ПРЕСС-ОБЗОР
ВЛАДИМИРА ПУТИНА ПРОЧАТ В «ЛИДЕРЫ АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
В воскресенье, 15 октября, в Олимпийском парке Сочи открылся Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в котором приняли участие порядка 20 тысяч юношей и девушек из 186 стран. Форум проходит под необычным по современным меркам лозунгом: «Мы боремся против империализма – уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!». Участников оказалось значительно больше, чем было заявлено, – молодежь, не попав в национальные делегации, приехала в Россию «по воле сердца».
«Сожми кулак и борись за новый Октябрь!» – гласила надпись на английском при входе в Олимпийский парк. Неожиданно для многих парк стал местом, где и «Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди». Плакатов с вождем мирового пролетариата было, как на митингах КПРФ, с одним отличием: профиль вождя напоминал графику времен Владимира Маяковского и кириллицу заменил английский.
Но не Лениным единым. На асфальте рядом с Ледовым Дворцом спорта «Большой» вполне комфортно разместились девушки, укутанные в арафатки. Под руководством молодого человека они выкрикивали лозунги – не столько против империализма, сколько против конкретной страны, Израиля. Делегация Палестины, собственно, и приехала в Сочи с главной и, может быть, единственной целью – напомнить об оккупации своих земель.
Однако ближе к вечеру на улицах Олимпийского парка политические лозунги уступили место песням и пляскам. В этот момент происходящее стало напоминать фотографии 1957-го или 1985 годов, когда Россия принимала цивильный молодежный праздник, напоминает «Lenta.ru».
Во всяком случае, так казалось по фотографиям. И здесь нам не обойтись без истории. С 1947 года организатором фестивалей является Всемирная федерация демократической молодежи. Федерация объединяет молодежные организации левого спектра: от левых социал-демократов до радикалов – троцкистов и анархистов. ВФДМ на своей ассамблее определяет место проведения очередного форума и традиционно формирует программу, в центре которой всегда были дискуссии на социально-политические темы.
Идеологическая направленность фестивалей сохранилась и после краха коммунистических режимов в Восточной Европе – фестивали проходили в развивающихся странах, где у власти находились левые правительства. Из последних шести форумов половина прошла в странах Латинской Америки – Кубе, Венесуэле и Эквадоре.
Идея провести очередной форум в России активно обсуждалась делегатами еще в 2013 году, во время предыдущего молодежного форума в Эквадоре, рассказывала РБК участница тех обсуждений, лидер Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ) Дарья Митина.
«Особенно на этом настаивали делегаты из стран Азии и Африки, – вспоминает она. – Фестиваль проводится один раз в четыре года, и очередной выпадал на 2017 год – столетнюю годовщину Октябрьской революции. Разумеется, многие хотели отметить это событие непосредственно в России».
У проведения фестиваля в нашей стране были и противники. Дело в том, что европейские левые разделяют позицию Кремля по неприятию американской гегемонии и фашизма, но не могут принять притеснение секс-меньшинств и дружбу с европейскими правыми. Владимир Путин принимал в Кремле лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен, а это, по меркам европейских левых, большой грех.
Интерес к организации международного форума в России проявили и в президентской администрации. В ноябре 2015 года заявку на проведение фестиваля на генассамблее ВФДМ, проходившей на Кубе, представил руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Поспелов. В феврале 2016 года в Москве состоялось заседание Генсовета ВФДМ, где его участники единогласно проголосовали за проведение фестиваля 2017 года в России.
Членов международного оргкомитета принял Владимир Путин. Организаторы рассказывали о целях, делая особый упор на то, что проведение молодежного форума поможет России «прорвать международную изоляцию», обозначить нашу страну «как лидера свободного мира», а самого Владимира Путина – как «лидера антиимпериалистического движения». «Путин все это слушал без особого энтузиазма, оживившись лишь в части, где речь шла об использовании современных технологий при проведении фестивальных мероприятий», – вспоминает участник той встречи. «Мы можем это сделать на высоком уровне», – выслушав ходоков, наконец заверил он.
Однако начало не задалось. Организация сильно отличалась от Сочинской олимпиады-2014: везде, где можно собрать малейшую очередь, она огромна! Очередь при входе в Олимпийский парк… Очередь на электрокары такая, что лучше о них даже не думать!.. У входа в Ледовый Дворец спорта «Большой» − 150-метровая очередь, и это за пять минут до открытия! Внутри вьется и завивается очередь из тех, кто попал во дворец и решил, изможденный, купить воды, входит в подробности «Коммерсантъ».
Происходящее напоминало старый советский анекдот из серии армянского радио: «Что будет, если к власти в Сахаре придут коммунисты?» − «Первые три года – без изменений, а потом возможны перебои с песком!».
