НИКТО НЕ ЗАБЫТ
Я держу в руках альбом, хранящий память о 16 фронтовиках. Всех их объединяет один населенный пункт – поселок Березняки города Тюмени. Кто-то здесь родился, кто-то приехал сюда и жил какое-то время.
Мы ничего бы о них не знали. И воспоминания тех, кто был с ними знаком, с годами поросли бы забвением. Но нашлась односельчанка, решившая во что бы то ни стало сберечь хоть какие-то крупицы памяти. И 33 года назад оформила альбом о своих земляках. «Наши ветераны», – так назвала его пенсионерка Александра Григорьевна Кугаевская, бывшая учительница Березняковской школы.
– Многих я знала еще живыми, – рассказывает она, – ходили к ним с ребятами, собирали скудные сведения о жизни, фотографии. Кто-то нас угощал, а иные ворчали. Сейчас мой альбом в поселке нарасхват: ветераны-то уже почти все в земле сырой лежат, один Анатолий Федорович Костылев остался. Ему 95 лет, живет в Доме престарелых на улице Минской. Но о нем у меня в альбоме информации пока нет, только фотография. Он последний в списке.
Листаю страницы. Вот ксерокопия старой карточки с изображением лихого морячка. Это Андрей Ильич Астафьев. В годы Великой Отечественной сражался с японцами на Дальнем Востоке. А вот фото Василия Александровича Горева. На фронте был специалистом полевых кабельных линий. Прошел Сталинградское пекло. Воевал в 12-м Гвардейском полку под командованием Родимцева.
Павел Демьянович Голодков. Был призван еще в 1939-м на Финский фронт, участвовал в освобождении Карельского перешейка, городов Выборга, Энса. В мае 1941 года его 505 полк был направлен в Витебск, спустя год получил ранение под Смоленском, был комиссован в тыл.
Павел Николаевич Ичеткин. До 1941-го курсант полковой школы, с 27 июня до Дня Победы был на передовой в составе 66 стрелкового полка. Хотя много раз получал серьезные ранения. Держал оборону Заполярья, брал Франкфурт-на-Майне, штурмовал Кенигсберг. Домой вернулся в 1946-м.
А с этого снимка смотрит на нас бравый солдатик Василий Патрин. Служил в 1941-м в лыжном стрелковом в запасном полку, с марта 1943-го – телефонист отдельного пулеметного артиллерийского батальона, с апреля 1943-го – командир отделения связи 24-го Гвардейского танкового полка. Победным шагом прошел через Украину, Польшу, Чехословакию, Германию.
Особенная судьба у Александра Антоновича Рывтикова. Еще мальчишкой в 1942-м рванул на фронт. Боевое крещение принял в составе 10 Уральского добровольческого корпуса 29 гвардейской мотобригады в отдельной роте автоматчиков в 1943-м. Первую награду получил в 18 лет. Был ранен, после выздоровления воевал в 53 стрелковой инженерно- саперной бригаде, снова был ранен. День Победы встретил на больничной койке. «Память уже не сохранила всех городов и весей, где нас встречали как освободителей», – приведены в альбоме его слова.
Безусым 17-летним пареньком ушел в 1943 году на фронт и Николай Нелюбин. Воевал на 1-м Белорусском фронте в танковых вой- сках. С 1944 по 1945-й на различных фронтах – сначала у маршала Жукова, затем – у Баграмяна. Степан Третьяков тоже ушел 17-летним на фронт. Освобождал города Европы, участвовал во взятии Берлина. В альбоме сохранился тетрадный листок его биографии, написанный, видимо, родными сержанта. С его портретом они пройдут в День Победы в Бессмертном полку.
В таком же возрасте и в том же году был взят на фронт и Рамазан Сайтуллин. Воевал на границе с Китаем и Японией. Освобождал Манчжурию (это о них написан вальс «На сопках Манчжурии»!). В 1948-м был отправлен в Германию и служил до 1951 года.
Дмитрий Александрович Сотников с 1942 до 1946-го охранял государственную границу на Дальнем Востоке. Воевал с Японией.
Мячит Юмачиков. Был дивизионным разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в освобождении Москвы, Смоленска, Великих Лук. Под Невелем получил серьезное ранение.
Родион Деянович Гилев. Начинал воевать еще на Финском фронте, в 1941-м попал в отдельный армейский пулеметный батальон. Был разведчиком. Участвовал в прорыве и освобождении Ленинграда, прошел через Польшу, на подступах к Берлину получил ранение.
Николай Максимович Юдин. На фронте был сапером-кадровиком. Воевал на Ленинградском фронте. Служил в 114 стрелковой дивизии 204-го отдельного саперного батальона. Демобилизовался в декабре 1944 года.
Вижу и знакомую фамилию – Шведов. (В свое время мы обменялись с ним квартирами). Кто бы мог подумать, что он – тоже из поколения победителей! Воевал в восьмой Гвардейской танковой бригаде на 2-м Белорусском и Западном фронтах, после ранений в 1282 Гвардейском морском пехотном и 220 стрелковом полках. Брал Берлин.
С особенной теплотой хранительница памяти написала о Николае Андрияновиче Столбове. Это и понятно – был директором Березняковской школы. Сохранилось письмо фронтовика, где он вспоминает вехи своей фронтовой биографии. Как будто из тех далеких лет слышим его голос: «Осенью 1939 года меня призвали служить в армию. Время было грозное: в Западной Европе фашистская Германия начала Вторую мировую войну. На Дальнем Востоке на границе сосредоточила свои войска Япония. В воздухе пахло грозой. К началу войны я окончил танковую школу, был заместителем политрука в саперной роте. Воевать начал 26 июня 1941 года на Западном фронте за городом Полоцком. Тяжело, невероятно горько было нам отступать – враг технически оказался сильнее. Наша дивизия вела бои на водных рубежах рек Западная Двина, Дрисса, в верховьях Волги. С болью отдавали Полоцк, Невель, Великие Луки, Торопец. Мы, саперы, отступали позади своих войск, взрывали мосты, минировали дороги. А осенью и зимой уже был в лыжном батальоне. Били фашиста в его тылу между Торопцем и Великими Луками. Воевать стало веселее: враг побежал от Москвы...».
Воевали и березняковцы Иван Илларионович Майсюк, Нигматулла Ягудеев… Все здешние фронтовики имеют награды. Умерли кто от ран, кто от болезней. Все прошли через страшную войну, но не ожесточились их сердца. Сквозь страдания огненных лет пронесли непоколебимую веру в победный май, наступающий каждый год. Теперь уже без этих свидетелей Великой Победы.
Наталья ВАЙЦЕХОВСКАЯ