ПРЕСС-ОБЗОР
Первые полгода президентства Дональда Трампа показали, что ему не удалось покончить с развязанной против него информационной войной, в том числе по теме «российского вмешательства».
Если верить американским СМИ, то президент США продолжает терять популярность. ABC News и The Washington Post (их предсказания во время выборов запомнились утверждением о безоговорочной победе Хиллари Клинтон) опубликовали очередной прогноз, по которому рейтинг главы Белого дома упал с 42% (в апреле) до нынешних 36%.
Причем 58% американцев Дональду Трампу не доверяют (из них 48% оценивают деятельность Трампа крайне негативно). Почти половина – 48% – считает, что за время его правления позиции США в мире ослабли. И лишь чуть более трети оценивают деятельность президента во внешней политике позитивно.
В этой связи весьма символична реакция на встречу Дональда Трампа с Владимиром Путиным в Гамбурге, где, если верить прогнозу, почти половина американцев не доверила бы своему президенту вести переговоры с Путиным. В том числе 48% опрошенных «совсем не доверяют», а 18% «доверяют немного». Полностью доверяют Трампу в этом вопросе 32%, сообщает «Коммерсантъ».
«Опрос Washington Post и ABC, несмотря на то что результат в 40% не так плох, был одним из самых недостоверных», – отреагировал Трамп в своем твиттере.
То, что Трамп – слабак, а Путин – злой гений, американская пресса (и значительная часть политического сообщества, неотъемлемой частью и рупором которого она является) внушала американцам много месяцев подряд. Это было логичным развитием тезиса «Трамп – русская марионетка» и объяснением того, чем опасен новый президент США для самой Америки.
После встречи с Владимиром Путиным американские СМИ критиковали Дональда Трампа за всё сразу: не так подал руку, не то сказал, слишком долго разговаривал, неправильно говорил про российское вмешательство…
Разброс материалов зависит от квалификации авторов и респектабельности газет, хотя в условиях информационной войны сложно говорить о респектабельности.
«Россия ликует по поводу встречи Путина и Трампа» – название статьи в The New York Times, автор Нил Макфаркухар (Neil MacFarquhar), полный текст можно посмотреть в Интернете. Краткие выжимки:
«В субботу, после окончания первой личной встречи президента США Дональда Трампа и президента России Владимира Путина, российскую столицу охватила бурная радость: г-н Путин заявил, что американский президент остался доволен его ответами на вопрос о хакерских атаках, и что на этих переговорах лидерам удалось заложить основу для налаживания отношений.
… Во время пресс-конференции в Гамбурге, отвечая на вопрос об обвинениях в проведении хакерских атак в период президентских выборов в США, г-н Путин сказал, что г-н Трамп уделил этой теме довольно много времени и задал множество вопросов.
«Я, насколько был в состоянии ответить, ответил на все эти вопросы, – сказал г-н Путин. – Мне кажется, что он принял это к сведению и согласился».
Каждый раз, когда г-на Путина спрашивали о том, поверил ли г-н Трамп его словам о вмешательстве России в выборы, г-н Путин отвечал, что репортерам лучше спросить об этом президента США.
Один российский таблоид назвал встречу «исторической». В целом было заметно, что многие испытали чувство облегчения, поскольку эта встреча хоть и не привела к заключению конкретных соглашений, все же позволила остановить процесс ухудшения отношений и наладить контакт между двумя странами.
Но наряду со всеобщим ликованием в Москве прозвучали также и предостережения, касавшиеся того разрыва, который часто возникает между словами, возможностями и делами г-на Трампа. Более того, многие понимают, что отношение к России внутри США до сих пор остается негативным.
В целом российская сторона признает, что это всего лишь первый шаг и что многие высокопоставленные чиновники администрации Трампа, такие, как министр обороны США Джим Мэттис (Jim Mattis), занимают более жесткую позицию в вопросах Сирии и Украины.
… Учитывая уровень враждебности США по отношению к России, существующий в настоящий момент, воплотить договоренности в жизнь может быть трудно.
«Я очень на это надеюсь, – сказал г-н Путин, отвечая на вопрос о том, поможет ли его встреча с г-ном Трампом наладить отношения между Москвой и Вашингтоном. – Мне кажется, что определенные предпосылки для этого созданы».
«Что касается личных взаимоотношений, я считаю, что они установлены, – добавил г-н Путин. – Не знаю, как это прозвучит, но скажу так, как я это вижу. Трамп «телевизионный» очень сильно отличается от реального человека, он – конкретный абсолютно, абсолютно адекватно воспринимает собеседника, достаточно быстро анализирует, отвечает на поставленные вопросы либо на возникающие в ходе дискуссии какие-то новые элементы».
