НЕ В КОНЯ КОРМ,  или КАК НАС ОБДИРАЕТ ГОСКАПИТАЛИЗМ 

СУБЪЕКТИВНО 

Продолжим наше отнюдь не увлекательное, а скорее огорчающее путешествие по закромам Родины. В прошлом номере «ТП» я писал, что Минфин официально признал 70% экономики неэффективной. По вовсе не случайному совпадению представлен этот сектор госкомпаниями и госкорпорациями. В конце августа ситуацией заинтересовался Совет безопасности РФ.

Поводом для озабоченности СБ стал последний доклад Антимонопольной службы о засилии государственных картелей, сговоры между которыми ФАС объявил национальной угрозой. Впрочем, ФАС и раньше не раз обращал внимание высшей власти на то, что госкорпорации экономику страны до процветания не доведут, однако предупреждения эти пролетали мимо высокопоставленных ушей. Может, на сей раз затянувшийся кризис заставит прислушаться? Как бы то ни было, появилась информация, что скоро планируется обсудить ситуацию на заседании комиссии по безопасности в экономической и социальной сферах СБ. 

Подключение силовиков к борьбе с картелями ФАС обосновывает «активным участием в сговорах госорганов, организаций и должностных лиц, что создает питательную среду для коррупции». Кроме того, сами картели стали приобретать «все признаки, присущие организованным преступным группам», а в их деятельности все чаще принимают участие иностранные компании, «незаконно и нелегально вторгаясь, в том числе, и в стратегически важные отрасли экономики». Словом, дожили… 

Напомню, что из-за картельных сговоров, придушивших конкуренцию, прошлогодний ущерб, по оценке ФАС, достиг 1 трлн руб., а число антиконкурентных соглашений выросло на 18%. Самые «картелизованные» сферы – здравоохранение, строительство, производство продуктов питания, пассажирские перевозки – всё, что непосредственно касается уровня жизни населения. 

Идею координации антикартельной деятельности ФАС с силовыми ведомствами поддержал Владимир Путин и выдал соответствующие поручения. 

Однако меня эти меры, которые еще надобно реализовать, не вдохновляют. Похоже, всё опять будет крутиться вокруг да около, а в результате получим пшик. И не только потому, что, как показывает череда последних громких коррупционных скандалов, и силовики – отнюдь не ангелы, своего не упустят. Главное – пока не видно никаких намерений пусть не сегодня, а в перспективе ужать вдвое присутствие государства в экономике. А здесь и собака зарыта. 

Между тем что ни день, появляются всё новые истории с полукриминальным душком. Так, на прошлой неделе ФАС обнаружила, что в августе Роснефть провела тендер на закупку разных труб с поставкой в 2018-20 годах на 52 млрд рублей. Активист ОНФ А.В. Кулаков сообщил ведомству о пяти нарушениях процедуры торгов. ФАС выдала госкорпорации предписание, однако Роснефть, как водится, с ним не согласилась, собираясь оспорить в суде. Раньше ей неоднократно и успешно это удавалось. Судя по итогам иска Роснефти к АФК «Система», подобные вещи госкорпорации удаются легко. 

Напомню, что Арбитражный суд Башкирии присудил АФК выплатить 136 млрд руб. Роснефти за реорганизацию Башнефти, собственником которой три года назад АФК была. А теперь госкомпания Роснефть купила госкомпанию Башнефть и вдруг обнаружила, что из-за давней реорганизации якобы понесла огромные убытки. Кстати, вот эти диковинные покупки нынче называются псевдоприватизацией – новое, так сказать, слово в экономике госкапитализма. 

Также на прошлой неделе ФАС объявила о нарушениях в другом тендере: подконтрольная Центризбиркому структура закупала компьютеры для государственной автоматизированной системы «Выборы». В торгах участвовали четыре компании, и все они сговорились поддерживать неоправданно высокую цену. Наконец, ФСБ свои претензии высказала Крымской железной дороге, которая закупает рельсы у подконтрольного Росжелдору посредника в 1,7 раза дороже. 

Судя по итогам недавней проверки Счетной палаты, эти вольности РЖД не случайны. По итогам 2016 года, техническая готовность 16 объектов БАМа и Транссиба составила от 2 до 50%, а заработать эти объекты должны были еще в 2015 г. Между тем часть денег госмонополии получили из Фонда национального благосостояния. Напомню, что ФНБ создавали вовсе не для того, чтобы подкармливать госкорпорации, а в случае нужды финансировать Пенсионный фонд. Но благими намерениями дорога у нас, как водится, выстлана к нужде этих самых пенсионеров, накопления которых заморозили, похоже, навсегда. Ну а денежки из ФНБ, вместо того чтобы пустить на строительство, РЖД положила в ВТБ и «заработала» навар – 7,3 млрд руб. Пуск объектов БАМа и Транссиба перенесли на 2019 г. Подождут? 

Россияне, похоже, могут затягивать пояса еще долго, но вот китайцы ждать не намерены. В конце мая первые железнодорожные контейнеры с 225 автомобилями Volvo достигли бельгийского города Зеебрюгге. Дацин, где машины изготовлены, расположен возле российской границы, но китайцы используют не Транссиб, а маршрут Шелкового пути, который, в основном, пролегает в обход России. Это нюанс, но громко говорящий о провале очередного этапа индустриализации Сибири и Дальнего Востока, что, в свою очередь, связано с безопасными поставками в Европу. Доля транзита китайских грузов через территорию России и Казахстана – лишь 1,6%. 

