КРИМИНАЛ
СЛУЧАЙНЫЕ ЗНАКОМЫЕ ЖЕСТОКО УБИЛИ СВОЕГО РОВЕСНИКА…
Японская пословица ут- верждает: «Знакомство может начаться и с пинка». Русская еще более категорична: «Нередко истинную суть предмета постигаешь только тогда, когда тебя бьют мордой об стол». В нашей печальной истории японское изя- щество переплелось с грубоватой русской прямотой настолько, что вылилось в кровавую трагедию.
МЕСТО ВСТРЕЧИ
Хмурым октябрьским вечером в кафе возле Тюменского автовокзала весело накачивались спиртным четверо приятелей. Учащийся одного из местных колледжей Денис Суржиков, водитель Виктор Баринов, мелкий предприниматель Вадим Шуриков и временно неработающий Анатолий Иванов иногда собирались вместе, чтобы обменяться новостями, о которых не расскажешь по телефону, позубоскалить над общими знакомыми, а между делом – просто напиться.
Известно: чтобы напиться до безобразия, иному хватает всего одной рюмки. Но при этом надо вспомнить, какой именно по счету – девятой или десятой?
Никто из приятелей ранее не был судим, но их тяга к блатной романтике выражалась в модном стремлении украсить себя татуировкой. Кто-то ограничился замысловатым узором с собственными инициалами, а Виктор Баринов переплюнул всех, увековечив на запястье правой руки крокодила с гостеприимно раскрытой зубастой пастью.
– Убойная сила! – пьяно хвастал Баринов, поднося кулак с крокодилом к носу ближайшего собутыльника.
Мог ли двадцатилетний парень предполагать, что эта агрессивная символика очень скоро сыграет с ним злую шутку?
На часах было уже полдевятого, когда к столику, где сидели захмелевшие приятели, подошел солдат. Поздоровался и скороговоркой сообщил, что недавно демобилизовался, едет домой, а деньги кончились. Высказал просьбу: нельзя ли помочь? Его усадили рядом, как родного, выпили за знакомство. Солдата звали Александром, он проходил службу в Читинской области.
НЕ ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ
Пьяное застолье обрело новое звучание. Рядовому Саше Вяткину регулярно наполняли стакан и снисходительно слушали байки из солдатской жизни, которой им благополучно удалось избежать. Внешне праздничная атмосфера слегка накалилась, когда Толя Иванов, обратившись к Вяткину, провозгласил тост: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»
– Не имей сто друзей, а имей их подруг! – поправил его Вадим Шуриков и мелко заржал. Он вряд ли обратил внимание, что солдат Вяткин после этих слов внутренне напрягся, а в прищуренном взгляде мелькнуло что-то нехорошее.
– Выйдем на улицу, покурим! – предложил Вяткин юмористу. Шуриков легко согласился.
– По-моему, он что-то замышляет, – имея в виду солдата, поделился своими опасениями бдительный Денис Суржиков.
– Да брось ты, – успокоил его Виктор Баринов. – Нас же четверо!
Спустя всего пару минут они тоже вышли на улицу и увидели жуткую картину: навстречу, пошатываясь, двигался Вадим. Одной рукой он зажимал шею, из-под пальцев струилась кровь.
– У него нож, он порезал меня! – хрипло крикнул Шуриков.
Дальнейшие события разворачивались стремительно. Виктор Баринов молнией метнулся к человеку в солдатской форме и ударил его ногой в грудь, а затем кулаком по голове. Вяткин коротко охнул и упал. Следом на него набросился Денис Суржиков. Он несколько раз пнул недавнего собутыльника увесистым ботинком по туловищу и голове, не особо заботясь, куда попадет. Вскоре Баринов и Суржиков настолько вошли в раж, что без устали пинали поверженного противника на протяжении нескольких минут.
– Хватит с него! – крикнул стоявший рядом Иванов. Он склонился к лежавшему на земле Вяткину, попытался его поднять. Но тяжелое тело безвольно, как мешок, опускалось назад. – Похоже, он уже не дышит! – растерянно прошептал Иванов. Затем пнул Вяткина ногой в бок, снизу раздался хрип.
– Готов! – подытожил Иванов.
– Надо вызвать скорую! – посоветовал кто-то сзади.
