«ТРАССА», ВПЕРЁД!

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ 

В прошлом году почти одновременно опубликованы 3 сообщения, из них два от штаба ОНФ: 1.«В Тюменской области выявлено 120 участков «убитых дорог». В рейтинге худших горожане отметили 33 улицы». 2. «Жители Тюменской области на карте «убитых дорог» отметили 40 проблемных участков. Большая часть из них приходится на Тюмень и Тюменский район». Похоже, сочиняли два автора от фронта с разным уровнем осведомленности. 

К какому выводу пришло Межрегиональное общественное движение по проекту «Убитые дороги»? Цитата: «Рейтинг качества дорожного полотна в городе Тюмени занимает 1-е место» – это из 100 проинспектированных городов. Командоры автопробега телеканала «Россия-24» поставили Тюмени за УДС – улично-дорожную сеть – оценку 4,77, то есть наивысший балл за весь проведенный по 13 областным и республиканским центрам. Но ведь не «пятерка» же, значит, упущения зафиксированы. Надо устранять грехи. 

И все же простим штабу разночтения, заодно снимем перед ним шляпы. Штаб ОНФ, образно говоря, – это щука, чтобы карась не дремал. В роли карася выступает четырехтысячный коллектив АО «ТОДЭП» – Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие. Под крылом акционерного общества 16,5 тысячи километров трасс федерального, регионального и муниципального значения. 

В разных СМИ видел фото так называемых «убитых» дорог. Точнее, не дорог, а участков: вот небольшой провал у решетки ливневой канализации, вот колдобина на съезде со двора на главную дорогу. В основном грехи во дворах. Тюменские дороги в нормативное состояние приводили муниципальные ДЭУ, но так как все они прекратили существование, это отдано на откуп АО «ТОДЭП». И после того как городской Департамент транспорта и дорожной инфраструктуры определится с объемом и приоритетом работ, соответственно заключит контракт с акционерным обществом. 

Сначала дорожная лаборатория на колесах марки «Трасса» прокатится по улицам областного центра и определит, где магистрали дышат на ладан, где вот-вот образуется колея, а уж затем заказчик отстегнет деньги. На 2018 год на дороги намечено выделить из городской казны 12,5 миллиарда рублей: облагородят автомагистрали 35 центральных улиц, построят новые. В том числе в поселки Березняки и Казарово, уже приступили к реконструкции дороги улицы Мельникайте от улицы Хабаровской до улицы Харьковской, будут продолжены работы на улицах Чернышевского и Полевой. Запланирован кап- ремонт отдельных участков на Котовского, Киевской, Минской, Одесской, Осипенко и на Старотобольском тракте... 

У АО «ТОДЭП» тоже имеется «ТРАССА». В ее салоне и предлагаю читателю прокатиться. Лаборатория оборудована по последнему слову науки и техники. Прицеп на фаркопе. Осталось запастись водой – с полутонны. Правда, существуют комплексы с баками емкостью 750 литров, но нам пока и этого хватит – нам придана автоцистерна, в которой это самое «аш 2 о» плещется, как море разливанное. 

Сегодняшний экипаж состоит из четырех человек: Юрий Волковинский, Дмитрий Горячев, Андрей Харитонов и Сергей Скоробогатов – все ведущие специалисты АО из подотдела паспортизации и диагностики автомобильных дорог. Двое последних из списка выступают, скорее всего, в качестве дублеров, потому что завтра поедут в Саратов еще за одной такой же лабораторией. Поедут все четверо, так как фирма-производитель, то есть ООО «Спецдортехника», решила пополнить объем знаний и навыков потребителей своей продукции. Вот вернутся домой, тогда поговорим. А пока идут испытания. 

Так где, вообще- то, находимся? На мониторе точнейшие координаты: северная широта – 57 град. 09 мин. 44.082 сек. Восточная долгота – 65 град. 25 мин. 52.158 сек. Цифры, обозначающие тысячные доли секунды, мелькают в окне прибора быстро. Наше местоположение определяется спутником, градусы, минуты, секунды получаем в режиме он-лайн по системе ГЛОНАСС/GPS. А мы едем по трассе Тюмень – аэропорт Рощино с положенной для испытаний скоростью 64 км/час. Четыре камеры, авангардно выставленные на крыше «форда», отображают панораму: вид спереди, обстановку на обочине, расположение знаков, ремонтируемые и аварийные участки – называется видеофиксация. Ну, пока живописные картины природы нам ни к чему. Занимаемся метрологией. 

– Измеряем! – говорит ведущий специалист Дмитрий Горячев, перевоплотившись в оператора. 

Ведущий специалист Юрий Волковинский в роли водителя производит манипуляции на пульте управления. Из-под «хобота» с датчика прицепного агрегата выплескивается вода. 

– Без воды никак? – спрашиваю на всякий случай, потому как являюсь крутым противником всех мокрых дел. 

– Увлажнение поверхности полотна – это по стандарту положено, – отвечают испытатели. – Иначе, глядишь, сгорит измерительное колесо от трения... 

По старому международному стандарту в качестве единственного измерительного колеса можно было использовать б/у шину легкового автомобиля. Теперь по техническому регламенту Таможенного союза применяется специальное колесо без протектора, т. е. «лысая» резина. Колесо это катится, а в момент испытания, наоборот, в течение 3-4 секунд не катится, так как блокируется. На полосе остается «пятно» контакта. Так определяется коэффициент сцепления. В окне монитора меняют друг друга цифры: 0,313, 032, 0387, 0402, 0487... По регламенту на каждом километре надо проводить не менее пяти испытаний. Бракуется та автомагистраль, где показатель менее 0,300 – это стопудовая предпосылка к ДТП. 