Взаимоотношения между ВФДМ и российским оргкомитетом складывались непросто. Так, оргкомитет пригласил на фестиваль делегацию Израиля, и это вызвало ярость ВФДМ, который считал, что он в состоянии разобраться, кто должен быть на фестивале и кого не должно быть ни в коем случае. Израиля не должно было быть совсем: этого не хотели слишком многие делегации из окружающих его стран. Но оргкомитет пошел до конца, и все закончилось не очень хорошо: за три дня до открытия, ночью, какие-то последовательные люди залезли на многометровый флагшток у входа в Ледовый Дворец «Большой», где были развешены флаги всех стран-участниц, и сорвали израильское полотнище. А потом большое количество делегаций решили еще и бойкотировать церемонию открытия.
Впрочем, не обремененных высокой политикой отечественных наблюдателей эта история скорее позабавила. Во-первых, Израиль остался на фестивале, а во- вторых, всё это говорило о том, что международное студенческое и молодежное левацкое движение сохраняет необходимый для себя задор!
С опозданием на полчаса церемония открытия все-таки началась. В чём Россия не изменила себе – так это в масштабах. Действо готовил Игорь Крутой, работавший над шоу летней Универсиады и зимних Азиатских Олимпийских игр. Он разбил церемонию на несколько тематических секций: актеры рассказывали о том, как помогать детям-инвалидам, балерины изображали лебедей на замусоренном берегу озера …
Лишь однажды зрителям дали передохнуть. Молодой человек вышел на сцену: «Я Гоша из Владикавказа». И сделал предложение находившейся в зале девушке Кристине: «Смотри, на что я способен!». Девушка предсказуемо согласилась.
Но затем президент Всемирной федерации демократической молодежи Никос Пападимитриу вернул церемонию в русло политики. Он напомнил, что фестиваль совпал со столетием Октябрьской революции: «Нас всех принимают в стране героев, которые победили фашизм!.. Столетие Октябрьской революции совпало с фестивалем, что важно для идеи антиимпериализма!..» Никос Пападимитриу вспомнил Нельсона Манделу, Фиделя Кастро, Эрнесто Че Гевару, Уго Чавеса и Мохаммеда Абдель-Азиза. И чего еще он только не вспоминал!
К трибуне вышел Владимир Путин – зал встал. Путин говорил «о силе мечты». «Молодое поколение всегда приносит новые идеи... Дерзайте, создавайте свое будущее, стремитесь сделать мир лучше. Все в ваших силах: главное – упорно идти вперед!». По окончании выступления случилось некоторое шевеление на трибунах: оказывается, люди стояли на протяжении всей речи, чего не бывает даже на форумах «Единой России».
Далее была концертная программа, после её завершения Путин встретился с некоторыми участниками фестиваля, большинство из них были иностранцами. Он похвалил их за «жизнь с пользой для других», рассказал, чем Россия уникальна: «Это такой сплав культур, историй, религий, совместного проживания в рамках единого государства». И пригласил познакомиться со страной поближе (программа предусматривает посещение наших городов и весей от Калининграда до Владивостока).
Затем каждому из участников дали несколько минут представиться и рассказать о себе. Эколог из Индии Афроз Шах, за 86 недель убравший с пляжа 5400 тонн отходов, говорил о важности борьбы с мусором. Гамаль Альбинсаид, врач и социальный предприниматель из Индонезии, который в свои 24 года основал проект «Мусорное медицинское страхование», отстаивал право бедных на бесплатную медицинскую помощь.
Российский ученый Артем Оганов рассказал, как в 1998 году он собрал чемодан и отправился на Запад, потому что в России перспектив для развития науки не видел. Артем учился в Британии, работал в США. «Я думал, что всю жизнь буду жить на Западе. Запад был ко мне добр». Но потом начал получать гранты на работы из России, стал чаще бывать на родине и в итоге решил вернуться. Теперь ему нравится жить в Москве, видеть, как «все меняется в правильную сторону». И он всем своим коллегам советует возвращаться на родину.
«Россия заинтересована в возвращении тех, кто реально состоялся и реально может здесь эффективно работать, не всех подряд», – поправил Путин. И тут же добавил, что «с точки зрения гражданской составляющей, мы заинтересованы, чтобы все наши граждане приехали».
На неплохом русском к Владимиру Путину обратился политолог из Франции Николас Шаррас. Он уже несколько лет живет в России, привык выступать перед камерами на различных телешоу. «Я хочу посвятить жизнь тому, чтобы наши страны сотрудничали». Николас ругал пропаганду, направленную против России в Европе и США. И завершил речь пожеланием выпить за Россию. «Наливай!» – шутливо отреагировал Путин. Но миссию француза похвалил.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./