– И полицию! – твердо сказал какой-то мужичок и тут же скрылся с места происшествия.
НЕ ПРИХОДЯ В СОЗНАНИЕ
Этих слов оказалось достаточно, чтобы Суржиков и Баринов заметно отрезвели и опрометью бросились бежать. Одного из них полицейский наряд задержал на улице 50 лет Октября, другого – возле рынка «Пригородный». Обувь на обоих беглецах была забрызгана кровью, а хищный оскал крокодила на руке Баринова приобрел отчетливый лиловый оттенок.
Рядовой запаса Вяткин, не приходя в сознание, скончался в больнице спустя полтора месяца. По заключению экспертов, смерть наступила в результате закрытой черепно-мозговой травмы.
На допросах арестованные приятели упрямо твердили о своей непричастности к смерти потерпевшего, сваливали вину друг на друга, пытаясь уйти от ответственности. Однако следствию удалось найти немало фактов и неопровержимых доказательств, способных установить истинную картину случившегося. В суде действия Баринова и Суржикова были квалифицированы по части 4 статьи 111 УК РФ – как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Ленинский районный суд г.Тюмени приговорил Дениса Суржикова к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, Виктор Баринов проведет в таком же учреждении пять с половиной лет. С обоих осужденных взыскана компенсация морального вреда в пользу родного брата погибшего.
* Имена и фамилии изменены.
Григорий ЗАПРУДИН
* * *
НАРКОМАН И ШАНТАЖИСТ
На днях Ленинский районный суд г. Тюмени вынес приговор в отношении 38-летнего мужчины, который обвинялся в незаконном приобретении и употреблении наркотиков.
Как следует из материалов уголовного дела, 2 мая 2017 года мужчина находился в Тюмени и через одну из служб такси занимался извозом на своем личном автомобиле. Вечером он созвонился с приятелем, и они поехали кататься по городу. Во время поездки мужчина из тайника забрал наркотик, после чего припарковал автомобиль и вместе с другом употребил часть вещества. Мужчины вскоре уснули.
Около половины первого ночи к стоявшему авто подъехал экипаж полиции. Стражи порядка попросили водителя и пассажира выйти из машины и предъявить документы. Затем задали дежурный вопрос о наличии запрещенных веществ. Владелец машины сознался, что в салоне находится спайс. Его масса составила более 1 грамма, что уже является крупным размером.
3 мая было возбуждено уголовное дело, и мерой пресечения злоумышленнику избрали подписку о невыезде. Однако уже после этого он совершил еще одно преступление. В мае его выгнала сожительница, у которой он со своим четырехлетним сыном проживал в Нижнетавдинском районе. По версии органов предварительного расследования, чтобы вернуть сожительницу, мужчина в ходе телефонного разговора с ней угрожал убийством своему сыну. Кроме того, поставил мальчика на стул и накинул на шею петлю. Фото сына с петлей на шее отправил сожительнице и ее матери. Сожительница запись разговора и фото отправила сестре бывшего сожителя, которая обратилась в полицию, в органы опеки и в одно из тюменских средств массовой информации.
Происшествие вызвало большой общественный резонанс.
Прокуратура взяла ситуацию на контроль. 25 мая в отношении мужчины было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 119 УК РФ (угроза убийством). На основании заключения Ялуторовской межрайонной прокуратуры он 26 мая был заключен под стражу. Под контролем прокуратуры преступление было расследовано в кратчайшие сроки и 29 мая дело направлено прокуратурой мировому судье для рассмотрения по существу. 15 июня мировой судья назначила мужчине 10 месяцев ограничения свободы, освободив его из-под стражи в зале суда.
Назначенное осужденному ограничение свободы заключалось в том, что ему запрещено было выезжать за пределы территории Ялуторовского района. Он не имел права изменять место жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции, уходить из дома в ночное время суток (с 22 час до 6 час.), посещать питейные, увеселительные места и заведения, реализующие спиртные напитки, места проведения массовых мероприятий и участвовать в них. Гособвинение же требовало для нерадивого отца реального лишения свободы на срок 9 месяцев.
21 июня Ленинский районный суд г. Тюмени за незаконные приобретение и хранение наркотиков назначил мужчине 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Он был взят под стражу в зале суда.
Валерий АРБАЛЕТОВ