ЛИНИЯ ЖИЗНИ
Покинула мир моя тёща Анна Израилевна Гольдберг. Почти в 94 года. Когда-то на границе с буржуазной Литвой юная комсомолка из Себежа со своими товарищами ловила шпионов (не выдуманных НКВД, а самых настоящих!).
В Великую Отечественную на военном заводе готовила для фрицев смертных «голубков» из уральской стали – пустотелые минные болванки, которые затем начиняли взрывчаткой, приделывали крылышки и снабжали клювиком взрывателя.
После войны выпускница пединститута без малого четыре десятка лет преподавала математику в златоустовской школе. Не раз ее питомцы побеждали на олимпиадах. Так и ушла на пенсию с гордо поднятой головой и с одной записью в трудовой. Вперёд не высовывалась. Заслуженным учителем РСФСР не стала. Скорее всего, по пятой графе (в советское время национальность указывалась в паспортах, а в нашей антисемитской державе выдвинуться могли только абсолютные гении в стратегически важной сфере ядерной физики). Тёще не повезло. Она не была гением, но ученики любили ее и, теперь уже сами дедушки и бабушки, звонили по праздникам и просто так, посоветоваться, из других городов страны. И квартиру тёща заработала. И дочь вырастила. А дочь, как вы можете догадаться, познакомила меня с моей героической тёщей.
Героизм ее заключался отнюдь не в прошлых боевых и трудовых заслугах. Нет! Она без колебаний отправилась вслед за молодой семьёй в другой город. Бросила свой устоявшийся быт, оставила своих друзей, как декабристка. Предоставила молодым свою оставшуюся после тройного обмена «хрущёбу» и всю оставшуюся жизнь героически помогала воспитывать и образовывать своих двоих далеко не кротких внуков. Иногда могла вразумить и нас. В случае необходимости. Жизнь прожить – не мутовку облизать.
Шесть лет назад ослепла. Но продолжала держать руку на пульсе планеты, не расставаясь с транзистором, подаренным внуками. Могла разъяснить внутреннюю и внешнюю политику желающим. Но их было всё меньше вокруг. Дела. Суетливая городская жизнь не располагает к долгому общению со слепой старухой. Она это понимала и не роптала.
И вот ушла на излёте празднования 100-летия Великой революции, после Дня «полимилиции». Вслед за Задорновым. Остались медали с профилем Сталина, праздничные поздравления от президента страны с неизменной благодарностью за вклад в наше военно-экономическое могущество.
Буквально за пару дней до ее ухода нашёл на меня поэтический приступ. Непонятно отчего за один присест набросал я пафосное стихотворение. Теперь понимаю. Подсознательно прощался с близким человеком из поколения, защитившего нас и достойного не только благодарственного письма от президента за его факсимильной подписью…
Герои ненаписанных поэм,
Вы – те, кому обязаны мы всем!
Поклон вам за поверженный Берлин!
За отчий край, воскресший из руин!
За то, что нас вскормили от земли,
За то, что в лихолетьях сберегли.
За Родину, за наш бессмертный полк
Велик сыновний неоплатный долг.
Его мы не отдали до сих пор.
На сердце грузом ваш немой укор
За то, что мы транжирим без ума
Заполненные вами закрома,
Герои ненаписанных поэм,
Все те, кому обязаны мы всем…
НА СНИМКЕ: светлой памяти Анна Израилевна Гольдберг, моя героическая тёща.
Леонид ТКАЧУК /фото автора/