СУДЬБА ПОТОМСТВЕННОЙ КРЕСТЬЯНКИ 

ЛЮДИ ЗЕМЛИ ТЮМЕНСКОЙ 

У экспозиции НИИСХ Северного Зауралья на недавнем «Дне уральского поля» можно было наблюдать такую картину. У вязанок многолетних трав селекции этого института люди снимали кепки с почтительным поклоном. Так отдавали дань памяти безвременно ушедшей из жизни заведующей лабораторией селекции и семеноводства кормовых культур Татьяне Поликарповне Липовцыной – человеку заразительно жизнерадостному, оставившему глубокий след на родной земле. 

Вопреки расхожему мнению, что «на детях гениев природа отдыхает», Липовцына довольно быстро взошла на тюменский аграрный небосклон. Ее отец – легендарный воин и земледелец Поликарп Петрович Прокопьев – еще в детстве отметил ее незаурядность: «Ну, Татьяна, как ты рассуждаешь и как ведешь себя в жизни – быть тебе большим человеком». Он особенно не противился тому, что доченька элегантно выскользнула из-под его опеки в повсеместно известном колхозе «Большевик» Нижнетавдинского района и удалилась в областную столицу. 

Потрудившись пяток лет старшим агрономом по семеноводству трав в управлении сельского хозяйства облисполкома, перевелась в НИИСХ Северного Зауралья старшим научным сотрудником. В 1993 году ее назначили заведующей лабораторией селекции и семеноводства кормовых культур. И, скажем так, не случайно. Ученые-селекционеры считают Татьяну ученицей известного ученого, члена-корреспондента Академии наук СССР Иосифа Абрамовича Рапопорта, которого в годы войны трижды представляли к присвоению звания Героя Советского Союза за беспримерную храбрость. Правда, и доставалось ему с лихвой – выгоняли из Академии наук за беспощадную критику псевдоученого Трофима Лысенко. Генетика Рапопорта номинировали на присвоение Нобелевской премии за открытие химического мутагенеза. И вновь «зарубали» награду за прямоту суждений и беспредельную честность. Его многочисленные ученики делали успехи по всему миру. Например, молодые индийцы устроили у себя в стране «зеленую революцию», спасая от голода сотни миллионов людей. Выдающемуся ученому вынуждены были присвоить звание Героя Социалистического Труда, но в академики не произвели. Вот у кого, кроме отца, набиралась ума-разума аспирантка Татьяна Липовцына. 

Липовцына хорошо овладела научными методами Иосифа Абрамовича, впитала опыт и глобальное мышление ученого. Методом химического мутагенеза (включая радиационные мутагены) ею были выведены высокоурожайные сорта клеверов «Гефест», «Сударь», «Светлячок», «Сальдо», кострецов «Аргонавт», «Степаша». И хотя полученного Татьяной Поликарповной материала хватило бы для изучения на очень долгую жизнь – это уникальнейший опыт, но в нашей области химический мутагенез просто негде провести. 

15 селекционных достижений Липовцыной зарегистрированы в Государственном реестре, большинство защищено патентами, на некоторые выданы свидетельства оригинатора сортов, ею опубликованы 91 научная статья, несколько рекомендаций по возделыванию клевера лугового в Тюменской области, льна-долгунца и других культур. 

– Многие ее сорта являются стандартными в других регионах, – говорит директор НИИСХ Северного Зауралья Евгений Ренёв. – На них равняются в своей работе другие селекционеры. Татьяна Поликарповна сотрудничала по многолетним травам с рядом научно- исследовательских институтов. Ее знали селекционеры и организаторы сельхозпроизводства всей страны. Селекционеров- травников вообще мало, а с таким набором выведенных сортов различных культур и вовсе можно пересчитать по пальцам. 

Талантливых ученых- селекционеров в НИИСХ Северного Зауралья немало. Спрашиваю директора, почему же они не спешат защищать кандидатские и докторские диссертации? 

– У них просто нет времени для подготовки, – говорит Евгений Петрович. – В лабораториях из-за низкой зарплаты сложился дефицит кадров, а объемы большие – у каждого на поле сотни делянок, работы очень много, и она непомерно осложняется постоянно ремонтируемым оборудованием 60–70-х годов… Мы вообще живем в основном на работе. В семью пришел – порадовался тому, что все живы и здоровы, и снова на работу. Я могу уверенно сказать, что уровень созданного нашими селекционерами вполне соответствует званию членов-корреспондентов или академиков. 

Мы как-то странно устроены – желаем увидеть диво в далеких краях. А своего чуда не замечаем. Много раз говорил о том, что в СССР селекционеров чествовали наравне с космонавтами. Сегодня их работа недооценена. Считаю за честь сказать о них доброе слово. 

…Способность к масштабному видению уже в первые годы привела Липовцыну к выводу, что селекция без семеноводства – это путь в никуда. Она быстро стала специалистом высокого уровня и единственной в области, кто ясно представлял кормовое поле региона. По характеристикам своих и других известных сортов Татьяна Поликарповна прекрасно понимала, какой должна быть компоновка травяных смесей, чтобы получить оптимальный корм. Представляла режим стравливания культурных пастбищ. Знала, какие сорта необходимо создавать, каким травам расти на пастбищных или сенокосных лугах, сколько раз нужно скашивать травы и как устраивать подкормки и передышки полю. 

