МАЛАЯ РОДИНА
Недавно побывали мы в родной деревеньке Луговой (Уватский район) на левом берегу Иртыша. Грустно встретил нас родительский дом, еще крепкий, но уже с признаками разрушения от недогляда и одиночества. Деревеньке этой не одна сотня лет и, казалось бы, будет стоять она еще долго, радуя своих жителей хрустальными росами, летними теплыми ночами, отменной рыбалкой, стабильным урожаем на полях, разнотравьем, грибными и ягодными полянами, а также шумной детворой, приезжающей к дедушкам и бабушкам на каникулы. Увы! Всему когда-то приходит конец.
Казалось бы, еще вчера собирались мы в дорогу к родителям … Покупали подарки для всей родни, упаковывали в сумки необходимые в отпуске вещи и важные атрибуты для деревенской жизни, особенно для детей, с нетерпением ждущих встречи с бабушкой и дедушкой и возможность залезть на дедушкин мотоцикл, представляя , что это ты лихо рулишь по деревенской улице, разгоняя зазевавшихся овец и поросят, вольно гуляющих по окрестностям, и, конечно же, встречи с местными ребятами, с которыми успели подружиться прошлым летом …
Годы пролетели, старики ушли как-то рано – один за одним, молодежь разъехалась, создавая семьи в городах и в более цивилизованных поселках… Особо крепкие деревенские жители, хоть и остались в родовых домах, держатся сейчас из последних сил – ни магазина, ни медпункта, ни клуба давно уже в Луговой нет, как нет и совхозного отделения, где можно было бы найти себе работу – все закрылось за нерентабельностью, а попросту бросили деревню, как бросили сотни, тысячи подобных населенных пунктов…
Многие луговские перебрались не так далеко, всего лишь на другой берег – в Горнослинкино. Там и дорога федеральная близко, и снабжение получше, есть средняя школа , даже сельсовет имеется – местная администрация. Хотя больницу тоже недавно закрыли (оптимизация это называется) – все переводят в большие поселки. А местным вроде как и лечиться не нужно (?!). И даже медпункта нет – отправляйтесь бабульки с дедульками к докторам за 40 км в Уват или за 70 км в Тобольск… Зато строительство домов идет. Приезжают люди из Тобольска и даже из Тюмени, покупают участки или старые дома и возводят на их месте новые коттеджи – это сейчас модно, что-то вроде дачи ( «фазенда») – деревенская изба! Некоторые скажут: «Ну, вот видите, ни о каком запустении деревень и речи нет, наоборот! Посмотрите, строятся дома, люди огороды сажают, разводят овощи и цветы…». Все это так, конечно, но только такое строительство ни к чему не обязывает хозяев, ведь на земле, что кругом пустует, работать-то все равно не- кому, вот и зарастают молодым лесом некогда колосящиеся рожью поля… Печально все это.
Постояли мы у своего старого дома, послушали его «охи и ахи» – дома ведь тоже умеют грустить (а вы разве не знали?) – и отправились восвояси. Шли молча через маленькую дамбочку, которая отделяет байрак от деревенской, некогда такой веселой, улицы… Сейчас на этой улочке почти все дворы пустые. С пяток обжитых домов осталось, но там живут лишь временно, на лето приезжающие рыбаки, зимой и эти домишки замерзают в сугробах.
– А что если нам вернуться? Починить крылечко, вымыть избу, побелить печку?… Колодец почистить, малину от сухостоя освободить… Но сразу еще вопросы напрашиваются: «А как же без магазина? Без медпункта? Да и паром не ходит на правый берег уже давно, и «Метеоры» не летают , как раньше, тормозя у дебаркадера на остановке под старинным названием «Камарицы»…
Вопросов много. Кто даст ответ?
Елена СЛИНКИНА