ПОКА ЭТО ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ

МЯСНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО 

Состоялось очередное заседание научно-технического совета при департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области. Среди прочих вопросов рассматривались проблемы интенсификации производства говядины при рациональном использовании ресурсов. 

Пятнадцать лет назад в наш регион завезли из-за рубежа около двух тысяч голов французского мясного скота. Разведением этих племенных животных занимаются общества с ограниченной ответственностью «Бизон» и «Перспектива» Омутинского района и другие хозяйства. Кроме французских пород, тюменцы приобрели внутри страны герефордов и абердин-ангуссов английской селекции. По данным «Тюменьгосплема», сегодня в регионе содержится 8463 племенных животных мясных пород. 

– Названный породный состав позволяет в будущем сформировать региональную систему разведения мясного скота, которая сможет обеспечить племенным молодняком в том числе и соседние регионы, – говорит доктор сельхознаук, профессор кафедры технологии производства и переработки продукции животноводства аграрного университета Северного Зауралья Ольга Шевелева. 

Ольга Михайловна аргументирует актуальность научной темы указом президента РФ о разработке и реализации собственной племенной продукции и положением государственной программы об увеличении производства говядины. Есть и другие мотивы. Скажем, в связи с опасностью распространения африканской чумы свиней становится проблематичным выращивание этих животных в личных подсобных и небольших крестьянских (фермерских) хозяйствах. Альтернативой может стать разведение мясных пород скота в малых формах хозяйствования. 

Ученые аграрного университета уже провели детальное изучение особенностей исходных пород и разработали планы селекционно-племенной работы для ведущих хозяйств, ряд которых имеет статус племрепродуктора. Проведены некоторые варианты промышленного скрещивания. Доктор сельхознаук Алексей Бахарев недавно удостоился президентского гранта по теме «Повышение уровня самообеспеченности отечественным племенным материалом путем создания внутрипородного типа крупного рогатого скота «тюменский обрак». Интересно, что эта порода после длительной адаптации значительно отличается от европейской популяции. 

Разумеется, в аграрном университете собираются продолжить исследования. Ученые ставят перед собой задачи, выполнение которых позволит добиться включения в Государственный реестр селекционных достижений новой породы тюменского обрака и заводских линий пород салерс и герефорд, создания региональной модели управления породными ресурсами, внедрения в производство оптимальных вариантов промышленного скрещивания. 

Для этого был задуман проект по мясному скотоводству, но единодушного одобрения научно- техническим советом не получил, как и другие предложения аграрного университета. 

Когда принималось решение о завозе мясного скота, тюменские аграрии полагали, что себестоимость производства высококачественной говядины снизится в три раза. Исходили из того, что среднесуточные привесы молочного скота тогда составляли 400–500 граммов, а мясные породы могут выйти на 1200 – 1500 граммов. Сегодня эта логика кажется наивной. Результаты работы Тюменской мясной компании за пятнадцать лет, к сожалению, не показали прибыльности. Племенные стада еще живы только за счет государственной поддержки. Поэтому ученым предложили включить в свою работу такие прикладные исследования, которые позволили бы достичь экономической эффективности мясного скотоводства. 

– У нас нет задачи финансировать научные исследования, – говорили оппоненты из департамента АПК, – это прерогатива федерации. Нам нужны решения развития мясного скотоводства без господдержки, которые сельхозпроизводители могут коммерциализировать, чтобы получить прибыль. Поэтому в названии научной темы следует поменять слово «интенсификация» на «коммерциализация». 

Ученые за словом в карман не полезли. И заявили, что долгое время в регионе не совсем эффективно осуществлялась система управления мясными породами, что хозяйства, которые занимались разведением племенного скота, не всегда соблюдали технологии. 

Весьма показательно выступление начальника управления по животноводству Рустема Бетляева: 

– Одним из факторов научно- технической революции является то, что наука становится производственным инструментом. Что у нас по мясному скоту есть в плюсе? Во-первых, появилось коммерчески успешное стадо. Правда, не наше. Абердин- ангуссы в полном составе переходят из Курганской области в Уватский район. Зато у нас есть возможность аккумулировать опыт успешного животновода- предпринимателя и довести его до наших сельхозпредприятий. Во-вторых, хвалят и тюменцев. Сам факт одобрения нового типа обрака через программу президента показывает актуальность темы. Это важно не только для имиджа региона, но и поможет продвигать новый продукт на рынке страны. Благодаря исследованиям ученых мы способны предложить элемент альтернативного животноводства для малых форм хозяйствования. Выращивание свиней можно заменить откормом мясного скота. 

Специалисты из компании «Тюменьгосплем» напомнили о возможном использовании мясного скота при межпородном скрещивании. В регионе содержится несколько тысяч коров с молочной продуктивностью ниже 4 тысяч килограммов. Куда выгоднее получать от них помесный молодняк, который отличается высокими привесами и скоростью роста. Да и качество мяса очень высокое. 

Оппоненты программы научных исследований не сдавались. К сожалению, мясокомбинаты, по их словам, принимают мясо по единой цене – как от выбракованного молочного скота, так и от мясных пород. За высококачественную говядину рынок не доплачивает. Нет потребителей этого уникального товара, значит, разведение пород за счет огромной поддержки не может быть задачей государственной важности. 

Присутствующие на научно- техническом совете все чаще поглядывали на директора ООО «Перспектива» Константина Фоминцева. Что скажет глава племрепродуктора, занимающегося разведением чистопородного скота породы обрак? Несколько лет назад он предлагал такую схему: разводить племенной мясной скот должны фермерские хозяйства с численностью 50–100 голов. Бычков они сдают на специализированные откормочные площадки, оснащенные убойными и перерабатывающими цехами, которые затем реализуют продукцию. 

– В любом случае требуется снижение затрат на содержание маточного поголовья, – считает Фоминцев. – Жалко смотреть на скот, который мы продаем в фермерские хозяйства. У них нет технологии, нет должного контроля за животными… Ранние случки приводят к деградации стада, снижению продуктивности… Ситуация усугубляется, когда фермеру самому приходится ставить бычков на откорм. Не каждый готов к большим затратам. Чтобы обеспечить откорм зерном и сенажом, приходится покупать трактор с прицепными орудиями и другую технику. Эти вложения еще долго не дадут отдачу. Фермеру не по силам и реализация выращенного. У нас еще нет межпородного скрещивания, при котором выход мяса с одного животного увеличивается с 45 до 60 процентов. Мы должны выйти на такой тип, который будет особенно рентабельным. 

Фоминцев поставил точку в непростой дискуссии. 

– Я тоже за коммерциализацию научных разработок, – сказал он. – В то же время предлагаемые университетом исследования актуальны сегодня на сто процентов. Да, в ведении мясного скотоводства были ошибки. Но если сейчас мы не займемся программой остро необходимых прикладных исследований, то не сделаем этого никогда. 

НА СНИМКЕ: тюменские обраки. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/

 


36045