Ей не раз предлагали возглавить кормопроизводство в других регионах. По поводу переезда в Республику Татарстан как-то посоветовалась со мной. Однако не уехала, сказала, что без Тюмени жить не сможет. Сейчас приходится слышать, что, дескать, Липовцына не обладала организаторскими способностями. А кто же тогда много лет возглавлял Тюменский областной снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив «Травы Сибири»? 

Высокий уровень научного мышления позволял ей видеть способы решения задач, не относящихся к ее профилю. Она, было время, занималась озеленением северных городов. Побывала во многих из них, составила проекты и воплотила их в жизнь. Готовила почву, высевала газонную траву, которая, в отличие от импортной, не вымерзает. Ее опыт и личное участие очень пригодились при подготовке стадиона в Екатеринбурге. Футбольное поле там не соответствовало стандартам. По ее рекомендациям, насыпали несколько слоев разного грунта, подобрали травосмеси, научились их поливать и подкармливать. Поставленную задачу она выполнила с блеском. 

Зарубежные компании искали с ней контактов. Их интересовали выведенные Татьяной Поликарповной зимостойкие сорта, предлагали выкупить патенты. Несмотря на сложное финансовое положение, ни она, ни институт на это не пошли. В противном случае яркие упаковки с ее селекционными достижениями можно было бы купить в торговых сетях всего мира. И пришлось бы Липовцыной конкурировать со своими же сортами трав. 

Татьяну Поликарповну больше заботила тюменская нива. По ее прикидкам, чтобы перезалужить 50–70 тысяч сенокосов и пастбищ, потребуется более двух тысяч тонн семян. А ее кооператив с помощью Ялуторовской семенной станции способен был просортировать не более трети от необходимого. И тогда по программе «Семеноводство многолетних трав для создания высокопродуктивной кормовой базы мясного и молочного животноводства» с участием бюджета был построен завод фирмы Petkus Technologie GmbH (Германия), который являлся уникальным по автоматизации и механизации процессов переработки, позволял вести сушку, сортировку, был оснащен смесителем, дозатором и дражератором семян. Подобного комплекса, созданного по заказу Липовцыной, по функциональным возможностям нет даже в Европе. 

– Проект в селе Чикча очень нестандартный, – сказала мне при встрече главный технолог российского представительства «Петкуса» Людмила Крышкова, – но фирма удовлетворила все требования клиента. На комплексе можно будет готовить семена как злаковых, так и бобовых культур. 

Впоследствии здесь планировали организовать и семеноводство овощных культур отечественной селекции. Поэтому рядом с заводом наметили провести реконструкцию заброшенного тепличного хозяйства. 

Для завершения проекта после сдачи в эксплуатацию завода необходимо было дополнительное финансирование на газификацию, модернизацию электрических сетей, окончание строительства склада по приемке и сушке первичного материала семян многолетних трав, реконструкцию административно-лабораторного корпуса, приобретение сельхозтехники и другие нужды. Но в дополнительном инвестировании вновь образованному ООО «НТЦ «Травы Сибири» было отказано. Вскоре это инновационное предприятие было объявлено банкротом, а на Липовцыну завели уголовное дело. За недостатком информации трудно оценить эти события. Одно можно сказать: фактов хищения каких-либо средств со стороны директора научно- технического центра не было. И не могло быть по причине кристальной честности Липовцыной. 

Не сложила руки в беде Татьяна Поликарповна. Ушла с головой в работу. В травосмесях, предлагаемых животноводству и на другие цели, был ряд культур, не имеющих ее тюменских сортов. Так появились люцерна, овсяницы красная и луговая… С директором НИИСХ Евгением Ренёвым обсудили использование лекарственных растений для изготовления препаратов. Она сразу же предложила цепочку операций по доведению растений до готовой продукции. Причем выращивание лекарственного сырья хотели продвинуть в северные районы, где в короткий вегетационный период растения умудряются накопить гораздо больше витаминов и других полезных веществ. 

Планов и проектов было немало. К сожалению, жизнь незаурядного человека оборвалась. Сегодня институту предстоит сложная задача по сохранению научного наследия Липовцыной. 

Можно, конечно, поддержать чистоту выведенных ею сортов. С семеноводством сумеют справиться. А вот как быть с мыслями, с глубоким профессиональным видением задач и проблем, что она держала в голове? В ее рабочем кабинете вижу программы по развитию семеноводства и созданию кормового поля Тюменской области. Стряхни пыль с любой – и начинай выполнять по пунктам. Там все расписано подробно, со всеми выходными данными. И как-то не вяжется это с экспертным заключением о неудовлетворительном состоянии семеноводства многолетних трав, озвученном на недавнем заседании круглого стола в областной Думе. 

Напоследок хотел бы привести слова исполнительного директора крестьянского Фонда имени П. П. Прокопьева Юрия Клата: «Татьяна Поликарповна с детства подавала надежды на то, чтобы быть неординарным человеком – большим ученым или общественным деятелем. К сожалению, ей это в полной мере не удалось сделать. Ее талант, ум и неуёмная энергия не были использованы и поддержаны… 

Цели в жизни Липовцына ставила благие. Она была прямой, открытой, честной, благородной, не допускала никакой фальши. Конечно, не всем это нравилось. Не знаю, в чем она так провинилась, но на нее завели уголовное дело, конфисковали имущество – в последнее время Татьяна Поликарповна жила в общежитии. Прискорбно, что такого талантливого человека оставили не у дел». 

НА СНИМКЕ: Татьяна Липовцына представляет свои селекционные достижения. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/


33167