ПРЕСС-ОБЗОР
ДОНАЛЬД ТРАМП НАПОМИНАЕТ ООН О ПРИНЦИПЕ «АМЕРИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО»
18 сентября в Нью-Йорке прошло созванное президентом США специальное заседание Генассамблеи ООН. В своем дебютном выступлении Дональд Трамп призвал реформировать организацию – сократить расходы, устранить лишнюю бюрократию и повысить качество управления.
По словам главы Белого дома, «в последние годы ООН не полностью раскрывает свой потенциал из-за бюрократии и плохого управления». «При этом бюджет ООН увеличился на 140%, а число сотрудников возросло более чем в два раза с 2000 года. Мы не видим результатов, соответствующих этим инвестициям», – посетовал он.
Речь идет о декларации из 10 пунктов. Сами пункты оказались настолько «скучными», что американская пресса так и не опубликовала их полностью. Зато СМИ обильно критикуют Трампа, припоминая ему язвительные упреки в адрес ООН.
Чтобы описать проблему корректно, недурно бы ознакомиться с этими пунктами. ИА «REGNUM» предоставляет такую возможность:
«Во-первых, мы поддерживаем инициативу Генерального секретаря по реформированию ООН и призываем его провести реформу.
Во-вторых, мы обязуемся укреплять партнерство и доверие между государствами-членами ООН, а также их взаимодействие с Секретариатом в вопросах поддержки усилий по реформированию ООН.
В-третьих, мы обязуемся оказывать Генеральному секретарю содействие в улучшении процесса предоставления мандатов ООН.
В-четвертых, мы призываем Генерального секретаря проводить эффективное реформирование систем управления на местах.
В-пятых, мы обязуемся поддерживать усилия Генерального секретаря в деле развития системы отчетности ООН за счёт повышения транспарентности, укрепления надзора и согласования полномочий.
В-шестых, мы обязуемся сокращать дублирование мандатов, в том числе и среди основных институтов ООН.
В-седьмых, мы обязуемся оказывать Генеральному секретарю поддержку в привлечении кадровых ресурсов, которые позволят организации привлекать и сохранять высокопрофессиональных сотрудников, а также содействовать принципам гендерного паритета и географического разнообразия.
В-восьмых, мы поддерживаем Генерального секретаря в вопросах планирования бюджета для обеспечения прозрачности и более точной оценки требуемых ресурсов.
В-девятых, мы поддерживаем Генерального секретаря в деле более эффективного согласования деятельности ООН в области гуманитарного реагирования, развития и операций по поддержанию мира.
В-десятых, мы признаем, что каждая страна несет основную ответственность за собственное экономическое и социальное развитие, и мы также признаем роль ООН как платформы для обеспечения глобального устойчивого развития».
Следует заметить, что структуру ООН реформируют с момента образования. Говорят об этом постоянно, но какие-то всплески реальной деятельности случаются раз в 30 лет, отмечает блог «Вопросик».
С 1963 года ООН обвиняют попеременно по трем пунктам: бюрократизм, странная работа Совета Безопасности, неслаженная работа региональной системы. 95% претензий США связаны с этим. 4,5% – с работой Совета по правам человека.
Начнем с финансов. Три первые страны по долевому участию: Соединенные Штаты – 22%, чистая сумма взноса – $402 млн 384 тыс.; Япония – 16,6%, что равно $304 млн 56 тыс.; Германия – 8,6% и $156 млн 875 тыс.
Россия покрывает около 2% ($77 млн) основного бюджета, сообщает «Коммерсантъ» (цифры газеты по процентам взносов других стран-вкладчиков совпадают с цифрами блога «Вопросик», но несколько расходятся по суммам).
При этом только основной пайщик является постоянным членом Совбеза ООН. Справедливо ли это? Если руководствоваться формальными признаками, то понятно, что нет.
За 71-летнюю историю организации количество непостоянных членов увеличилось с 11 до 15. А вот чтобы изменить число постоянных членов (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция, только они имеют право вето), нужно менять Устав ООН.
Подход постоянных членов очень простой: мы – за, но: а) наши доли размывать нельзя, и при любом раскладе мы остаемся постоянными членами; б) весь Совбез должен принять новые правила единогласно, как и Генассамблея ООН; в) региональное представительство (принимаете Германию и Японию, которые платят взносы, тогда примите Бразилию и Индию).
Про последний пункт нужно сказать отдельно. США ещё в 70-е годы выдвинули идею включения Германии и Японии на правах постоянных членов. Это увеличило бы количество прямых и зависимых союзников американцев. ЕС уже в 90-х откликнулась на это предложением ввести в Совбез региональные представительства: по крайней мере + Бразилия и Индия. Вашингтон в ответ меняет свой вариант на формулу «2+3». Япония и Германия, плюс по одной развивающейся стране от каждого континента (Латинская Америка, Азия, Африка). Дальше, правда, этого ничего не пошло. Бразилию не пустили Аргентина и Чили, представительство Германии рискует поставить вопрос о слиянии акций всех европейских стран − постоянных членов в одну – ЕС. С пропорциональным уменьшением веса. Получится из 3 голосов 1.