Г-н Путин дважды проигнорировал вопросы о выступлении г-на Трампа в Варшаве, в ходе которого он призвал Россию прекратить «дестабилизирующие действия на Украине и других странах». Г-н Путин также сказал, что его не беспокоит перспектива соперничества с США за право поставлять газ в Польшу, поскольку поставки газа не имеют никакого отношения к политике».
Дональду Трампу удалось впарить полякам сжиженный газ, который существенно дороже российского (длиннее транспортное плечо) и абсолютно неконкурентоспособен по сравнению с газом, поставляемым по трубе из России в Европу. Трамп провернул отличную сделку (это есть у Путина, но нет в статье).
«Аудитории в обеих странах, – продолжает The New York Times, – чрезвычайно внимательно следили за поведением лидеров США и России. Хотя специалист по языку тела, приглашенный BBC, посчитал, что победителем на этой встрече стал г-н Трамп, российский эксперт, давший интервью «Комсомольской правде», с ним не согласился.
По его словам, г-н Путин излучал уверенность, тогда как г-ну Трампу ее не хватало, о чем свидетельствовал тот факт, что он сидел на краю кресла. Г-н Путин «контролировал ситуацию и задавал тон», сказал этот эксперт, добавив, что в целом на этой встрече «психологическую победу одержал президент России».
Статья Нила Макфаркухара из серии «квалификацию не пропьешь»: как бы ты ни относился к Трампу, обязан излагать факты.
Куда любопытней статья в The Washington Post (автор Энн Эплбаум, полный текст можно посмотреть в Интернете), где утверждается, будто бы «теперь интересы России и США утратили свое значение в российско- американских отношениях».
Смысл текста в том, что в основе российско-американских отношений «уже не лежат ни геополитические, ни экономические интересы России и США. В их основе, скорее, интересы двух главных игроков» (Владимира Путина и Дональда Трампа).
Чтобы доказать тезис, приводятся слова Трампа «для меня большая честь – встретиться с вами», сказанные им Путину в начале встречи. Далее (держитесь за кресло!), как о само собой разумеющемся, сообщается, будто бы «акула капитализма», американский миллиардер, восхищается умением питерского чиновника средней руки Владимира Путина купить президентский пост и делать деньги:
«Может быть, все дело в олигархическом образе Путина, который использовал деньги для того, чтобы получить политическую власть, а затем использовал эту власть, чтобы заработать еще больше денег – гораздо больше, чем есть у Трампа».
Ощущение такое, что это писал полный идиот, точнее – идиотка, не имеющая ни малейшего представления о России.
Однако если подобные утверждения в The Washington Post можно списать на издержки антироссийской и антипутинской пропаганды – замечает «Взгляд», то разъяснения, чего же хотел от встречи с Трампом Путин, простой пропагандой не объяснишь:
«Итак, оба лидера получили то, чего хотели: Путин повысил свой авторитет, а Трамп обзавелся новым другом».
«Президент России Владимир Путин получил практически все, чего он хотел от этой встречи, – в первые же несколько секунд. Переиграв президента Трампа в его же собственной игре, Путин дождался, пока тот первым подаст руку. Раздались щелчки фотоаппаратов, а несколько минут спустя на российских сайтах появилась фотография, на которой Трамп протягивает руку высокомерному Путину.
И это было главным. Для российского лидера ценность этой встречи на 99% заключается в том, что ее можно использовать в пропагандистских целях внутри России. Ведущий одного ток-шоу на российском Первом канале, ожидавший завершения встречи, восхищался ее продолжительностью (более двух часов) и называл ее доказательством того, что Трамп считает Путина самым важным лидером на саммите «Большой двадцатки».
В «Твиттере» постоянно появлялись язвительные твиты («Рядом с Путиным Трамп похож на школьника»).
Будучи недемократическим лидером слабеющей экономики, Путин должен каким-то образом внушить россиянам, что им необходимо поддерживать его. И Путин нашел такую причину: теперь он находится в самом центре мировой арены. Он контролирует ситуацию. Он великодушно предлагает решения для множества проблем – на Украине, в Сирии, в киберпространстве – возникновению которых, кстати, сам способствовал».
То есть в предлагаемой картине мира смысл встречи с Трампом для Путина заключается в пропагандистском эффекте в самой России, а для Трампа – «обзавестись новым другом».
И пишет такое Энн Эплбаум – один из ведущих аналитиков одной из ведущих американских газет. Она и в самом деле так считает или просто морочит головы своим читателям? Это не праздное любопытство. В России интересно и важно понимать, до какой степени американский истеблишмент остается способен к адекватному восприятию реальности.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./