КОРМА‑2018
На берегу водоемчика, образованного небольшой речушкой, рыбак таскал одну за другой плотвичек и окуньков. Завидная картинка.
– А у меня, к сожалению, время будет только зимой, на подледный лов, – говорит мне по пути на поле агроном по кормовым культурам нижнетавдинского ООО ПК «Молоко» Дмитрий Тоболкин.
Дмитрий только в прошлом году окончил магистратуру аграрного университета Северного Зауралья. Старательного выпускника еще на практике приметил директор по растениеводству молочного агрохолдинга Руслан Ахтариев. И вот пришла пора доверить Тоболкину весьма серьезное дело. Кормозаготовители должны обеспечить питанием только в Нижнетавдинском районе 7600 голов крупного рогатого скота, из которых 2,5 тысячи дойные коровы. Стадо настолько велико, что права на ошибку не имеет никто. Мы направляемся в село Киндер, где сегодня заготавливают сенаж из люцерны. А на соседнем поле скашивают злаковый костер на сено.
По словам молодого агронома, вегетация кормовых культур, затянувшаяся из-за холодной весны, с теплом и дождями оживилась и нагоняет оптимальные сроки. Вот только есть озабоченность по поводу теплолюбивой кукурузы. Хотя и подрастает буквально на глазах, но только благоприятная погода в августе и начале осени позволит початкам достичь молочно- восковой спелости. Без этого не будет высоких показателей по содержанию обменной энергии в силосе. А поскольку он составляет почти половину объемов сочных кормов, то могут и надои сократиться.
– Правда, семилетняя практика культивирования гибридов кукурузы на наших полях еще не знала того, чтобы она не набирала молочно- восковой спелости, – говорит Руслан Ахтариев. – И потом стратегия кормового поля такова, что наши растениеводы всегда готовы в суровых условиях подтаежной зоны восполнить качество кормов и энергию другими культурами. Скажем, на 270 гектарах нынче выращиваем кормовые бобы, которыми занимались и раньше, поскольку эта культура в полтора раза превышает урожайность гороха (массой в фазе зеленого горошка кормим скот) и не уступает ему по питательности и количеству обменной энергии. Однако семена бобов стоят очень дорого, а в подтаежной зоне вырастить их невозможно. Но вот уже второй год мы получаем семена в одном из южных районов нашего региона. Появились хорошие перспективы по значительному увеличению посевов кормовых бобов.
С целью устойчивого обеспечения поголовья животных фуражом ПК «Молоко» имеет в Голышмановском районе отделение с пашней около 10 тысяч гектаров. Здесь более успешно выращивают зерновые и семена различных культур (в Нижнетавдинском районе просто невозможно получить в достаточных объемах тот же ячмень). Ко всему в Голышмановском отделении имеется молочный комплекс на 1200 коров и общим поголовьем в 2,5 тысячи КРС.
– Сейчас мы стремимся к посеву культур в чистом виде, – делится элементами стратегии Руслан Рустамович. – Поле под горох, поле под бобы и далее по списку.
– У вас же смеси однолетних трав почти 30 процентов площадей занимают?
– Вот и будем уходить от этого. Хотя мы и стараемся при посеве тщательно смешивать семена гороха, ячменя, овса, но в итоге всякий раз получаем различные соотношения. В одном случае на один гектар высевается 70 килограммов гороха, а в другом – 50 кг. А современное кормопроизводство должно производиться с аптекарской точностью. Только так мы можем планировать продуктивность животных. На современных комплексах кругом цифровая экономика с высоким уровнем контроля, а мы все еще даем корма с непредсказуемым качеством и конечным результатом.
Дадим зоотехникам культуру в чистоте из отдельной ямы, и пусть они на сложной кормораздаточной технике балансируют рационы для разных групп животных.
На полях под Киндером в жаркий день кипела работа.
– Надо успевать, – говорит комбайнер Иван Пальянов. – У нас здесь около пятисот га люцерны да возле Нижней Тавды – двести. Культура достигла фазы бутонизации, самой благоприятной по содержанию протеина и других питательных веществ. Масса на уровне прошлого года. За пять дней надо заложить все это в сенажные ямы.
Александра Люцинберга, который скашивал бобовую траву, уже нет на этом поле. Николай Ярков тоже заканчивал вспушивать кошенину: ее требуется подвялить до 60–65 процентов влажности. После чего Юрий Иванов собирал корма в валки. «КамАЗы», ведомые Дмитрием Шаламовым, Николаем Решетниковым и Павлом Сараевым, сновали между полями и молочным комплексом, где на первой яме трамбовал сенажную массу на тяжелом «Кировце» Юрий Санников.
А за рядом колков, в километре от Киндера, уборочный комплекс из нескольких механизмов активно заготавливал сено из костра. Уборочная страда в ПК «Молоко» взяла резкий старт.
НА СНИМКАХ: на люцерновом поле; Дмитрий Шаламов, Дмитрий Тоболкин и Юрий Иванов.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/