Николай Патрушев, секретарь СБ, провел 7 августа выездное совещание в Якутске. Чиновник обеспокоен высоким уровнем безработицы на Дальнем Востоке и тем, что за последние 20 лет отток населения составил почти 2 млн. А вместо россиян только в текущем году в ДФО на миграционный учет поставлены около 400 тыс. иностранцев, что на 15% больше годом ранее. 

В отношении Дальнего Востока мы видим пиар, но не видим стратегических программ, считает доцент МГУ, кандидат экономических наук Андрей Кобяков: «У нас сегодня просто нет органа, ответственного за научное стратегическое планирование развития. Специальное министерство по делам Дальнего Востока дальше отдельных шагов не пошло. Ключевые институты, такие, как совет по развитию производительных сил, практически распущены». Ну а ТОРы (территории опережающего развития) фрагментарны, и общей системы развития региона не просматривается. 

С коллегой согласен Никита Кричевский, главный научный сотрудник ИЭ РАН: «Федеральная власть занимается, вернее, пытается заниматься, проблемами Сибири и Дальнего Востока уже много лет, но – с переменным успехом, точнее, даже с неуспехом… экспансия Китая только усиливается. Нужны экстраординарные меры…». По мнению эксперта, кроме комплексной программы и её полного финансирования, требуется своеобразная дальневосточная мобилизация. Например, переселять наиболее подготовленные кадры из европейской части, пусть на фиксированный срок. Ввести обязательную „отработку“ выпускников вузов в отдельных регионах – с повышенными коэффициентами оплаты труда. «Но пока этого понимания у федеральной власти нет, а когда появится, как бы уже не было поздно», – сказал Никита Кричевский. 

Комплексные госпрограммы для развития Дальнего Востока и Сибири требуются, считает и депутат парламента Бурятии Баир Цыренов, однако их реализация будет тормозиться коррупцией: «Чиновники лишь тратят государственные деньги без пользы. Пока коррумпированное государство существует в нынешнем виде, системные серьезные вопросы будут провалены». Парламентарий предложил Николаю Патрушеву самому пожить на Дальнем Востоке – чтобы лучше понимать обстановку. А пока 40% экономически активного населения, судя по опросу ВЦИОМа, хотят уехать из огромного региона. 

Да, по части реализации худо- бедно написанных стратегий, даже не столь глобальных, как развитие востока страны, наше государство не преуспело. Опять же на прошлой неделе стало известно, что головной институт развития, Внешэкономбанк, по итогам полугодия показал потери. Наше щедрое – за счет пенсионеров – правительство из того же ФНБ недавно влило в ВЭБ 23,3 млрд руб., а всего – 103,4 млрд. Напомню, что активы и этого монстра, в основном кредиты на эпохальные олимпийские стройки, продолжают обесцениваться и из года в год, не принося ни гроша. Вот правительство и возмещает убытки из президентского фонда, то есть ФНБ, а также из бюджета за счет налогов, в том числе – и населения. Однако вливания эти – что мертвому припарки. Эффективность расходования денег ВЭБом остается низкой, отмечает Счетная палата: с 2008 г. ни одну из стратегий госкорпорация не смогла выполнить в срок. 

В июне СП обнародовала итоги еще одной проверки: как исполняется Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма. Она предусматривает строительство в 2011–2018 годах 54 туристско- рекреационных и автотуристских кластеров в 41 регионе. В 2016 г. Ростуризм должен был создать 16 кластеров – не заработал ни один, а из 25 объектов инфраструктуры ввели только 11. Станислав Ивашкевич, замдиректора по развитию индустрии гостеприимства компании CBRE, говорит: «Бизнес стал совсем непритязателен. Многие говорят: «Проведите нам хотя бы дорогу, свет и газ». Но даже этого зачастую не делается». Правда, из 3,6 млрд, что были выделены, освоены почти все, но вот куда улетели деньги – это загадка. Материалы проверки отправлены в Минфин и Генпрокуратуру, которая еще долго без работы не останется. Но что интересно: Минэкономика в рейтинге 38 ведомственных ФЦП отвела туристической программе одну из верхних строчек. Можно догадаться, что творится с другими ФЦП… 

По поводу того, куда исчезают бюджетные вливания в госкорпорации, пишут в августовском докладе Американской НКО «Национальное бюро экономических исследований» Габриэль Цукман (Университет Калифорнии в Беркли), Филип Новокмет и Томас Пикетти (Парижская школа экономики). Оказывается, россияне вывели в офшоры 62 трлн руб. Это три четверти ВВП, или втрое больше валютных резервов России. 

Вот еще одна история – и свежая, и старая. Я не так давно писал о ракетно-космической отрасли, сдающей одну позицию за другой. На прошлой неделе читаю сообщение: производитель ракет- носителей «Протон-М» и «Ангара» – центр им. Хруничева, входящий в госкорпорацию «Роскосмос», терпит финансовое бедствие. Ему кровь из носа требуется 33 млрд руб. в дополнение к 65,1 млрд, выделенным государством в 2014–2017 годах. Напомню, что несколько месяцев назад из-за брака центру вернули 71 двигатель для ракеты «Протон-М». Откуда убытки? Главная причина – инфляция издержек. Другими словами, низкая производительность в сочетании с технологиями вековой давности и воровством. Классический случай: если государство присутствует в одном лице и как заказчик, и как исполнитель, концы с концами не сходятся. Запускаются расточительные механизмы, и тут об эффективности остается только мечтать вопреки здравому смыслу. Но этот самый здравый смысл до властей страны не доходит. Частное предприятие Илона Маска, создав космическую ракету с возвращающейся первой ступенью, утерло нашим государственникам нос, но это не мешает им задирать эти самые носы выше крыши. 

Игорь ОГНЕВ 


33762