…ШАГАЛ ПОД ВОЙ СНАРЯДОВ ОТВАЖНЫЙ РЕПОРТЁР

ПО ПОВОДУ 

Очередной журналистский десант побывал в конце мая в Тобольске по случаю подведения итогов творческого конкурса. Его участники возложили цветы к памятнику фотокора Александра Ефремова – его узнаваемая фигура с кофром через плечо и с фотоаппаратом в руке создана скульптором Николаем Распоповым в прошлом году. Монумент – дань памяти всем журналистам, погибшим при исполнении служебных обязанностей в мирное время. Одним из них был Александр Ефремов. 

Семнадцать лет назад, 12 мая 2000 года, вместе с тюменскими милиционерами Людвигом Поперечным и Панжи Джураевым (сотрудниками временного отдела милиции), журналист объезжал блокпосты Заводского района Грозного. В какой-то момент их военный УАЗ взорвался на радиоуправляемом бандитском фугасе… 

Узнав о трагедии, на Северный Кавказ из Тюмени отправился коллега погибшего репортера Сергей Русанов. Он привез из Чечни его развороченные взрывом диктофон и фотокамеру, расшифровал магнитофонную пленку и напечатал снимки с полузасвеченной фотопленки… «Блокнот и «Лейку» друга в Москву, давясь от слез, его товарищ с юга редактору привез…» – поется в той давней песне времен Великой Отечественной, песне про фронтового репортера. Оказывается, такие трагические совпадения случаются и во вполне мирное время… Материал тогда опубликовали в СМИ под названием «Последний репортаж Александра Ефремова», а впоследствии он был отмечен на всероссийском конкурсе «Региональные журналисты в «горячих точках». Была подготовлена и персональная фотовыставка А. Ефремова (к сожалению, посмертная), которая экспонировалась в Москве, Тюмени и Тобольске. Начиная с 2001 года, ежегодно проходит церемония награждения победителей общероссийского фотоконкурса его имени. 

Снимки фотокора Александра Ефремова, представляемые сегодня, сделаны им еще в «первую чеченскую кампанию», в первой половине 90-х. Их автор, возвратившись из очередной командировки в «горячую точку», организовал в Тюмени фотовыставку, где наглядно представил ту трагедию. Отзывался о месте боевых действий, как о безумии амбициозных политиканов, заложниками которого являются ни в чём не повинные мирные граждане и военные (читай: усиленные отряды ОМОНа, в том числе Тюменского). Кстати, ту серию фотографий Александр назвал «Последние солдаты империи». И действительно, брошенные в пекло войны, они и флага-то как такового не имели: Советского Союза нет, а Россия ещё только определяется. Вот и развивалось над их головами и БТРами красное знамя РСФСР. Незадолго до своего последнего отъезда из Тюмени Александр Ефремов был отмечен в честь Дня Победы губернатором в числе лучших журналистов, отражающих в своих публикациях правду жизни, героизм и стойкость людей в сложных обстоятельствах. О своей творческой победе коллега упомянул при встрече вскользь, но с какой-то затаённой мальчишеской радостью. Он таким и был по жизни – ничего не боялся: прыгал с парашютом, лез в самые опасные места – словом, рисковал и делал великолепные фотографии. 

…А в тот роковой день журналист из Тюмени Александр Ефремов просто выполнял свой служебный долг, он считал, что кроме него никто этого не сделает. 

НА СНИМКЕ: Александр Ефремов (фото Олега Пашука). 

Тодор ВОИНСКИЙ 

 


32781