КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Полковник запаса, бывший командир танкового полка Борис Иванович Чекардин и в гражданской жизни придерживается четких армейских правил…
Среднего роста, мускулистый и поджарый, он в свои 60 с гаком готов дать фору многим. Впрочем, помериться с ним силой никто и не пытается, разве что на спортивной площадке. Но и там шансов обойти Чекардина, прямо скажем, не густо, даже у молодых и азартных: Борис Иванович – кандидат в мастера спорта по классическому офицерскому многоборью, включающему в себя плавание, стрельбу, легкую атлетику и гимнастику, где обязательны выступления на перекладине, коне и брусьях. В его коллекции призов полно красивых дипломов и кубков, честно завоеванных на различных спартакиадах.
Борис Чекардин родился в селе Сладково, где еще в царские времена пустили корни его трудолюбивые предки, переселенцы из Курской губернии. Отец, воевавший стрелком-радистом на бомбардировщике Ил‑4, удостоенный за ратные подвиги ордена Отечественной войны, а в мирное время ордена «Знак Почета», работал председателем райпотребсоюза, мама – экономистом.
С малых лет очарованный природой родного села, его дивными окрестностями, Борис Чекардин навсегда сохранит память об этом уголке счастливого детства. Здесь овладел он навыками обращения с оружием, впервые ощутил рыбацкий «азарт» и до сих пор всем заморским ресторанным яствам предпочитает сладковскую дичь и ароматную уху из полосатых окуньков.
Сомнений в выборе профессии юный Чекардин не испытывал – этому во многом способствовали скупые рассказы отца, замечательные советские фильмы и то обстоятельство, что и брат у него был военным, и сестра вышла замуж за офицера. Окончив среднюю школу в Голышманово, Борис в 1970 году поступил учиться в Челябинское высшее танковое командное училище. А в 1976-м бравый лейтенант сделал предложение руки и сердца тюменской девушке Тане, и молодожены на пять лет отправились в Ленинградский военный округ.
В Мурманске запомнились сопки, на фоне которых разворачивались учебные стрельбы. Удивительно, но факт: в совершенно невероятных условиях бронированные Т‑54 стремительно преодолевали сложные преграды и уверенно поражали трудноуязвимые цели.
Затем была служба на территории бывшей Восточной Пруссии, где родилась дочка Лиза. Потом Дальний Восток. И еще более десятка переездов терпеливо выдержала, перенесла на хрупких плечах супруга офицера-танкиста Татьяна Давыдовна.
Условия для семейной жизни Чекардиных заметно улучшились, когда в 1985 году Борис Иванович с блеском окончил академию бронетанковых войск и получил назначение продолжить – службу в Группе Советских войск в Германии.
Все рухнуло в 1994-м, когда танковый полк, где служил Чекардин, расформировали. Нет, из армии полковника никто не прогонял, наоборот, редкого обладателя медали «За безупречную службу» трех степеней уговаривали остаться. Но Борис Иванович с болью в сердце осознал – той, советской, победоносной армии уже нет.
Он привез семью в Тюмень. Снял покосившийся частный домик и срочно переквалифицировался в таксиста, стал зарабатывать деньги на своей «тройке» 76-го года выпуска. По тогдашним тюменским дорогам она едва не рассыпалась уже в первые месяцы извоза. Ребром встал вопрос элементарного выживания. Не смогли оказать реальную помощь даже лидеры Ассоциации офицеров запаса.
Выбраться из кошмарной безнадеги помог счастливый случай, когда кто-то из приятелей дал номер телефона весьма солидной организации. Завидные масштабы роста предприятия, материальный потенциал впечатляли, а потому здесь вынашивали идею создания на огромной территории своей службы охраны. Дело это не просто сложное, но и деликатное.
Кто способен был справиться с такой задачей? Конечно, недавний полковник бронетанковых войск!
С тех пор минуло много лет. Но и сегодня Борис Иванович Чекардин востребован, поскольку обладает уникальным опытом воспитания, глубоко разбирается в людской психологии.
На вопрос, есть ли у него секрет счастливой жизни, Борис Иванович без раздумий говорит:
– Мой родной дед прожил на белом свете 98 лет. Одним из его завещаний-напутствий было: «Ни на кого не держи зла! Помни: человеку свойственно ошибаться, и надо найти в себе мужество прощать даже самые плохие поступки. Там, наверху, милость к падшим и заблудшим обязательно зачтется!».
И он улыбается озорно, совсем по-мальчишески.
Григорий ЗАПРУДИН /фото автора/