные механизмы предполагают соблюдение определенных правил, которые, увы, в «партнерских» взаимоотношениях между нефтесервисными и нефтяными компаниями отсутствуют. 

Сейчас никто не вспоминает, кем открыто то или иное месторождение, все они сегодня принадлежат недропользователям – нефтяным компаниям. А Правдинская экспедиция в роли нефтесервисной компании, как и любой подрядчик, работает на договорных условиях. На стороне заказчиков значительные преференции: отказ в предоставлении авансов, задержка некоторыми из них оплаты за выполненные объемы работ от 60 до 90 дней. Поэтому приходится вкладывать деньги, взятые в кредит, в материалы, со всеми вытекающими затратами, а не в модернизацию производства. Сказывается и отсутствие налоговых льгот на сезонность геологоразведочных работ. 

Каждая из нефтяных компаний диктует понятие «договор» по своему усмотрению, напрочь забывая суть этого термина, предполагающего полную договоренность к взаимному удовольствию двух уважающих друг друга деловых партнеров. Фактически же, еще до проведения тендера, экспедицию обязывают подписать соглашение типа, что мы одобряем все, что предложено заказчиком. Отказ сулит отлучение от тендера. Все, включая государственные структуры, в курсе существующего положения вещей, но никто не торопится что-либо предпринимать для его исправления. 

Есть вопросы и по ценообразованию. Если раньше в экспедиции составляли смету на работы и отдавали ее на утверждение заказчику, то сегодня исходных данных для подготовки смет никто не предоставляет. Нам говорят: вот техническое задание на строительство скважины, исходя из него можете делать расчеты по затратам, а вот цена, выше которой вы не должны подниматься. Фактически стоимость скважины намного выше, и все это прекрасно понимают. 

В результате рентабельность нашего предприятия, даже в идеале, не превышает четырех процентов. С таким показателем практически невозможно заниматься развитием компании. Нет возможности кардинально обновлять парк буровых станков, широко применять в производстве новые технологические разработки. Хотя работа по обновлению и модернизации оборудования и техники в экспедиции идет, внедряются современные технологии, но не теми темпами, которые нам нужны в условиях рынка. 

Выигрывать тендеры помогает в какой-то степени доброе имя Правдинской геологоразведочной экспедиции, заказчик уверен в неукоснительном выполнении коллективом своих обязательств. 

Геологоразведка, как и любое другое производство, нуждается в стабильности. Поступательное развитие экспедиции возможно только на основе долгосрочных планов работы. У нас есть постоянный круг заказчиков, и вопрос о долгосрочном сотрудничестве поднимался за последнее десятилетие уже не раз. Все заинтересованные стороны, казалось бы, ничего против не имеют, но реального жизненного воплощения это так и не находит. 

Долгосрочные контракты позволили бы выстроить логистику деятельности предприятия на перспективу, на несколько лет вперед, в этом случае можно было бы работать на опережение, сократив, к примеру, те же встречные перевозки, которые ведут к дополнительным затратам. Значительно облегчилась бы работа с банками, которые с учетом наших долгосрочных договоров нашли бы возможность предоставить экспедиции более «длинные» кредиты. 

Фактически нефтесервисный сектор экономики обеспечивает основную динамику развития нефтедобычи в ХМАО–Югре. Компромисс между добычей и сервисом необходим, иначе политика, сложившаяся на рынке сегодня, может привести к потере отечественного нефтесервиса, так как он обеспечивается ресурсами для собственного развития по остаточному принципу. Регулятором в этом вопросе должно выступить государство. 

Ни для кого не секрет, что прирост добычи нефти в России более чем в два раза превышает прирост запасов, тогда как в мире ситуация прямо противоположная. Сейчас добывающим компаниям невыгодно заниматься геологоразведочными работами, которые требуют серьезного вложения денег, а отдачу приносят лишь годы спустя. Гораздо прибыльнее эксплуатировать уже разведанные месторождения. 

