ПРЕСС-ОБЗОР
В понедельник на заседании президиума фракции «Единая Россия» Государственной Думы глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов Алексей Кудрин дал согласие занять пост руководителя Счетной палаты.
«Да, согласился, − сообщил «Интерфакс» со ссылкой на одного из участников, − уже около часа идет заседание президиума фракции «Единая Россия» с участием Алексея Кудрина. В заседании принимают участие председатель Госдумы Вячеслав Володин и лидер парламентского большинства, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов».
При этом Кудрин останется главой Центра стратегических разработок и Комитета гражданских инициатив – это суть торга.
Вся драматургия говорит о том, что решение было принято заранее. Формально на должность Алексея Кудрина выдвинули депутаты-единороссы, спикер Вячеслав Володин тут же заявил о начале консультаций с другими фракциями, а глава «Единой России» и исполняющий обязанности главы нового правительства Дмитрий Медведев поддержал кандидатуру Кудрина. Тот выдерживает паузу и обещает о предложении «серьезно подумать». И вот свершилось. Кудрин заявил, что на посту главы Счетной палаты будет решать задачу снижения коррупции в финансовой сфере:
«К функциям Счетной палаты относится и функция борьбы с коррупцией. Надо совершенствовать борьбу с коррупцией, в том числе предотвращать ее. Нужно заниматься не только тем, чтобы ловить преступников, что важно, потому что материалы Счетной палаты зачастую служат основанием для того, чтобы возбуждать уголовные дела. Но нужно создавать и финансовые механизмы, которые не допускают сегодня коррупции».
Кудрин отметил, что видит необходимость в повышении эффективности работы с регионами, совершенствовании методов контроля в субъектах Российской Федерации.
«Во второй статье закона о Счетной палате сказано, что Счетная палата − это инструмент общественного контроля. Поэтому я вижу свою миссию в том числе в расширении информированности граждан, а также привлечении населения к анализу и обсуждению проблем в финансово-экономической сфере».
Главе Счетной палаты будет чем заняться. В распоряжении «Коммерсанта» оказались рабочие материалы правительства, готовившиеся Минфином и Минэкономики в качестве обеспечения программы, частично озвученной премьер-министром Дмитрием Медведевым при его назначении и отчасти описанной президентом Владимиром Путиным в единственном «майском указе» 7 мая 2018 года о национальных целях развития.
Сумма расходов по всем нацпроектам (сейчас их 13) составляет 25,01 трлн руб., действовать они должны с 2019 по 2024 год, в бюджетной конструкции уже предусмотрены 17,06 трлн руб. (в среднем 2,8 трлн руб. в год), перераспределить надо недостающие 7,99 трлн руб., или порядка 1,3 трлн руб. в год.
Магия огромных цифр говорит о том, что ожидается крупное, но не радикальное перераспределение расходов бюджета, − около 7,8% федеральных расходов (траты на нацпроекты предполагают в основном федеральное финансирование) или около 4% консолидированных бюджетных расходов (то есть расходов бюджетов всех уровней). Это более масштабный план для бюджетной системы, чем нацпроекты 2008–2012 годов.
Среди 13 проектов − крупнейшие: автодорожный (8,42 трлн руб. до 2024 года), демографический (3,55 трлн руб.), инфраструктурный (1,79 трлн руб.) и проект «цифровой экономики» (1,31 трлн руб.).
Больше всего дополнительных средств пойдет в медицину (1,33 трлн руб. до 2024 года), дороги (1,24 трлн руб.) и «цифровую экономику» (1,01 трлн руб.).
Практически вся идеология новых нацпроектов − в повторении старых: в основном это закупки оборудования, капвложения и госзаказы. Исключение − новый нацпроект по здравоохранению.
Масштабов предполагаемых процессов цифры Минфина не дают, поскольку здравоохранение в основном финансируется системой ОМС, вне федерального бюджета. В 2019 году медицина должна получить 208,7 млрд руб. сверх плановых в нацпроекте 48,4 млрд руб., пик допрасходов, 305,7 млрд руб., придется на 2020 год, после чего они снизятся в сумме до 225–250 млрд руб. в год.
Главная статья новых расходов − борьба с онкозаболеваниями (117,4 млрд руб. в 2019 году, с 2020 года расходы по программе начнут расти до пика в 2021-м − 193,4 млрд руб., затем стабилизируются до 162 млрд руб. в год).
Около 30 млрд руб. добавят борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, еще одна крупная статья расходов − цифровизация здравоохранения.
Однако реальным ожидаемым эффектом предполагается именно снижение смертности от онкологических заболеваний за счет введения в практику стандартных протоколов лечения.
Нацпроект по образованию существенно меньше, 140 −150 млрд руб. в год до 2021 года (сейчас расходы − 80 млрд руб. в год), и самые крупные расходы в нем − достройка новых школ и общежитий и «Цифровая школа» − цифровизация учебников и учебных курсов.
