ХОЛОСТЫЕ ГЕКТАРЫ

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ 

На заседание комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям областной Думы шел с интересом. На нем должны были рассмотреть ряд вопросов об изъятии земельных участков, которые находятся в частной собственности, но не используются по целевому назначению, либо эксплуатируются с нарушением законодательства. Хотелось получить ответ на вопрос более чем с двадцатилетней историей: когда же закончится неразбериха в нашей стране с землей-матушкой? 

Проговаривал я его про себя, когда приезжал в пригородное ООО «Сибторговощ», где ныне покойный Александр Зыков со товарищи рвал жилы, отвоевывая у болот территорию для картофельных плантаций. А в это время сотни зарастающих бурьяном гектаров плодородной пашни возмущали сознание людей, проезжающих по тракту у деревни Решетниковой Тюменского района. Неизвестные собственники, выкупившие землю, не спешили распорядиться ею – не пахали, не строили, не сдавали в аренду… 

Уже не одно десятилетие бьется за земельку для выращивания овощей в Чикчинском и Мальковском муниципальных образованиях директор АО «Мальковское» Владимир Илюшин. Здесь вообще удивительнейшая история произошла. В разрез с федеральными законами администрация Тюменского района позволила приватизировать территорию, на которой расположена Чикчинско- Мальковская поливная система. Земли по цене золота раздали на паи. Одно беззаконие породило другое. Рядом с дорогостоящей поливной системой выросли поселки из загородных домов, где постоянно никто не живет. Потраченные государством миллиарды пустили по ветру. 

Перед заседанием глянул в документы, где сказано: «Инвентаризация земель в Чикчинском сельском поселении показала следующее: «…Выявлено 259 земельных участков общей площадью 66,26 га, для которых не установлена категория, не определен вид разрешенного использования. Установлено, что на 778 земельных участках какие-либо права не зарегистрированы…». 

И это у властей под носом, в пригороде! Что же тогда творится в отдаленных районах области? И такая проблема в России повсюду. А случилось это потому, что земельную реформу в стране даже и не думали воплощать в жизнь. Ее объявили, едва наметили законодательную базу – и на этом все. «Сельчане, теперь земля ваша, сами и оформляйте!». Земельные доли для них не выделили в натуре – они до сих пор безымянные, немежованные, не поставлены на кадастровый учет. В земельных отношениях возникла такая путаница, что убытки от нее уже во много крат превосходят те средства, которые надо было потратить на полноценную реформу. Беспорядок привел к спекуляции землей, массовому выводу ее из сельскохозяйственного оборота. Плодородные поля стали зарастать. И лишь предприятия агропромышленного комплекса проводят стабилизирующую работу в этом направлении. 

Так, на земли некогда непопулярного Юргинского района зашли Заводоуковский маслозавод, свиноводческое ООО «Согласие», широко известный «КРиММ», «Абсолют-Агро». При их активном участии собственники паев замежевали землю, поставили ее на кадастровый учет, выплачивают налоги. В департаменте АПК сообщили, что надлежащим образом уже оформлено 62 процента используемых сельхозпредприятиями угодий. Чтобы простимулировать процесс, субсидии предпринимателям выплачивают только на пашню с правоустанавливающими документами. 

Лишь сегодня начала выстраиваться федеральная законодательная база для цивилизованных земельных отношений. Заместитель губернатора, директор департамента имущественных отношений Андрей Киселев на заседании комитета сообщил, что в 2017 году удалось получить первое в истории землепользования области решение суда по изъятию четырехгектарного участка в деревне Черная речка. Однако на публичных торгах не удалось продать их за заявленные 74 тысячи рублей (это стартовая цена). В Боровском муниципальном образовании ненадлежащим образом использовался участок в 19 га. Правообладатель добровольно решил от него отказаться и передал в собственность муниципалитета. А вот в отношении бывшего ТОО «Семакова» в Тобольском районе суд отказался рассматривать возбужденное административное производство по причине того, что не было материалов по трехгодовому неиспользованию участка. Работа по фактам ненадлежащего землепользования продолжится. Однако Киселев посетовал, что в федеральном законе не до конца продуман порядок проведения торгов, культурно- технической мелиорации земель и других необходимых действий. 

Представитель территориального управления напомнил: в случае ненадлежащего использования земель правообладатель (собственник) привлекается к административной ответственности с последующей выдачей предписания об исправлении нарушений. Если в течение трех лет предписание не выполняется, материалы передают в департамент имущественных отношений для оформления процедуры изъятия земель с последующей продажей. 

По словам директора департамента, это правило действует лишь с 2017 года. Тем не менее органы самоуправления должны активизировать работу по обнародованию сведений о свободных земельных участках для вовлечения в сельскохозяйственный оборот, оформлению невостребованных долей. Большие надежды возлагаются на муниципальный земельный контроль. Как было заявлено на заседании, у управления Россельхознадзора есть материалы, в которых обозначена проблема недостаточной эффективности работы муниципальных образований в этом направлении. Судя по настроению представителя Россельхознадзора, в этом ведомстве уже накипело из-за претензий, которые на сто процентов следует адресовать муниципалам. 

К примеру, недавно на публичном обсуждении правоприменительной практики территориального управления Россельхознадзора главный агроном АО «Успенское» Владислав Семенов посетовал, что используемые хозяйством сотни гектаров вывели из категории земель сельхозназначения. Сегодня они зарастают кустарниками и бурьяном. Уже который год на этих землях никто ничего не строит, их не сдают в аренду и «Успенскому». За использованием этих земель, как выяснилось, должен следить уже не Россельхознадзор, а муниципальный земельный контроль. 

По свидетельству чиновников департамента имущественных отношений, пока к ним никто не обращался с подобными заявлениями. Почему же хозяйственникам никто не объяснит, как действовать в подобных ситуациях? Разве нельзя пригласить всех главных агрономов на специальное совещание, пока не начался растениеводческий сезон, и не прояснить ситуацию с землей? Они-то уж всё знают и про бонитет почвы, и про цену каждого гектара земли. Не лишним будет включить опытных организаторов сельхозпроизводства в группу из специалистов департамента имущественных отношений и департамента АПК по рассмотрению вопросов землепользования. 

В ближайшие три года в сельскохозяйственный оборот предстоит вернуть 50 тысяч гектаров. По плечу ли нам такая задача? Сможем ли мы наладить цивилизованное землепользование? Пока же тюменское поле прирастает только силами и инициативой сельхозпроизводителей. 

Валерий ИКСАНОВ 


35463