Отчисления на восстановление материально-сырьевой базы в свое время сыграли положительную роль. С их отменой готовить запасы и оплачивать геологоразведочные работы стало обязанностью нефтяных компаний. Но практика показала, что бизнес не готов к связанным с геологоразведкой рискам и долгосрочным инвестициям. В результате воспроизводство минерально-сырьевой базы сегодня не успевает за добычей. А это уже государственная проблема. 

Только государство может и должно заботиться о завтрашнем дне страны, ее экономической безопасности. Нефтяные компании интересует извлечение прибыли, сиюминутная выгода. Вывод очевиден: государство должно обратить более пристальное внимание на геологию. 

Время великих открытий в Западной Сибири позади. В перспективе – поиск и разведка мелких и средних месторождений в отдаленных труднодоступных районах, в глубокозалегающих горизонтах, в отложениях с невысокими дебитами. По оценкам ученых, запасы нефти и газа территории использованы наполовину. Если эти прогнозы верны, то оставшейся половины достаточно, чтобы на долгие годы обеспечить страну углеводородным сырьем. 

Решение этой стратегической задачи зависит от согласованного, взаимовыгодного сотрудничества бизнес-сообщества и государственных структур. Долгосрочное планирование и инвестирование средств на геологоразведочные работы возможны, повторюсь, только при непосредственном участии государства. Поиск и разведка запасов вполне под силу сохранившимся отечественным компаниям, имеющим немалый опыт и большое желание работать. 

На территории страны немало «белых» пятен, ждущих исследований геологов, которые могут дать заключение о запасах углеводородов в недрах. Почему бы не провести разведку на средства государства и не выставить на продажу нефтяным компаниям не «кота в мешке», а уже готовые к эксплуатационному бурению лицензионные участки, включив в их цену стоимость геологоразведочных работ? Тем самым государство выиграет не только стратегически, обеспечив себя на долгие годы информацией о подтвержденных запасах, но и экономически – передавая в пользование газовикам и нефтяникам лицензионные участки с подтвержденными запасами по их реальной цене, гораздо выше существующей до сих пор. 

Для полной загруженности производственных мощностей предприятию необходимо ежегодно строить 24 скважины. Это те объемы работ, которые позволили бы нам спокойно жить, рассчитаться с долгами и даже понемногу развивать производство. Но если ограничить свои перспективы в этих пределах, жизнь экспедиции можно считать законченной, она зайдет в тупик, остановится. Я уверен, что надо ставить перед коллективом более высокие цели, пусть даже поначалу они кажутся недостижимыми. 

Сегодня Правдинская экспедиция – единственное в округе предприятие, выполняющее полный комплекс геологоразведочных работ, включая геофизические исследования. Мы оказались правы, не согласившись в период массовых реорганизаций отдать правдинскую геофизику в чужие руки. Это дает экспедиции преимущества при проведении тендеров по строительству скважин под ключ. Помимо всех прочих преимуществ, это попросту несравнимо менее накладно, чем пользоваться услугами, скажем, компании «Шлюмберже». Считаю, и я не одинок в своем мнении, что не позволительно предоставлять такое широкое поле деятельности, как нефтесервисные услуги, иностранным компаниям. В конце концов, это затрагивает вопросы экономической безопасности страны. 

В следующем году Правдинской экспедиции исполняется 55 лет. За эти годы нами был открыт не один десяток месторождений. Она и сегодня живет и работает на благо округа и страны. 

Но трудно говорить о перспективах, строить светлые планы на будущее, не имея стабильности сегодня и не зная, что нам готовит завтрашний день. В нынешней ситуации невозможно загадывать далеко вперед. Ближние и более отдаленные перспективы Правдинской экспедиции связаны с надеждой, и небезосновательной, что наше государство все же обратит внимание на проблемы геологоразведочной отрасли, вспомнит, что именно геология позволила Советскому Союзу стать одной из ведущих в мире индустриальных держав. Благодаря открытым в свое время запасам нефти и газа Россия смогла относительно малой кровью осуществить рыночные реформы и без существенных потерь удержаться на волне экономических кризисов. Страна до сих пор живет за счет богатства недр, разведанных геологами. 

Записал Евгений ТАРАСОВ


37310