Основные допрасходы по демографическому нацпроекту − строительство яслей для детей в возрасте до трех лет, в 2019–2020 годах эти расходы утроятся, видимо, с расчетом закрыть дефицит мест полностью.
В нацпроекте «Жилье и городская среда» новые траты − это вложения в технологии стандартизированного жилья и удвоение (с 30 млрд до 60 млрд руб. в год) расходов на «комфортную городскую среду» − этим, видимо, будет покрыт социальный запрос на «немосковскую урбанистику». Проблема этого нацпроекта − отсутствие средств на расселение аварийного жилья: 50,6 млрд руб. в год на эти цели пока под вопросом.
Программа «Международная кооперация и экспорт» предполагает постоянное выделение средств на деятельность Российского экспортного центра и рост трат на стимулирование экспорта − с 81 млрд руб. до 150 млрд руб. уже в 2019 году. Здесь ключевая проблема − запросы агрокомплекса на новые субсидии до 27 млрд руб. в год.
Программа поддержки производительности труда в 2019 году должна увеличить свой бюджет почти в десять раз и остаться практически невидимой на фоне других программ − это 11,1 млрд руб. в год, предусматривающих небольшие новые субсидии через Фонд развития промышленности и подготовку кадров.
Программа развития малого и среднего предпринимательства также компактна − 111,8 млрд руб. в 2019 году, половину допрасходов запрашивают сами институты развития – «Корпорация МСП», МСП-банк и др. Важный момент в этой программе − почти удвоение господдержки фермерства, до 39 млрд руб. в год.
Нацпроект по дорогам, сам по себе огромный, прирастает в основном 133 млрд руб. в год с 2019 года на ремонт трасс в мегаполисах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, 68 городов.
Главные новые траты «инфраструктурного» проекта − госфинансирование скоростных контейнерных перевозок по РФ. Проблема программы на сегодня − отсутствие денег на развитие скоростных железных дорог и внутренних водных путей.
Крупнейшие расходы проекта по экологии − спешное решение мусорной проблемы (рост расходов почти в четыре раза до, впрочем, нефантастической суммы 20– 25 млрд руб. в год), срочное улучшение экологической ситуации в 12 центрах металлургии и нефтепереработки (там расходы увеличены в 20 раз и сопоставимы с мусорными), и решение проблем с питьевой водой в стране с 2020 года.
Почти все расходы «цифрового» нацпроекта, и без того большого, − это очень быстрые вложения в цифровую широкополосную связь для госсектора, школ и больниц, а также софт для госструктур: туда в 2019 году уйдет большинство доп- расходов в 158 млрд руб., видимо, это траты на будущее «цифровое государство».
В нацпроекте по науке, скромном по размеру, основные расходы − обновление приборной базы, на что в 2019–2022 годах будут выделять по 15–20 млрд руб. в год, а в 2023–2024 годах − 25–30 млрд руб., и это, очевидно, не решит даже части проблем НИИ и системы РАН.
Наконец, культурный нацпроект − это дополнительные деньги на ремонт музеев, концертных залов, театров и выставочных центров примерно на 10 млрд руб. в год, удвоение трат на ремонт муниципальных библиотек и сельских клубов (с 2,9 млрд до 4,9 млрд руб. с 2019 года) и утроение (до 3,1 млрд руб.) − на «укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно- нравственных и культурных ценностей народов РФ».
Вокруг назначения Алексея Кудрина разгорелась большая экспертная дискуссия. Часть наблюдателей считает, что переход Кудрина в Счетную палату означает крах надежд, связанных с либеральными экономическими реформами в ходе четвертого срока Владимира Путина. Наблюдатели уверены, что на позиции главного государственного аудитора Кудрин будет технично изолирован своими давними оппонентами, включая Медведева.
В пользу этой интерпретации говорит то, что у Счетной палаты нет реальных полномочий, связанных с управлением экономикой. Еще один аргумент: превратившись в чиновника, Кудрин не сможет столь же свободно высказываться о проблемах страны, как он делал это в последние годы. Статус чиновника подразумевает своеобразный обет молчания.
Другие эксперты полагают, что во главе Счетной палаты Алексей Кудрин сможет заметно усилить свое влияние. При бывшем руководителе структуры Татьяне Голиковой амбиции Счетной палаты росли, сама Голикова всерьез метила в кресло премьер-министра, замечает «Новая газета».
Думаю, это полный бред. Степень влияния политиков в нынешней системе российской власти определяется не столько их формальными должностями, сколько прямым доступом к Владимиру Путину. Личный друг Путина Кудрин пользовался этой привилегией, не имея формального статуса в системе власти. В роли главы Счетной палаты он, несомненно, укрепит свои позиции. Другое дело, что в принципиальных вопросах Путин вряд ли будет поступать по-кудрински − скорей наоборот: уж слишком тяжелую память оставил после себя в той же промышленности Леша-бухгалтер.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./