В 2000 г. администрация Билла Клинтона согласилась на расширение Совбеза до 23 (непостоянных) членов. Параллельно обсуждается несколько иногда пересекающихся, а иногда взаимоисключающих сценариев. Сценарий первый: Япония, Германия, Индия, Бразилия условно называются «четверкой». Есть пропихиваемый Великобританией вариант с Нигерией и ЮАР (т. н. «африканская группа»). Мол, Африка совсем не представлена в системе ООН. Давайте увеличим количество мест с 15 до 25, но число постоянных членов будет сохранено. Третий сценарий. «Швейцарская пятерка» с Лихтенштейном и Сингапуром наперевес. Так сказать, единение и прогресс.
Один из вариантов реформирования Совбеза весьма интересный. Он никак не связан с представительством, а заключается в модернизации работы самого аппарата. В частности, активизации Военно-Штабного комитета, существующего с 1947 года в качестве вспомогательного органа Совета Безопасности, и создание на его базе полноценных вооружённых сил ООН. Альтернатива войскам ЕС и НАТО, но уже в мировом масштабе.
Об этом не говорят открыто, но есть такая статистика: в период с 1989-го по 1994 г. количество операций существенно выросло. Совет Безопасности санкционировал 20 тыс. новых операций, что привело к увеличению штаба с 11 тыс. до 75 тыс. человек. «Голубые каски» уже стали похожи на армию. Нужно ли американцам укреплять их дальше – а почему бы и нет, если они будут под полным контролем США?
Приемлемый вариант для американцев – организовать параллельный аппендикс, управляющий Совбезом через Генассамблею ООН. Такой Секретариат Безопасности с пропорциональным представительством по членским взносам. Именно на это намекает глава Белого дома Дональд Трамп. Правда, в этом случае новый орган может быть образован только общим голосованием всех 192 стран. Проголосуют ли они за такую новацию – понятно, что нет.
По словам постпреда США при ООН Никки Хейли, предложенную Вашингтоном декларацию о реформе ООН уже подписали почти 130 стран (всего в организации 193 члена), что привело её в полный восторг, сообщает «Газета.ru». Между тем среди подписантов не оказалось трех постоянных членов Совета Безопасности – России, Китая и Франции. Российская делегация во главе с главой МИДа Сергеем Лавровым мероприятие демонстративно проигнорировала. В то время как президент США в одном из конференц-залов здания ООН продвигал свою инициативу, Сергей Лавров встречался с представителями РФ, занимающими в системе ООН посты заместителей генсека, – исполнительным директором управления по наркотикам и преступности Юрием Федотовым и главой недавно созданного контртеррористического управления Владимиром Воронковым, входит в подробности «Коммерсантъ».
Власти РФ согласны с тем, что ООН не особо эффективна, но не хотят подписываться под «реформой Трампа». Свое видение будущего ООН Сергей Лавров должен представить сегодня на Генассамблее ООН. Сегодня же пройдет встреча Дональда Трампа с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, взгляды которого можно назвать скорее как антинационалистические и антиизоляционистские, что расходится с позицией США. В этом году на Генассамблее отсутствуют многие мировые лидеры, в том числе президент России Владимир Путин, канцлер Германии Ангела Меркель и председатель КНР Си Цзиньпин.
Позицию Москвы журналистам разъяснил заместитель главы МИД РФ Геннадий Гатилов. По его словам, члены ООН должны принимать решения по реформированию организации «путем диалога». Он отметил, что Россия выступает с других позиций, нежели Соединенные Штаты, но при этом утвердительно ответил на вопрос, считает ли Москва необходимой оптимизацию расходов ООН.
Отказ России подписывать предложенную США декларацию не удивил экспертов. «Почему все должны это подписывать? Это инициатива конкретного государства, которая не выработана коллективно», – заявил глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов газете «Взгляд».
«Если бы Трампу действительно хотелось сделать ООН эффективной, то начинать надо было бы не с поспешного сколачивания очередных закулисных «коалиций», а с серьезных консультаций с партнерами по Совету Безопасности. Равно как и с признания американских ошибок прежних лет, когда США действовали в обход ООН в Югославии, Ираке и Сирии», – замечает глава международного комитета Совфеда Константин Косачев на своей странице в Facebook.
Бывший постпред США в ООН Джон Болтон отметил, что нынешняя декларация выглядит «просто как обычное риторическое заявление, которое можно было бы выпустить и пять, и пятьдесят лет назад». Там нет учета позиций других стран, «как будто документ составлен американским правительством», итожит он.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./