ПРЕСС-ОБЗОР
На прошлой неделе шел процесс массовой зачистки губернаторского корпуса. Глав регионов меняют «пакетным методом». Местные начальники прощались с должностью в добровольно-принудительном порядке, а в их кресло садились технократы. Однако отлаженная схема дает сбои, не все проходит гладко.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ ОБНОВИЛИ «ЗЕЛЕНЬЮ»
Президент начал тасовать управленческую колоду больше года назад. 28 июля 2016 года он произвел крупнейшие за предыдущие годы кадровые перестановки. Официальный сайт Кремля едва успевал публиковать сообщения о назначениях и отставках.
В феврале 2017 года, за полгода до Единого дня голосования, Кремль устроил масштабное обновление губернаторского корпуса. 6 февраля о досрочном сложении полномочий заявил губернатор Пермского края Виктор Басаргин, его место занял столичный министр Максим Решетников.
Дальше по цепной реакции проходили отставки в Томской, Саратовской, Свердловской, Рязанской, Новгородской областях, а также в Бурятии, Мордовии и Карелии. Впрочем, некоторые главы регионов уходили только для того, чтобы остаться и выиграть выборы.
Все новые президентские назначенцы получили поддержку в ходе избирательной кампании: президент лично ездил по предвыборным регионам, начал с Ярославля и завершил Пермью. Он встречался с врио, вручал им «зеленые папки» с жалобами жителей и желал удачи. Отставников Владимир Путин проводил с почетом – собрал в Кремле и поблагодарил за работу.
Но на этот раз публику подготовили: дали утечку в прессе. 25 сентября источник «Коммерсанта», близкий к Администрации президента, не исключил, что «уже в начале этой недели» могут последовать досрочные отставки глав регионов. Среди субъектов Федерации, которые могут попасть под кадровые перемены, источники назвали Ивановскую, Самарскую, Нижегородскую, Мурманскую, Новосибирскую, Омскую области, Ненецкий автономный округ (НАО), Красноярский и Алтайский края, «возможно, один-два субъекта на Северном Кавказе» (там губернаторов выбирают заксобрания из представленных президентом кандидатур).
По устоявшейся практике, в списках кандидатов на замену также фигурировали регионы, в которых в итоге власть не менялась. Так произошло с Владимирской областью. Губернатор Светлана Орлова встретилась с президентом, после чего источники в её окружении заверили, что ей дана возможность продолжить работу.
В кулуарах Администрации президента и Белого дома регулярно и оживленно обсуждается смена глав то Московской области, то Санкт-Петербурга, однако соответствующих президентских указов как не было, так и нет.
Сами губернаторы и их пресс- секретари, по традиции, грядущие отставки опровергали до их объявления Кремлем. Мурманский губернатор Марина Ковтун информацию о своей возможной отставке прокомментировала в Twitter: «Мои полномочия истекают в сентябре 2019 года. Я и моя команда работаем в штатном режиме. ««Списки» и слухи обсуждаются всегда, ко мне они не имеют отношения».
Нижегородский губернатор Валерий Шанцев, о чьей возможной отставке за неделю сообщал «Коммерсантъ», накануне, в четверг, говорил: «Сейчас пока не ухожу». При этом источники сообщали, «что уже во вторник может пройти представление врио главы».
В правительстве Красноярского края опровергали информацию о возможной отставке Виктора Толоконского. «Эти слухи распространяются только потому, что информационное поле в регионах ничем не занято. Губернатор на месте и работает в обычном режиме. «В четверг СМИ обсуждали поездку губернатора в Москву, между тем он был в регионе, в пятницу работал в резиденции».
Однако нынче явно что-то пошло не так. Первым на выход пошел Самарский губернатор Николай Меркушкин. Он не удержался и на своем брифинге нарушил сложившуюся практику, анонсировав новые отставки:
− Будут решения и по другим губернаторам. Есть определенный перечень, – предрек он.
Сценарий подпортил и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Еще до официального сообщения Кремля он объявил об отставке на встрече с региональным правительством и депутатами, заявив: «Я ухожу. И даже уезжаю».
Несмотря на молчание Кремля, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов начал раздавать интервью о своем решении. На вопрос, предложили ему уйти или «само созрело», Абдулатипов отвечал:
− Мы же сознательные люди, поэтому мы понимаем, когда нужно писать про уход в отставку. − И вот так, сознательно, он решил присоединиться к уходящим, чтобы не мешать «озеленять» кадры.
И Толоконский, и Абдулатипов «психанули», не дождавшись указов президента. Эксперты поясняли: «сломав сценарий», отставники хлопнули дверью, ушли с поднятой головой.
