ПРЕСС-ОБЗОР
В минувшую неделю на международной арене царило относительное затишье. Во всяком случае над нашей страной молнии особо не сверкали, громы не гремели, бури обходили стороной. Непогодило далеко от нас – в отношениях США и КНДР, вплоть до взаимных угроз применить силу.
Видимо, эта передышка дала возможность нашему президенту с легкой душой отправиться на рыбалку.
Новостной портал «Московский комсомолец» рассказал о том, как депутат Липецкого облсовета Олег Хомутинников нашёл на кадрах рыбалки Путина грубое нарушение. Он написал в Facebook: «…совсем не берегут Владимира Владимировича – на лодке катается без жилета. Смело, конечно, и отчаянно. А если, не дай Бог, с ним случится что-нибудь, кто за это все отвечать будет?»
Депутат раскритиковал систему безопасности на президентской рыбалке: «Президент – это же не фотомодель! Нельзя заставлять его нырять под воду, прыгать по горам ради красивого кадра. У нас даже должности вице-президента нет. Страну в случае чего не на кого оставить».
Кроме того, он отправил запрос в адрес генпрокурора РФ Юрия Чайки.
Словом, если одной из центральных новостей информагентств становится нарушение ТБ на рыбалке, пусть даже и президента, то «в Багдаде все спокойно», как любили повторять в детском кинофильме, и можно поговорить о наших домашних успехах и неувязках.
По данным Россельхознадзора, с 6 августа 2015 года в России уничтожено около 17 тысяч тонн продукции, ввезенной из стран, которые попали под российское продовольственное эмбарго. Больше всего ликвидировано продукции растительного происхождения – 16,4 тысячи тонн. Продукции животноводства утилизировано около 500 тонн.
Как сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано, основные попытки контрабанды запрещенной продукции предпринимаются на границе с Республикой Беларусь. Эффективность ответных российских мер могла бы быть намного выше, если бы в выявление контрабанды и уничтожение незаконной продукции более активно включился Роспотребнадзор.
Между тем, как пишет газета The Financial Times, Россия переживает сельскохозяйственный бум, а отечественный рынок скрывает массу возможностей для инвесторов. После того как в 2014 году многие страны ввели санкции и Москва ответила контрмерами, в России увидели потенциал для развития местных компаний. Некоторые западные аналитики и экономисты сомневались, что из этого что-то получится. Но в аграрном секторе оптимизм оказался оправданным, отмечает издание.
В 2016 году Россия стала крупнейшим поставщиком зерновых культур на мировой рынок. Из выращенных 119 миллионов тонн зерна на экспорт ушло 34 миллиона, указывает FT. Из-за выросшего отечественного производства свинины и курятины отпала необходимость в импорте этих товаров. В целом продукция агропромышленного комплекса стала в России второй основной экспортной статьей после нефти и газа.
Благодаря растущей прибыли фермеры вкладывают средства в технологии и закупают больше удобрений, поэтому российское сельхозпроизводство, вероятно, будет развиваться и в дальнейшем, полагает издание.
В марте глава Минсельхоза России Александр Ткачев предложил продлить продовольственное эмбарго еще на 10 лет. По его мнению, в ближайшие годы Россия станет нетто-экспортером продовольствия.
В начале февраля в аграрном ведомстве сообщили, что за время действия продовольственного эмбарго отечественные сельхозпроизводители заместили импортную продукцию почти на четыре миллиарда долларов. В прошлом году экспорт российского сельскохозяйственного сектора достиг 17,1 миллиарда долларов.
Если продуктовое эмбарго может помочь развитию сельского хозяйства страны, то европейские и американские санкции дают государству шанс развить собственную промышленность, заявил в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия‑24» председатель Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
В 2014 году была сформирована масштабная программа, охватывающая сразу несколько отраслей. В число приоритетных вошли, в том числе, сельское хозяйство, машиностроение и IT- сектор.
В каких отраслях импортозамещение идет особенно успешно, а какие отечественные товары уже потеснили на российском рынке импортные, разбирались «Известия».
Дальневосточные горбуша, нерка и кета заменили на прилавках красные породы рыб (в первую очередь семгу и форель), часть стран-экспортеров которых попала под эмбарго. Кроме того, в России планируют вскоре порадовать покупателей семгой, выращенной в рамках программы импортозамещения.
Сахалинские устрицы и морские гребешки постепенно приходят на смену морепродуктам, ранее поставлявшимся из Франции. Выращивают деликатесных моллюсков также на устричной ферме в Крыму. А среди социально значимых пород рыб лидирует сельдь, вылов которой только в прошлом году увеличился на 25%.
