РЫБА ХОРОША, ДА БЕРЕЖОК КРУТ

РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Заместитель министра сельского хозяйства РФ, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков провел в Тюмени совещание на тему «Современное состояние воспроизводственного комплекса Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна и основные направления его развития».

В наш город московский десант ученых, представителей подведомственных структур агентства, нефтегазового, портово-промышленного и рыбохозяйственных комплексов нескольких регионов высадился, можно сказать, по авральному случаю. В акватории Обской губы, по отчетам экологов, из-за строительства морского порта Сабетта образовалась большая «дыра» в компенсационных мероприятиях по устранению негативных воздействий на численность водных биоресурсов. И без того сибирский осетр уже находится в Красной книге, под запретом лов муксуна, резко сокращается количество других сиговых. А мощности федеральных рыборазводных заводов по искусственному воспроизводству ценных и особо ценных северных рыб не способны обеспечить возмещение вреда до окончания проекта. 

Есть также большие сомнения в качестве и жизнестойкости подготовленного ими посадочного материала. По словам заместителя руководителя агентства Василия Соколова, зачастую заводы выпускают малоценную молодь и личинки. На бумаге значится такой выпуск пеляди, что уже вся страна каждодневно должна есть на обед эту рыбу. А на деле… Комиссии, призванные контролировать, не всегда подготовлены профессионально, для выявления подобных нарушений или просто закрывают на них глаза. 

Попытаемся разобраться в ситуации. К экологическим претензиям могут прибавиться и политические. В сооружении крупнейшего арктического завода СПГ участвуют иностранные компании. Поэтому бросать тень на репутацию проекта невыгодно всем. Вполне определенно на это указывал Росрыболовству не только полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе. 

На совещании состоялся обстоятельный разговор, касающийся проблем воспроизводственного комплекса всей страны. Похожая ситуация сложилась не только в зоне развития нефтегазового комплекса в Югре и на Ямале, но и в Мурманске, в местах реализации проектов «Сахалин» и «Сахалин-2» и других. Говорили о совершенствовании нормативно- правового регулирования в целях развития рыбоводства. О современном состоянии воспроизводственного комплекса Западно- Сибирского рыбохозяйственного бассейна и перспективах рассказал представитель «Главрыбвода». Это новый главк в составе федерального агентства, который, объединив имущественный комплекс, будет отвечать за воспроизводство. 

Представители регионов высказали мнение, что в компенсационных мероприятиях могли бы участвовать частные рыборазводные заводы, обладающие современными технологиями. Но, по словам Шестакова, финансовое обеспечение на 107 подведомственных государственных заводах составляет всего 40 процентов, и надо бы загрузить прежде всего их… Однако на настойчивое «Зачем же строить новые федеральные заводы там, где есть хорошо и достаточно мощные частные?» пообещал скорректировать планы. 

Тему продолжил заместитель губернатора Владимир Чейметов. Он заявил, что воспроизводс твенный потенциал федеральных заводов в Тюменской области с округами мог бы поднять возводимый за счет средств областного бюджета на озере Волково Тобольского района центр племенного холодноводного рыбоводства, где уже есть цеха, необходимая документация, подведен газ… Однако на оснащение и ввод в эксплуатацию этого достаточно мощного предприятия требуется 300 миллионов рублей. 

Готовность участвовать в компенсационных мероприятиях выразил генеральный директор ООО «Пышма-96» Юрий Водилов, где с помощью областного бюджета была проведена модернизация и реконструкция цехов. Президент ассоциации производственно- торговых предприятий «Оцелот» Руслан Цицкиев доложил о запуске рыбоводного рециркуляционного комплекса на окраине Тюмени по воспроизводству сиговых и осетровых. Здесь будут содержаться несколько маточных стад. Жизнестойкий посадочный материал (икру) намерены выпускать в Обь-Иртышский бассейн и использовать в товарном производстве. Предполагается ежегодно поставлять 9 миллионов молоди, стерляди в полуторагодовалом возрасте – такая в любых условиях выживет. Еще одно маточное стадо муксуна будет располагаться на рыбохозяйственном комплексе в поселке Молодежный. Во время поездки заместитель министра по достоинству оценил возможности этих предприятий. 

