ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ

ПРОФСОЮЗЫ 

Задолженность работодателей перед сотрудниками в последние годы растет. По состоянию на конец 2017 года она составила 169 миллионов рублей. В число злостных неплательщиков зарплаты попали 25 предприятий Тюменской области.

– Заметьте, – прокомментировал Михаил Кивацкий, – среди штрафников нет ни одного предприятия, где бы имелась местная профсоюзная организация. 

Да, так называемые месткомы добиваются справедливости без лишней канители и судебных тяжб. К тому же прокуроры первым делом принимают к сведению сообщения профсоюзных органов. В течение года в областной прокуратуре побывали руководители 35 проблемных контор. Уверен, конкретных людей, с кем не рассчитались вовремя различные ОАО, ООО, ИЧП, значительно больше, да только прокуроров на каждого едва ли хватит. 

Об этом и многом другом я узнал в Нижней Тавде, где прошел День профсоюзов. Главы всех 17 территориальных отраслевых организаций поделились опытом работы, рассказали о наметках и проблемах. 

Не зря защитники интересов трудящихся тянутся к Валерию Ивановичу Борисову. Это сейчас он глава сельского района, до этого руководил в областном центре Калининским и Центральным административными округами. А еще раньше на протяжении восьми лет возглавлял профсоюзный комитет завода, являлся членом ЦК профсоюза отрасли. Так что в теме не понаслышке. Я-то знаю Валерия Ивановича в другой ипостаси. 

– Тихоокеанский флот помните? – спрашиваю. 

– А как же. Все же я – старшина первой статьи, радиометрист подводной лодки – служба БЧ-4. Сослуживцев судьба разбросала по всем городам и весям России: Аткарск, Владивосток, Самара, Тольятти, Новосибирск, Курган, двое осели в Германии, в Астане есть. Но встречаемся со всеми довольно часто. Мы на берегу Туры открыли скульптурный комплекс «Морякам России», создали в Тюмени Союз военных моряков. 

Форму с погонами старшины второй статьи автору приходилось носить, но я специализировался на торговом флоте. Как-то на Каспии оказался на борту старого буксира «Смерч». И вот я, юный курсант мореходки, выбросил в море окурок. И чуть было не полетел вслед за ним – позеленевший от злости боцман уже взял меня за шкирку. Традиция: нельзя засорять водоем. Как и все прочее. Первый, кого хозяин Центрального района повелел отлить в бронзе, был дворник – его лицезреете на улице Профсоюзной. 

Я прошелся по центральным улицам Нижней Тавды. И нигде не заметил окурка. Исключительно флотский порядок – как на палубе корабля, на котором когда-то ходил в походы нынешний глава района. 

Для начала профсоюзные боги – так в наши старые добрые времена называли лидеров движения – просят рассказать коллегу об экономике подведомственной территории. 

– Весна затянулась, – начинает «хозяин» с печалью в голосе, – В Тюменском, Исетском и Нижнетавдинском районах посевные площади увлажнены сверх меры... Наметилась напряженка со всходами зерновых. Ладно, будем надеяться на лучшее. Пока расскажу о результатах прошлого года. 

В состав района входят 17 поселений с 78 селами и деревнями. Численность населения по состоянию на сегодня составляет 28561 человек, 7239 пенсионеров. Среднемесячная заработная плата одного работника в организациях района составила 30088 рублей. У бюджетников, имеем в виду служащих администрации района, зарплата едва перетягивает 19 тысяч. Но посмотрим, чего добились крестьяне. 

В любом гастрономе областного центра увидите молочный продукт: само молоко, кефир, сливки, творог, ряженка – с фирменного лейбла производственного комплекса вам улыбается симпатичная девушка в сарафане. С некоторых пор я лично покупаю исключительно этот товар, хотя точно знаю, что продукция из Исети, Ялуторовска, Ишима, прочих наших городов и весей тоже хороша. Потому что побывал на конвейерных линиях по-над Тавдой вместе с делегацией Курултая из Башкирии. Всё автоматизировано и компьютеризировано. Людей не видно вообще. Это мне понравилось чисто в гигиеническом плане. Депутаты, понятно, всё попробовали на язык: вкус – ум отъешь! 