Доля мясной продукции отечественного производства на рынке превышает 90% – впрочем, таких показателей удалось достичь еще к 2012–2013 годам, а в прошедшем году Россия вышла на пятое место в мире по производству свинины.
По итогам 2016 года Россия обеспечила себя отечественными овощами на 90%. О том, что импорт так называемого борщевого набора (картофель, капуста, морковь и свекла) сократился почти в два раза, говорили еще в 2012 году. Теперь отечественные производители входящих в набор моркови и свеклы, а также редьки, репы и огурцов сумели увеличить и экспортные показатели.
Пшеница в прошлом году стала флагманом отечественного сельского хозяйства, а страна – мировым лидером по объемам экспорта зерна.
А вот для того чтобы полностью заместить импортные фрукты, отечественным садоводам, по подсчетам Минсельхоза, потребуется ежегодно закладывать около 15 тыс. га садовых площадей.
Ограничение на ввоз сыров вызвало среди отечественных производителей бум на изготовление сортов, ранее являвшихся прерогативой импортных поставщиков.
Производством моцареллы и рикотты занялись даже отечественные монастырские хозяйства. И если твердые сорта отечественные сыровары в совершенстве пока не освоили, то мягкие сыры новым хозяйствам, появившимся в том числе в Подмосковье, на Алтае и в Краснодаре, вполне удались. Попробовать продукцию небольших местных хозяйств теперь можно на городских ярмарках выходного дня – только за 2016 год количество мест для фермеров для них увеличилось на 70%.
Российским производителям сегодня отлично удается производство подсолнечного масла, гречки, риса и муки, рассказал в интервью РИА «Новости» глава Роскачества Максим Протасов.
Не забывают российские производители и про национальную продукцию. Так, по данным Центра исследований федерального и регионального рынка, экспорт отечественной водки в прошлом году увеличился на 14%. Основные потребители – США, Болгария, Латвия, Германия и Китай.
Отечественная фармацевтика стала одним из лидеров программы импортозамещения в России. По оценкам главы Минпромторга Дениса Мантурова, к 2016 году более 76% лекарств из списка жизненно важных препаратов (ЖНВЛП) были российского производства, а к 2018 году этот показатель планируется увеличить до 90%. При этом глава Минпромторга назвал эту цель абсолютно реальной.
Тракторы, комбайны и другая сельскохозяйственная техника отечественного производства потеснила импортные аналоги в парках российских аграриев – сейчас, по словам Дениса Мантурова, ее доля на российском рынке занимает больше 50%, притом, что в 2008–2009 годах этот показатель составлял 18%.
Всё благополучно с импортозамещением в гражданском авиа- и судостроении, производстве радиоэлектроники. Отстает лишь автомобильная промышленность – по итогам прошлого года отрасль показала снижение на 9–10%. В первую очередь за счет падения показателей у производителей легковых автомобилей.
Производители компьютерной техники и смартфонов пока сосредоточены на производстве отдельных комплектующих. В прошедшем году, например, российские ученые разработали импортозамещающую технологию для производства дисплеев смартфонов.
Казалось бы, живем – куда уж лучше, радоваться надо таким победным реляциям глав наших министерств и ведомств. Вот только приходя в магазин, многие из нас мучительно раздумывают: что купить, а от чего в очередной раз решительно отказаться, потому как «финансы поют романсы».
Каждый десятый россиянин с трудом сводит концы с концами, и ему не хватает денег даже на еду, свидетельствуют результаты майского опроса ВЦИОМ. Около трети опрошенных (29 процентов) заявили, что у них есть деньги на еду, но нет средств на покупку одежды. 41 процент не способен накопить на бытовую технику, электронику и мебель. 14 процентов респондентов могут позволить себе все вышеперечисленное, но не более. Только три процента могут без проблем приобрести автомобиль, но квартиру или дачу уже не потянут.
«Более 80 процентов россиян считают бедными тех, кому едва хватает средств на еду или одежду. Эта группа неимущих в мае 2017 года среди людей пенсионного возраста составила 54 процента, среди жителей сельской местности – 46 процентов», – отмечает ВЦИОМ.
В конце мая Внешэкономбанк выпустил доклад о реальных доходах населения в начале года. Они продолжили снижение, даже несмотря на возобновление экономического роста, и в апреле достигли уровня 2009 года.
Более половины расходов россиян уходит на еду и оплату услуг. Так что впору и нам всем, вслед за президентом, отправляться на ближайший водоем на рыбалку, а заодно – в леса и поля за грибами, ягодами и другими дикоросами, чтобы пополнить свои продовольственные корзинки. Осталось выдать народу удочки вместо денег: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Евгений ТАРАСОВ
Евгений КРАН /рис./