– Полагаю, что ваши частники надолго подсядут на выгодные компенсационные мероприятия. «Дыра» в Обь-Иртышском бассейне не закроется в ближайшие десять лет. Там еще долго не придется ловить осетров и сигов, – сказал мне эксперт из другого региона. 

Еще одну проблему поднял сам замминистра: «На одного рыбинспектора у нас приходится 16 тысяч гектаров озер и водохранилищ или сотни километров рек». 

Действительно, с такой охраной на Оби не только осетра, муксуна и чира не станет, но и ряпушку забудем. 

Большие перспективы у озерного товарного рыбоводства. Зададимся вопросом: чем тюменские водоемы хуже китайских, где добиваются получения более 400 килограммов рыбы с гектара, и которая, в отличие от океанической, будет по карману многим? Иногда слышу, что где-то у нас есть маточное стадо карпа. Но никто не показывает его журналистам. Потому и возникают вопросы: а проводили там когда-либо ремонт стада? Насколько оно изношенное? Если стаду без племенного ремонта уже десять лет, то и говорить о нем нет смысла. У нас ведь как бывает? Делают упор на разведение осетра – следят за его селекцией, холят, а о доступной для народа рыбе забывают. Не случайно журналисты задали Илье Шестакову вопрос о его отношении к товарному рыбоводству. 

– Для нас товарная аквакультура тоже в приоритете, – ответил он. – В прошлом году она приросла на 30 процентов. Но этого явно недостаточно. Если в среднем в мире выловленной и выращенной рыбы фифти-фифти, то в России последняя составляет всего 4 процента. Решение этой задачи очень важно для обеспечения региональной продовольственной безопасности. 

Руководитель Росрыболовства не случайно сделал акцент на слове «региональной». В последнее время предпринимается все, чтобы переложить заботу о товарном рыбоводстве на плечи регионов, в частности – обеспечение посадочным материалом рыбхозов. Но предпринимателям не по силам полноценная селекционно- племенная деятельность, к которой необходимо привлекать ученых. Рыбопромышленники предложили софинансировать содержание и ремонт маточных стад, реконструкцию объектов из федерального бюджета хотя бы на уровне региональной поддержки. 

Другой острой проблемой является свободный доступ рыбаков- любителей на зарыбленные водоемы. Законом им разрешено ловить только аборигенную рыбу. Это как? Подсекаешь, и если вытаскиваешь карпа, то снимаешь его с крючка и выпускаешь в воду, затем, скажем, – пелчира… И так до тех пор, пока наконец не клюнет долгожданный аборигенный окунь. Вот его-то имеешь право опустить в садок. Ну просто анекдот какой-то! 

А в жизни все проще: на хорошо зарыбленное озеро съезжаются до сотни не обремененных совестью людей. Случается, что предпринимателям с трудом приходится выпроваживать «рыбаков-любителей» с сетями, неводом и десятками килограммов выловленной товарной рыбы. Это происходит потому, что нормативно-правовую базу умо- зрительно формируют дилетанты из московских кабинетов. А как вам такое федеральное новшество: на зарыбленных озерах разрешается проводить массовые соревнования рыбаков-любителей? 

В Тюменской области 450 тысяч гектаров озер и прудов, пригодных для рыбоводства. В частные руки отданы всего 183 водных объекта площадью 62 тысячи гектаров. Почему бы рыбакам- любителям не пойти на свободные водоемы? Снимая с себя ответственность за якобы создаваемую социальную напряженность, федералы предлагают вводить ограничения для рыбаков-любителей через правила рыболовства на местах, которые до принятия обсуждаются региональными и муниципальными властями, научно-промысловыми советами, товарными хозяйствами (или их ассоциациями) и рыбаками- любителями. 

Понимаю, что федеральное агентство в кризисное время находится в поиске приоритетов. Однако откреститься от товарного рыбоводства было бы большой ошибкой. И не потому, что придет время, когда Минсельхоз очнется и сполна спросит за состояние этой подотрасли животноводства. Дело куда серьезнее. Четыре процента продовольственной безопасности по выращенной рыбе – это просто какое-то недоразумение для великой страны. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/


32862