Коровы у ПК «Молоко» тоже собственные – откармливаются на молочно-товарной ферме в селе Киндер. Причём, каждая буренка по собственному меню – компьютер определяет. Содержание на ферме стойловое, но вокруг идеальная чистота, не в каждой аптеке бывает подобная кондиция. 

Я сам, конечно, человек урбанизированный, но моя мама, покойница, управляла молочно- товарной фермой Молчановского отделения совхоза «Салаирский». Тогда родители только из Поволжья переехали. И вот стала мать командовать доярками. Доярки – как престольный праздник, так непременно запьют. И мама, Журавлева Эмилия Вениаминовна, всех коров доила сама. Одна. Вручную. Помнится, в те времена с фуражной головы получали 1000, максимум 1500 кг молока. Думаю, это средний показатель всего СССР. В селе Киндер в прошлом году получено от буренки 6600 кг. 

– В СССР за 3 тысячи кг доярке присваивали звание Героя Социалистического Труда, – прокомментировал факт глава района Валерий Борисов. 

Возможно, показатель «6600» совсем недавно являлся рекордным в районе, возможно, и в области. В крестьянско-фермерском хозяйстве С.П. Шармазанова дали жару – взяли с фуражной коровы более 8000 кг молока! Значит, любят буренушек! Скотина это о-очень чувствует. Отсюда и отдача. 

Кроме названных хозяйств, крупнорогатым скотом массово занимаются в ЛПХ П. Нигматуллина и ЛПХ А. Мерабишвили. Всего в районе крупнорогатого скота 9,8 тысячи, в том числе 3,6 тысячи молочных коров. В личных хозяйствах народ держит 3,2 тысячи голов свиней, более 9 тысяч коз и овец. 

– Неужели всё надоенное перерабатывает ПК «Молоко»? – задавались вопросом профсоюзные боги. 

А вот ответ главы района: 

– 31 августа 2017 года первый борт Нижнетавдинских авиалиний со взлетной полосы, расположенной в селе Паченка, взлетел с продукцией ПК «Молоко» и ООО «Паллада» и взял курс на Север. Комплекс отправил на реализацию свои знаменитые масло, сливки, кефир, ряженку. Общество – свои не менее популярные мясные полуфабрикаты. Со временем расширим и круг поставщиков, и реализуемый ассортимент.. Нашу продукцию уже увидели жители Игрима, Белого Яра, Березово, Саранпауля... 

«Нижнетавдинские авиалинии». Звучит нисколько не хуже, чем «Уральские авиалинии» или «Оренбургские авиалинии»? Правда, у земляков пока всего один самолет и всего одна ВПП. Но ведь всегда и везде начинается с малого. Не зря же говорят, дескать, начало – половина дела. Мне из отчета главы района перед профсоюзами понравился еще вот какой момент, цитирую: 

– Здесь встанет горно- обогатительный комбинат. У деревни Новопокровка. Площадь участка около пяти квадратных километров. Прилагаем усилия для промышленной разработки титаноциркониевых минералов и попутных компонентов – это рутил, циркон, кварцевый песок. Короче, сырьем для ферросплавного завода. Стоимость проекта 700 миллионов рублей. На сегодняшний день выполнены мероприятия на 84 миллиона. Само строительство комбината начнем в 4-м квартале будущего года. 

Логично создать этот ферросплавный завод рядом с месторождением. И тогда Нижнетавдинский район вполне станет промышленным, точнее, агропромышленным. Пока же на территории основными перерабатывающими промышленными предприятиями являются уже упомянутые ООО «Производственная компания «Молоко», ООО «Паллада», а также ООО «Тавдинское земледелие», ООО «Колос», ООО «Турай», ИП Девятьяров Д.Б., ИП Мерабишвили О.А., ООО «ПК Столица деревень», пекарни и цеха потребительской кооперации и крестьянско- фермерских хозяйств. 

Много чего поставляют в торговые точки. Это молоко, масло, мясо, сметану, сыры, творог, колбасы, пельмени, другие мясные полуфабрикаты. Плюс хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия, зерно и комбикорма. Продукция цехов пользуется заслуженным спросом не только в районе, но и далеко за ее пределами. Единственная пасека «под крылом» Финевич Виктории Юрьевны ежегодно подносит к народному столу 7 тонн меда. На пасеке нам не удалось побывать, мед-пиво не вкусили. Однако в бочку фигурального меда вполне можем добавить ложку дегтя. 