В итоге, Толоконский ждал перемен несколько дней. Одним из наиболее вероятных сменщиков Красноярского губернатора называли главу ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) Михаила Котюкова. Звучали и другие фамилии. Однако после неловкой и затянувшейся паузы врио был назначен спикер заксобрания края Александр Усс.
Это случилось, когда Толоконский уже отбыл в свой родной Новосибирск. Он возвращался на малую родину, а Усс улетал в Москву на разговор. И, вернувшись в Красноярск с назначением, рассказывал журналистам, что не ожидал таких перемен.
Действительно, 62-летний опытный красноярский политик никак не вписывается в ряд молодых технократов, которые в последнее время получают губернаторские посты. Например, возраст нового главы Калининградской области – Антона Алиханова − 31 год. Новгородскому губернатору Андрею Никитину 37 лет. Врио губернатора Нижегородской области Глебу Никитину, назначенному вместо 70-летнего Валерия Шанцева, 40-лет. Губернатору Ненецкого автономного округа Александру Цыбульскому, который был назначен после того как прежний губернатор Игорь Кошин «добровольно ушел в отставку, 38 лет.
Новым требованиям идеально соответствует назначенный в Самарскую область Дмитрий Азаров: моложе 50-ти, местный, но поработавший в федеральных структурах, много лет входит в кадровый резерв президента. И самое главное, у него потенциал не яркого политика, а предсказуемого и лояльного экономического менеджера, отмечает «Lenta.ru».
И открытым текстом дает понять, что пользователи социальных сетей из России обратили внимание на то, что новые руководители Нижегородской и Самарской областей «внешне очень похожи друг на друга. К этой же линейке, как считают не которые , принадлежит и губернатор Тюменской области Владимир Якушев».
Хорошо б, если так: Якушев, судя по кадрам прямых, еще не вычищенных на ТВ, трансляций с высоких московских заседаний, не говоря уже о тюменских (видел собственными глазами), при абсолютной лояльности к президенту, в отношении московских чиновников позволяет себе многое.
Сам же Владимир Путин ставил в пример, на его взгляд, успешный опыт открытого отбора кадров Агентства стратегических инициатив (АСИ), которым руководил Глеб Никитин.
Многие назначения идут из кадрового резерва президента. В последней версии списка, опубликованного 1 декабря 2016 года, можно найти фамилии новых врио Александра Цыбульского и Глеба Никитина.
Но это, так сказать, взгляд из Москвы. А вот что происходит на местах.
В понедельник в Нарьян-Мар прилетел назначенный 28 сентября врио губернатора Александр Цыбульский в компании полпреда президента Николая Цуканова и экс-губернатора Игоря Кошина. Представляя Цыбульского, полпред сообщил, что он владеет английским, греческим и французским языками, и выразил уверенность, что «опыт работы на посту заместителя министра экономического развития и в других структурах органов госвласти будет в помощь нынешней его работе».
При этом полпред отметил, что врио губернатора предстоит «разработать или скорректировать программу социально- экономического развития региона, заручиться поддержкой с этой программой у жителей округа, ну и, если будет принято решение, пойти на выборы».
− Доверие президентом оказано, а дальше необходимо будет работать, чтобы получить поддержку жителей округа! − заключил полпред.
Его пассаж про участие в выборах врио главы региона удивил собравшихся – дело в том, что выборы в НАО (и еще двух автономных округах) были отменены в 2015 году. Право выбора главы делегировано местным парламентам, которые должны выбрать губернатора из пяти кандидатов, предложенных президентом. Президенту кандидатов предлагают главы субъектов, в состав которых входят автономные округа (в случае с НАО – глава Архангельской области).
Большая часть речи Александра Цыбульского была посвящена благодарности Игорю Кошину за работу, которая «была проделана и в части диверсификации экономики региона, и в части социальных и экономических инициатив, которые были воплощены в жизнь»:
− Когда разговариваешь с людьми, все отмечают, что за последнее время есть разительные отличия в лучшую сторону в развитии региона. Мы постараемся максимально этот тренд, извините за это модное слово, сохранить.
Специфичность НАО экс- чиновнику правительства пришлось ощутить сразу. Жители на городском интернет-форуме стали зазывать его в баню, отмечая, что этим не брезговал прежний губернатор: «Было бы очень замечательно, если б новый губернатор не просто встретился с людьми, а ходил в общественные бани, просто помыться, попариться, с людьми пообщаться по воскресеньям, это было бы очень одобрено населением».
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./