«Аэропортовская» магистраль по одному из важнейших нормативов претензий не вызывает. С начала эксплуатации в конце прош- лого года «Трасса» преодолела с испытаниями около 9 тысяч километров федеральных и региональных дорог. В том числе все дороги Тюменского района. 

Лаборатория на колесах определяет не только коэффициент сцепления. Проводит экспертизу продольной ровности полотна дороги – осуществляется по международной системе IRI. Для выполнения этой операции под днищем транспортного средства размещаются два моноблока, оснащенных лазерными датчиками и акселерометрами. С помощью применения методов «толчкомер» и IRI выполняются замеры и запись микропрофиля полотна дороги. Выявляется толщина слоев дорожного покрытия, состав асфальта и иных материалов. Глубина промеров составляет до полутора метров. Лазер выдает в свет поперечную ровность, проще говоря, колейность. 

На тему дня вспомнил очень старый анекдот. Поспорили как-то русский, американец и француз – у кого самые лучшие дороги. 

Француз: «У нас такие дороги, что я открываю бутылку шампанского, ставлю на капот и еду – шампанское не проливается!» 

Американец: «У нас я открываю виски, разливаю по бокалам, ставлю на капот – виски не разливается». 

Русский: «Ерунда. Вот у нас я завожу машину, кладу кирпич на педаль газа, а сам занимаюсь любовью на заднем сиденье». 

Американец: «А как же машина?» 

Русский: «Да куда она на фиг из колеи денется?!!» 

Увы, без колейности пока обходиться не можем. Тут много факторов: отсутствие в отечестве нормальных дорожных битумов, перегруз магистралей транспортных средств многотонными, негабаритными грузами, нарушение строительных норм и правил... Но есть предельно допустимая глубина колеи. Она составляет 35 миллиметров, если больше – срочно ремонтировать. 

В момент, когда набираю на клавишнике компа эти строки, в сети появился рейтинг дорог 137 стран мира. Качество оценивалось по шкале от одного до семи, при этом ни одно из государств не набрало высший балл. В число лучших попали, само собой, магистрали Франции и США. Но их превзошли Объединенные Арабские Эмираты (6,4 балла). Самые никудышные в Мавритании. Рядом Гаити, Парагвай и Украина. Россия также попала в список и оказалась на 114 месте, однако в рейтинге указано, что у российских дорог замечен тренд на улучшение. Сказано, что за предстоящие 5 лет качество дорог в России достигнет высочайшего уровня. Так что ждать осталось совсем недолго. На Тюмень следует равняться. 

В этом году испытатели «Трассы» побывали на всех дорогах Тюменского района. В Тюменскую агломерацию, которая участвует в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» вошли территории Тюмени и Тюменского района, где протяженность дорожной сети составляет в общей сложности 3140 км. Из них в нормативном состоянии находится больше 70%. К 2025 году этот показатель должен достигнуть 86%. Для ремонта в 2017 году власти определили 273 дорожных объекта, девять из которых находится на федеральных дорогах, 250 – на местных и еще 14 на региональных. С задачей справились. В 2018 году в области планируется привести в нормативное состояние 75,5 километра дорог на 180 объектах. 

Замечена ахиллесова пята укладочной технологии: от АБЗ до фронта работ доставляется горячая масса, но ведь в момент транспортировки остывает, причем неравномерно – в большей степени под днищем, вдоль боков кузова. «Тодэповцы» нашли оптимальное решение: используют специальный перегружатель, работающий в «мертвой» сцепке с асфальтоукладчиком (в данном случае новенький «Вольво») – этакая спарка. Во-первых, установлено, что смеси ЩМА позволяют устраивать верхние слои покрытий на 1 см тоньше, а работоспособность их выше, чем покрытий из асфальтобетона типа А. 

В чреве перегружателя массу ЩМА-10 приводят к однородности и по температуре, и по плотности. Главное – обеспечивается безостановочность укладки: утром сел оператор за пульт и так асфальтирует до конца смены. В конце концов, и вахту можно передать на ходу. 

Данное ноу-хау, естественно, повышает не только качество дорожных работ, но и производительность труда. Понятно, метода требует высочайшей технологической дисциплины. Ну, этого нам не занимать. Вообще-то, принцип впервые применили американцы – это в США дороги легко служат без капремонта сорок лет, в отечестве покрытия выдерживают в среднем восемь. 

Российские проектировщики разработали отечественный аналог американской системы superpave (Superior Performing Asphalt Pavement), который увеличивает срок службы трассы на 25–30% и снижает затраты на строительство. Если за 2014–2017 годы по этой технологии построили 208 км, то в 2018–2019 годах запланировано строительство уже 1050 км дорог. Важным достижением стало создание научно-исследовательских лабораторных центров для разработки и внедрения инновационных материалов, повышающих срок службы дорог. 

– Вчера вернулись с объекта – федеральная магистраль Р-402 в окрестностях города Ялуторовска, – докладывает ведущий специалист Юрий Волковинский. – Ну, вы там рассказываете про ноу-хау в виде перегружателя. 

– И как там обстоит дело с показателями? 

– Все в норме. В том числе и коэффициент сцепления. Сужу по своему опыту: через год службы КС даже повысится. У нас получается... 

НА СНИМКАХ: ведущие специалисты АО «ТОДЭП» Юрий Волковинский и Дмитрий Горячев на испытаниях; лаборатория на колесах «Трасса». 

Юрий МАШИНОВ /фото автора/


36819