В последнее время меня преследует закон Паддера, звучащий так: «То, что начинается очень хорошо, кончается плохо. То, что начинается плохо, кончается еще хуже». В тот раз депутатам Курултая очень понравилось качество автодороги Тюмень – Нижняя Тавда. Затем они в Башкирии применили тюменский опыт. В Татарстане трассы хорошие. В остальной Руси магистрали, похоже, так себе. На сей момент «тавдинская» дорога выглядит даже лучше: ровная, как скатерть, проезжая часть, свежая бело-голубая горизонтальная разметка, оранжево- белые «зебры», гордо выгнутые стрелки, ухоженные обочины. Лепота! Дорога должна была пойти дальше на Север. Всего 8 пусковых комплексов. Но дальше первого дело не пошло. Хотя возвели красивый, грандиозный мост через реку Тавду. 

Подрядчик в лице «Аэродромдорстроя», принесшего много горя в различных городах страны, обанкротился. Если бы власти сделали ставку на АО «ТОДЭП», дорогу, скорее всего, уже бы проложили. Но контракты заключали не при губернаторе В. Якушеве, а ещё раньше. 

Конечно, «Нижнетавдинские авиалинии» – это великолепно. Но самолет дороговат для фермера, а вот автомагистраль… Погрузил в Тюнево партию пельменей в свою «Ниву» – и без проблем доставил товар в Урай: вкушайте, нефтяники! Дешево и сердито. На эту тему мы говорим, стоя на слиянии дорог: прямо трасса пошла на Киндер, влево – в направлении Междуреченска. Мы – это глава района Валерий Иванович Борисов, председатель территориальной организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Нугуман Шамгунович Залялятинов и автор этих строк. 

Позади нас кафе «Гурман». Её владелица Надежда Николаевна Лапонькина, создав рабочие места для земляков, надеялась стать достойной участницей придорожного сервиса и иметь значительную прибыль. Какой сервис, коль скоро нет маршрута Нижняя Тавда – Междуреченск?! Рядом с кафе расположился великолепный автовокзал: вот отошел «555-й» автобус на Тюмень – и больше ни единой души, ни единого транспортного средства. 

Надежда умирает последней. Поди-ка, изладят магистраль. В строительстве примут участие рабочие из Нижнетавдинского ДРСУ – старейшей в регионе дорожной организации, созданной в 1924 году. 

Пока мы рассуждаем о технологиях и автобусных линиях, Нугуман Залялятинов, чувствую, думает о других линиях. О линиях социальной защиты тружеников. 

У автобусников юга области особых проблем нет. Чего не скажешь о северянах. Рассказывает профсоюзный бог автомобилистов и дорожников: 

– Власти ХМАО как-то индифферентно отнеслись к банкротству компаний: АО «Северавтотранс» и АО «Юганскпассажиравтотранс». Водители, кондукторы, диспетчеры, ремонтники остались не у дел. И без денег. Мы, профсоюзники, так сказать, пролили много крови для того, чтобы трудоустроить людей – все в порядке перевода оформлены в ЗАО «ГТК ПАС-Авто». Всем выплачены заработанные деньги, премиальные, отпускные, различного рода компенсации. Выражаем особую благодарность за содействие председателю месткома Рафаилю Фарзиеву. Он просто молодец, активный борец за справедливость. 

Непросто бороться за справедливость. Я, корреспондент «Тюменской правды», защищал трудовой коллектив. Против меня возбудили сразу два дела – уголовное и гражданское: угрожали тремя годами лишения свободы, предъявили многотысячный штраф. Дознаватель месяцами сидел в моем кабинете, строчил протокол. Затем стали тягать в райотдел полиции. Кажется, лидер рабочего движения Нугуман Залялятинов тоже испытал нечто похожее. Но он не распространяется об эпопее. 

По ходу действий мне говорят: вот как на Западе рабочий класс добивается справедливости: бастуют авиадиспетчеры – хоп, самолеты не летают, митингуют работники метрополитена – поезда останавливаются, забастовка работников коммунальных служб – многомиллионный европейский город зарастает мусором. Не всегда помогает. 

– Вот из Парижа вернулся, – рассказывает нижнетавдинский парень Варис Абайдуллин, он из села Конченбург, ныне живет в областном центре, – в столице Франции вся «коммуналка» функционировала, однако Тюмень на порядок чище Парижа. 

– Можно обойтись без забастовки, – вставляет своё веское слово председатель облсовпрофа Михаил Кивацкий. – В регионе сложилась деловая практика взаимодействия правительства Тюменской области, регионального объединения работодателей и профсоюзов – трехсторонних соглашений. Уже подписано 54. 

Какова эффективность колдоговоров? Рассмотрим на примере тех же автотранспортников. Правительство поставило ОАО «Тюменское ПАТП- 1» новейшие автобусы, даже электробусы, обеспечило приемлемыми тарифами и режимом работы. И вот результат: Тюмень признана лучшим городом России по оказанию транспортных услуг. Областной центр два года подряд удостаивается звания «Лучший город России по качеству жизни». В этом рейтинге пассажирские перевозки на первом плане. 

И вот мы снова в зале «дня профсоюзов». 

– В нашем районе 93 озера и 27 речек, – доложил Валерий Борисов, – и везде ведем промысел рыбы. На озере Китмень создали рыбопитомник. Инвестор объекта – ООО «Дальний свет». Построили инкубационный цех. Из города Адлера везут икру радужной форели ... 

Обратите внимание на цифры: в 2016 году в районе произведено 58,5 тонны рыбной продукции, в 2017-м – 221,5 тонны. Темп роста производства превышает 378 процентов, то есть почти в четыре раза! Вот бы где развернуться профсоюзам! 

– Пока я тут у руля, профсоюз у нас будет существовать, – помнится, сказал на одном совещании мой друг, генеральный директор «Сибрыбпрома» Юрий Афанасьевич Водилов. 

Примерно через неделю друг вышел из профсоюза. Тут же перестал существовать территориальный орган профсоюза рыбопромышленников. Был профсоюз – и была дотация промысловикам: 3 рубля на выловленную рыбу. На эти деньги рыбаки закупали и доставляли по зимникам в Заболотье, куда частично входит и Нижнетавдинский район, топливо, стройматериалы, продовольствие. Теперь нет дотации. Под лежачий камень вода не течет. Линия защиты отсутствует напрочь. 

– Я говорю руководящему звену отрасли: «Вы же все по представлению профсоюза удостоились звания «Ветеран труда». Теперь вы пользуетесь всеми льготами, то есть получили от профсоюза блага по полной. И побежали с корабля, предали товарищей. Одумайтесь!» Куда там, мимо ушей... Но я верю, наш профсоюз возродится». 

Это слова знакомого читателю Вариса Абайдуллина, исполнительного директора Ассоциации рыбопромышленников Сибири. 

Пора закругляться. Но не могу не огласить мысль председателя областной организации профсоюза работников здравоохранения Валерия Павловича Кудряшова о земских докторах: 

– Они вам крышу покроют, пол отциклюют, фасад изладят, но прежде чем попадете к узкому специалисту, помрете 10 раз. Выпускники медвузов, получив полагающиеся подъемные в миллион рублей, покупают на эти деньги авто – и поминай, как их звали. Объявляют в розыск, кого-то удается вернуть в «подъемную» больницу. Необходимо восстановить государственное распределение выпускников... 

Это мы к тому, что профсоюзам надо бы заниматься не только социальной защитой тружеников, но и участвовать в законодательных процессах. Всё! Спешим в вотчину Натальи Войновой, председателя межрегиональной организации профсоюза работников культуры. Нас с хлебом-солью встречает фольклорный ансамбль историко-культурного центра «Сибирское подворье». Угощают песнями, играми, частушками, а также тем, что бог послал, то есть тем, что выросло на земле Нижней Тавды. Тут же на столах изделия народного промысла. Цех дикоросов и мощная грибная ферма заработают вот-вот. Подождем, ведь встречаемся не в последний раз... 

P.S. Едва поставил последние три точки, как мне позвонил Михаил Кивацкий: 

– Только что в областной Думе объявили, что правительство для развития транспортного комплекса дополнительно выделило 6 миллиардов рублей: 4,8 млрд – дорожникам, 1,2 – автомобилистам. Надеюсь, часть этих денег пойдет на вознаграждение тружеников отраслей. 

Да, это тоже линия защиты. 

НА СНИМКЕ: глава района Валерий Борисов на празднике Дня профсоюзов в «сибирском подворье». 

Юрий МАШИНОВ /фото автора/


37141